Марина Грицкова
Рекомендации для воспитателей по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском саду
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса,, мыслительную деятельность, развивает наблюдательность.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Уголок экспериментирования
"Мини лаборатория» или «Центр науки»
Основные задачи:
Публикация «Рекомендации для воспитателей по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
• развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ;
• формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности должно быть :
1)место для хранения материалов (природного, «бросового»)
2) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
3)место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
4) место для проведения опытов
Содержание уголка экспериментирования:
1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам:
«Звук»,
«Магниты»,
«Песок и вода»
«Бумага»,
«Свет»,
«Стекло»,
и расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:
Основное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
• Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Дополнительное оборудование:
Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
3. Обязательно наглядный материал должен быть:
Карточки – схемы проведения экспериментов (опытов). Их оформляют на плотной бумаге или ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
4. В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и закрепляющие знаки.
5. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.
Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
6. Элементы предметно-развивающей среды:
схемы-зарисовки опытов,
пособия для экпериментов,
фотографии и картинки,
необходимые предметы,
альбомы и кроссворды,
изготовление с детьми необходимых пособий.
Алгоритм подготовки и проведения познавательно – исследовательской деятельности
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса.
Типа, вида и тематики непосредственно образовательной деятельности (НОД) – экспериментирования.
Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это образовательные, развивающие, воспитывающие задачи).
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.