Папки-передвижки

Рекомендации для воспитателей ДОУ «Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС дои ФОП до« (1 фото)

Анна Котовчихина
Рекомендации для воспитателей ДОУ «Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС дои ФОП до«
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации для воспитателей ДОУ «Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС ДОи ФОП до«

Сенсомоторное развитие дошкольников способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Публикация «Рекомендации для воспитателей ДОУ „Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС ДОи ФОП до„» размещена в разделах

Одним из условий успешного сенсомоторного развития дошкольников является созданная предметно-пространственная развивающая среда, которая в контексте требований ФГОС дошкольного образования, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и пронизана сенсорными ощущениями.

Только благодаря созданию в детском саду и в группе единого образовательного пространства на полисенсорной основе (когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств, осуществляется качественное сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников и достижение определенных целевых ориентиров. То есть при переходе на школьную ступень обучения у воспитанников должны быть развиты: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, тактильные ощущения, перцептивные действия; крупная и мелкая моторика, зрительно – моторная координация; умение созерцать предметы окружающего мира и явления природы, классифицировать предметы по общим признакам, направляя свое внимание на более тонкое различение их качеств; закреплены знания о хроматических и ахроматических цветах.

Оборудованием, направленным на сенсомоторное развитие, пронизано все пространство дошкольной образовательной организации и группы. В течение дня, во всех режимных моментах, в специально организованной образовательной, самостоятельной или совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми незримо проходит процесс сенсомоторного развития.

Для расширения зоны познания и обогащения чувственного опыта ребенка в условиях группового помещения детского сада создаются сенсомоторные уголки, включающие в себя игры и пособия для развития зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов, центры «песок-вода», дидактические столы с наполнителями (группы раннего возраста, уголки экспериментирования (дошкольные группы).

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Функции сенсомоторного уголка в группе:

- для стимулирование сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

-снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

- создания положительного эмоциального фона, повышения работоспособности ребенка;

- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- развития и активизации речи детей;

- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Примерное содержание сенсомоторного уголка в группе:

ЗРЕНИЕ

- Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы,

любые приспособления с интересными световыми

эффектами.

- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения и т. д.).

- Цветовые пятна-кляксы различной формы.

- Разноцветные полупрозрачные шарфы.

- Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).

- Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы ребенок должен их найти).

- Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, вечные двигатели.

СЛУХ

CD и видеодиски со звуками:

- Домашние животные и птицы.

- Животные жарких стран.

- Звуки транспорта.

- Звуки природы: крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотания кузнечиков; звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т. д., звуки грозы, шелест листьев и т. д.

Приспособления для создания звуков:

- Шуршалки.

- Гремелки.

- Свистушки.

- Необычные музыкальные инструменты.

- Любые приспособления, издающие интересные звуки.

ОСЯЗАНИЕ

- Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой.

- Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).

- Выпуклые буквы, цифры.

- Разные по форме мелкие предметы.

- Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

ОБОНЯНИЕ и ВКУС

- Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки)

в разнообразных закрытых емкостях.

- Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных

раскрасок для подачи детям различных вкусов.

- Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).

Сенсомоторные уголки группы могут также включать в себя:

-Книжки тактильные можно сделать своими руками

-Игрушки для развития слухового внимания

-Игры на развитие осязания

-Игры с прищепками

-Пальчиковый театр

-Игрушки из упаковки киндер-сюрпризов

-Рамки-вкладыши

-Игры по типу Монтессори – материалы: -шнуровки

-Сенсорные панно, сенсорные дорожки, -коврики для развития тактильных ощущений

-Игрушки из пробок

-Бизиборд

-Тактильно-звуковые игрушки

-Сенсорные игрушки в интерьере группы: -сенсорное дерево, черепаха и др.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка в группе:

1). Доступность (уголок находится в удобном, доступном месте для детей, представленные игры и оборудование легки в использовании);

2). Безопасность (всё оборудование уголка изготовлено из экологически чистых, безвредных материалов и безопасно в использовании);

3). Креативность (яркость, привлекательность, необычность оборудования; творческий подход при создании и размещении уголка);

4). Разноплановость (присутствие оборудования и развивающих игр для развития всех анализаторов);

5).Разнообразие объектов (наличие оборудования и развивающих игр, изготовленых из разных материалов, разнообразного содержания и т. д.).

При организации сенсомоторного уголка следует учитывать возрастные характеристики и уровень сенсомоторного развития детей группы.

Урунтаева Г. А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

1) В младенчестве - высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:

- Складывается акт рассматривания предметов;

- Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;

- Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

- Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

2) В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия остаются очень несовершенными.

Особенности сенсомоторного развития в раннем детстве:

- Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам;

- Возникает представление о свойствах предметов;

- Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

3) В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте:

- зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

- с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Также следует уделить внимание созданию авторской концепции оформления сенсомоторного уголка, чтобы дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.

(Так, к примеру, могут появиться разные по тематике и содержанию сенсомоторные уголки: «Умелые ручки»; «Волшебная страна разноцветья»; «Крышкоград»; «Семицветик»; «Умные пальчики» и другие.

Совместная деятельность воспитателя и детей вне непосредственно

образовательной деятельности в сенсомоторном уголке:

• рисование пальцами, кистью, кусочком ваты, работа в раскрасках – штриховка,и т. д. ;

• лепка из глины, пластилина, теста;

• игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;

• застёгивание и расстегивание пуговиц;

• всевозможные шнуровки;

• нанизывание колец, бус, бисера, на тесьму;

• работа с ножницами: вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

• конструирование из бумаги (оригами);

• игры с цветными клубочками ниток, макраме (плетение из ниток, веревок);

• собирание пазлов;

• сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

• использование массажных мячей

• «Шариковые» ванны»

• «Осязательные ванны»

• тактильные панно

• «Сенсорная тропа для ног»

• самомассаж, пальчиковая гимнастика

• игры с водой, песком

• дидактические игры

• подвижные игры

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Бережливые и доброжелательные технологии в РППС группы с учетом ФГОСБережливые и доброжелательные технологии в РППС группы с учетом ФГОС У нас в детском саду №7 "Семицветик" города Белгорода, проходил институциональный конкурс на лучшую развивающую предметно пространственную.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по составлению НОД в соответствие с ФГОС до» Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Проблема планирования непрерывной.

Круглый стол «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учетом ФГОС ДО» Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития.

Оформление уголка уединения в средней группе по ФГОСОформление уголка уединения в средней группе по ФГОС В требованиях ФГОС ДО развитие предметно - пространственной среды обращает особое внимание не только к обеспечению совместной деятельности.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Отчет о выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС в младшей группе О выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС ДО в первой младшей группе. Идея воспитания.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей ДОУ «Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС дои ФОП до«
Опубликовано: 16 мая 2024 в 12:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей ДОУ «Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС дои ФОП до«» (включая файлы) размещена пользователем Анна Котовчихина (УИ 23522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД