Приложение МААМ

Рекомендации родителям «Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова»

Евгения Чайковская
Рекомендации родителям «Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова»
▼ Скачать + Заказать документы

ГКУСО МО Семейный центр «Шатурский»

Рекомендации родителям.

Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

Учитель-дефектолог: Чайковская Е. Е

Рекомендации родителям.

Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

Публикация «Рекомендации родителям „Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова“» размещена в разделах

Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение (пропуск) слогов :моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)

2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове :деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов : гебемот-бегемот)

3. Искажение структуры отдельного слога ( сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог :лимонт-лимон)

4. Антиципации (уподобление одного слога другому :пипитан-капитан)

5. Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове :пананама-панама)

6. Контаминации (соединение частей двух слов : холодильница- холодильник и хлебница)

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :

1. Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».

2. Слухового внимания. «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

3. Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

1. Упражнения на развитие координации рук:

пальчиковые гимнастики

«Делай как я»(Воспроизведение серий движений руками -ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

1. Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

1. Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок»

1. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений : начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».

2. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово»(подбираем слова на заданный звук, слог.)

1. Игры направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Желаем успехов!

Нарушение слоговой структуры слов

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З. Е., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Маркова А. К., Усанова О. Н. и др.

Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий :

1. Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.

2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.

3. Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.

4. Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.

В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются два этапа:

1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2. Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном

материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.

Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим основное содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы.

Задачи Методические приемы Упражнения и

дидактические игры

I. Подготовительный этап

Развитие базовых предпосылок становления

слоговой структуры слова(1) :

1. Совершенствование статико-динами-ческих и темпоритмических параметров общих движений и действий:

совершенствовать координацию общих движений;

-формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры;

- формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях;

-развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти;

-формировать общую координацию движений под ритмическую музыку. -воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений);

- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

- различение, воспроизведение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол);

- изменение темпа, ритма движений;

-использование музыкальных инструментов;

-маршировка, легкий бег, ходьба;

- воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме, под музыку). «Повтори за мной»,

«Кто как ходит?» ( воспроизведи движение животного: волка, лисы,

«Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева»,

«Стучи – как я считаю»,

«Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок,

«Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов, «Сколько раз ударили в барабан»,

«Где позвонили»,

«Узнай музыкальный инструмент по звуку»,

2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук:

-развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое;

-воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук;

-развитие реципрокной координации рук;

-развитие динамического праксиса рук;

-формирование графических умений на переключение. -развитие переключаемости движений пальцев рук;

-развитие ритмических движений пальцев рук;

-формирование пространственной организации движений пальцев рук;

-выполнение движений одновременно обеими руками;

-выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет;

-упражнения на переключение

«Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным.

Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки, во встречных направлениях (двух рук одновременно).

Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно.

«Кулак – ребро».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Кулак левой руки–ребро правой руки».

«Продолжи строчку» : (О-О-О…; - + - + -)

3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений:

-развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;

-совершенствовать плавность и переключаемость движений;

-совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. -соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук;

-совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук;

-выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук;

-совершенствование пространственной организации движений и действий. -губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам,

-совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук;

-поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т. д.

Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие Объяснение: слова бывают большие – длинные и маленькие – короткие

«Поднимись по лесенке»,

«Прошагай слово»,

«Найти длинное слово среди коротких».

Различение слогового ряда Отличать ряд из двух слогов от одного слога «Волк и козлята»

(волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук»

Формирование пространственно-временных представлений «Найди начало, середину, конец»,

«Что стоит перед, за, после?»

«Кто первый, последний?»(сказка Репка).

II. Основной этап

1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов

а) отраженное повторение отдельных слогов с сохранными звуками;

б) произнесение слов из двух одинаковых слогов;

в) произнесение слоговых рядов;

г) овладение слоговым рядом из трех слогов;

д) введение предложений;

е) отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой. «па, та, ка…»,

«Кто как поет?»,

«мама, вава, тата, папа…»,

«татата, кококо…»,

«Мама, коко!»

2. Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую

а) различение слоговых рядов отличающихся, каким либо признаком (двусложные, трехсложные);

б) произнесение рядов с разными согласными;

в) произнесение двусложных слов на сохранных звуках;

г) введение трехсложных слоговых рядов с разными согласными;

д) введение трехсложных слов из доступных детям звуков;

е) заучивание двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. та – то,

та - ту – то,

па – ка, та – ва,

вата, хата,

“Лото”,

“Чудесный мешочек”,

па – та – ка,

панама, канава,

малина, кубики.

3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)

а) проверка умения ребенком произносить закрытые слоги;

б) послоговое произнесение двух слогов слова;

в) объяснение правильной артикуляции стечений и зрительная опора на артикуляцию педагога и свою в зеркале

г) наращивание стечений «Назови картинку»

(Кот, мак, пух,

«тык – ва, пап – ка, вет – ка»

«ма – фма».

4. Устранение перестановок слогов

а) слуховые упражнения, показ картинок;

б) узнавание наличия определенного слога в том или другом слове;

в) определение места слога в слове;

г) овладение слогоделением.

-придумать слова со слогом (ко, ма. ,

-придумать слова, состоящие из одного слога (двух, трех,

-придумать слова добавив слоги к слову (точка. ,

-сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности (ха, му – муха; ра, бу, но, ти-буратино,

-добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина – шина, палатка-латка,

-«Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш. ,

-замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено)

-«Ребусы» (бочка-бабочка,

слон-заслонка).

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям «Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова»
Опубликовано: 23 февраля 2023 в 22:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации родителям «Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Чайковская (УИ 873203) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД