Наталья Михеева
Рекомендации педагогам ДОУ по развитию математических представлений дошкольников с помощью цветных палочек Х. Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагогам ДОУ по развитию математических представлений дошкольников с помощью цветных палочек Х. Кюизенера
Дидактический материал, предложенный математиком из Бельгии Джорджом Кюизенером, известен по всему миру, так как очень эффективен в качестве предматематической подготовки к школе. Цветные палочки Х. Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и длины. Наименьшая призма имеет длину 10 мм. иявляется кубиком.
Публикация «Рекомендации педагогам ДОУ по развитию математических представлений дошкольников с помощью цветных палочек Х, Кюизенера» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Для успешной работы с цветными палочками Кюизенера педагогу ДОУ необходимо выполнять некоторые рекомендации :
развивать инициативность;
поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
мотивировать самостоятельность ребенка при выборе решения;
избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
При выборе методов учитываются:
образовательные программы;
цели, задачи обучения;
содержание формируемых знаний на данном этапе;
возрастные и индивидуальные особенности детей;
личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
конкретные условия, в которых протекает процесс обучения, и др.
С целью развития активности ребёнка рекомендуется организовывать разнообразные виды деятельности:
совместные с ребёнком индивидуальные коррекционные игры и упражнения;
свободные игры;
развивающие мини-ситуации;
занятия.
При организации и проведения логико-математических игр с цветными палочками Х. Кюизенерапридерживаются следующего алгоритма:
1. Создание предметно-игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры.
2. Создание игровой или проблемной ситуации (завязка)
3. Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры
4. Подведение итогов (содержательный или эмоциональный)
При работе с дидактическим пособием «Цветные палочки Х. Кюизенера» необходимо соблюдать некоторые рекомендации :
1. В образовательной деятельности: прежде чем научить детей решать логические задачи необходимо проводить с ними подготовительные упражнения. Это могут быть задания на выкладывание различных геометрических фигур из счетных палочек (Приложение П).
Обязательно с ребенком нужно проводить анализ построенных фигур по следующему плану:
сравните и скажите, чем отличаются и чем похожи фигуры;
докажите, что фигура составлена правильно.
2. В проектной деятельности с использованием цветных палочек Х. Кюизенера, соблюдается главное требование: способность становления субъективной позиции ребёнка, проявление им исследовательского поведения в процессе математических и логических игр. Решение творческих, проблемных задач экспериментирования даёт возможность избегать в обучении и развитии детей пассивных методов и приёмов, таких как показы, длительные объяснения, частые подсказки.
Освоение комплекта включает в себя четыре этапа:
1. «Построение лестниц». Строя лестницы разной высоты дети анализируют комплект палочек, изучают их особенности. Узнают, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот, осваивают зависимость палочек по длине. Строят лестницы на плоскости стола как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Выделяют высоту, ширину и длину лесенки.
2. Игры на освоение отношений по длине, высоте, массе, объему. Используются игровые задачи, игры-викторины. (игровые задачи и упражнения см. в книге Е. А. Носовой «Логика и математика для дошкольников»)
3. Составление ковриков. Дети составляют различные ковры из палочек, в результате чего у них появляется представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания.
4. Составление рисунков.
С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются названия цветов и числовое обозначение. Например «Покажи палочку 3, какого она цвета?». «Найди розовую палочку, какое число она обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.
Система упражнений с цветными палочками Х. Кюизнера представлена в методической литературе:
1. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет.
2. Новикова В. П. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет.
3. Носова Е. А. «Математика и логика для дошкольников».