Папки-передвижки

Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов дошкольников

Ольга Миллина
Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов дошкольников

Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов дошкольников

Игра - один из видов человеческой деятельности. Занимая

определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое

значение. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Публикация «Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов дошкольников» размещена в разделах

В педагогике детская игра определяется как исторически возникший

вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий

взрослых и отношений между ними.

Детская игра имеет многовековую историю. Развитие игры

рассматривается в связи с развитием человеческого общества и изменением

положения ребенка в системе общественных отношений. На ранних ступенях

развития человечества, когда уровень производительных сил был еще

чрезвычайно низок и основным способом добывания средств существования

являлась охота, дети очень рано начинали принимать участие в общем со

взрослыми труде. Практически усваивая способы употребления

примитивных орудий, дети становились полноправными членами общества.

Появление всех более сложных орудий труда вызывает необходимость

в специальной подготовке детей к трудовой деятельности. Взрослые создают

для детей облегченные и уменьшенные в размерах разнообразные орудия

труда. Возникают игры - упражнения. В них дети овладевают необходимыми

навыками и умениями использований орудий труда. Деятельность их при

этом весьма близка к деятельности взрослых.

Последующее усложнение условий и орудий труда. Возрастающее

разделение труда меняют и положение детей в обществе. Появляется

изобразительная игрушка, сохраняющая лишь внешнее сходство с орудиями

труда. С ней нельзя упражняться в тех или иных действиях, а можно

изображать эти действия.

У каждого народа накоплен и передается из поколения в поколение

огромный запас разнообразных детских игр, каждое общество различными

путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание детских игр.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих

педагогических системах прошлого и настоящего.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два

направления использования игры в воспитании детей:

- для всестороннего гармонического развития;

- в узко - дидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский

педагог- демократ Я. А. Коменский. Он считал игру необходимой формой

деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Рассматривая

игру как условие радостного детства и как средство всестороннего,

гармонического развития ребенка. Я. А. Коменский советовал взрослым,

внимательно относится к играм детей, разумно руководить ими.

Дидактическое направление использования игры получило развитие в

XVIII в. у педагогов - филантронистов (И. В. Базедов, Х. Т. Зельциан и др.)

Стремясь сделать обучение детей занимательным, отвечающим их

возрастным особенностям, филантронисты использовали разнообразные

игры.

С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в

педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозномистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Фребель придает игре большое воспитательное

значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление,

воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей

дошкольного возраста. Им разработаны различные игры для детей

(подвижные, дидактические, среди них игры с дарами. Через эти игры, по

мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства и

многообразия мира. Символика игр с дарами была чужда и непонятна

детям. Методика проведения игр отличалась сухостью и педантизмом. Дети

играли в основном по указанию взрослых.

Дидактическое направление использования игры характерно и для

современной английской педагогики. Самостоятельная творческая игра детей

используется как метод обучения.

В американских детских учреждениях, работающих по системе М. М.

Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится

дидактическим играм и упражнениям с различными материалами.

Значительный вклад в разработку педагогики игры внёс П. Ф. Лесгафт.

Он рассматривал игру как упражнение, при посредстве которого ребенок

готовится к жизни. В своей системе Лесгафт уделял основное внимание

физическому воспитанию детей. Вместе с тем он подчеркивал и большое

значение подражательных игр, содержание которых связано с социальным

окружением ребенка.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой, она

рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса

в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств

воспитательного воздействия на ребенка.

В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и

использовались игры двух видов:

- свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе

и педагогической;

- игры, организованные педагогом, игры с правилами.

Дети играли как индивидуально, так и коллективно. Особая заслуга

принадлежит Е. И. Тихеевой, в раскрытии роли дидактической игры. Она

справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать

самые разнообразные способности ребенка.

современной дошкольной педагогике изучением и методикой

проведения дидактических игр занимались и занимаются многие

специалисты.

Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний,

полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого

узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения,

важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую

игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и

детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и

научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной

работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая

игра таит в себе большие возможности в том плане.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

С помощью игры - занятия я не только передаю определенные знания,

формирует представления, но и учу детей играть. Основой для игр детей

служит сформированные представления о построении игрового сюжета, о

разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были

созданы условия для переноса этих знаний и представлений в

самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в

жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре.

Игры-занятия, поэтому относятся к прямому обучению детей с

использованием разнообразных игровых приемов. Дидактическая игра

используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомление

с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное

(познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно

является и учителем. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на

занятиях расширяются и углубляются знание об окружающем мире, то

дидактической игре (в играх - занятиях) детям предлагаются задание в виде

загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая

деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют

интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как

долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание

хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием

играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры,

правило которых детям известны: Краски, Где мы были, мы не скажем, а

что делали покажем и др. В каждой такой игре заложен интерес с игровым

действиям. Например, в игре Краски нужно выбрать какой-либо цвет. Дети

обычно выбирают любимые сказочные цвета: золотой, серебряный.

Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему

название краски. Скачи по дорожке на одной ножке - говорит водящий

потому кто назвал краску, которой нет среди играющих.

Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Потому что

дети всегда играют в такие игры.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно

играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли

организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и

справедливыми судьями.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их

вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится к

большей мере к настолько-печатным играм, необходимо вместе с ними

придумать более сложные правила. Например, в игре Лото малышам.

Согласно правилам игры победитель тот, кто правильно подберет карточки и

закроет ими клеточки на большой карте. Дети играют в эту игру с интересом,

пока все карточки не станут им хорошо известны и они не научатся

соотносить изображение с сюжетом картинки. Для поддержания интереса к

этой игре воспитатель организует действие ребят, говорит им: Давайте

теперь поиграем так; у меня значки (кружки) - красный, зеленый и синий (по

количеству играющих детей). Мы поиграем и узнаем, кто быстро и

правильно выполнит задание - закроет первые клетки на большой карте, тот

будет победителем, получит вот этот значок- красный кружок, второй-

зеленый, а кто последний - получит синий кружок. Вася подаст сигнал, когда

начинает игру; стукнет кубиком по столу два раза.

Игра начинается всеми детьми одновременно. Играть можно несколько

раз, обменявшись картами. Каждому хочется получить значок победителя,

поэтому дети просят своих партнеров:Давайте еще раз сыграем!

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со

стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например,

воспитатель, как и все участники игры Лото, получает карточку и

старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых

предметов, радуется, если выигрывает, т. е. является равноправным

участником игры.

При определении победителя воспитатель дает возможность самим

детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии

педагога этот этап в игре тоже проходит более организованно, четко, хотя

если он и не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры,

высказать свое за или против. Так, в играх, помимо формирования

самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия

между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание,

атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимании к его

внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе

игры. Это и составляет сущность педагогики сотрудничества.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на

занятиях, так и вне них. На занятиях используются те дидактические игры,

которые можно проводить фронтально со своими детьми. Они закрепляют,

систематизируют знания.

Но более широкий просмотр для воспитания самостоятельности в

дидактической игре предоставляются детям в отведенные часы игр. Здесь

дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в

выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе

водящего.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах,

рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей

сюжетно-ролевым играм; умению взять на себе определенную роль,

выполнить правила игры, развернуть его сюжет. Например, в дидактической

игре Уложим куклу спать воспитатель учит детей младшей группы

последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно

складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относится к кукле,

укладывая ее спать, петь колыбельную песенку. Согласно правилам игры,

дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые

нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочередно берут нужные

для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы

в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные

принадлежности, ночная рубашка или пижама. Затем под руководством

воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко

сну; надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой

цели кроватку. Все поют тихонько колыбельную песню; Баю- баю- баю,

куколку качаю. Куколка устала, целый день играла. Таких игр в младших

группах проводится несколько; День рождения куклы Кати, Оденем Катю

на прогулку, Катя обедает и т. д. Игры с куклой являются эффективным

методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым

играм.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения

творческих игр и более старших детей. Такие игры, как Умные машины,

Кто быстрее наденет на артиста его национальный костюм?, Молочная

ферма, Кому, что нужно для работы, Кто построил этот дом?, От

зернышка до булочки, не могут оставить ребят равнодушными, у них

появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее

особенностями ребенка, включается во все системы дошкольного

воспитания.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До

сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры Фанты,

Краски, Что летает? и др. В них много веселых шуток, юмора, и то же

время требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в

сообразительности, внимания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают

умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами

находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок

воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает

его умственную активность.

К дидактической игре формируется познавательная деятельность

ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем

дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются

интеллектуальные.

Очень велико значение дидактической игры для умственного

воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками

у ребенка происходит накопление чувственного опыта.

Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится

различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в

неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения

выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется

сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие,

обобщать, делать выводы.

Таким образом, развивается способность к рассуждениям

умозаключению. Умением применять свои знания в разных условиях. Это

может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о

предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к

решению умственных задач: успешный результат умственного усилия,

преодоление трудностей приносят им удовлетворения.

Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию,

обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Все это делают дидактическую игру важным средством подготовки детей к

школе.

Умственное воспитание в игре тесно связаны с нравственным. Решение

дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение

правил игры требует от детей выдержки, самообладании,

дисциплинированности.

Добросовестное выполнение правил приучает к честности,

справедливости.

Содержание дидактических игр помогает формированию моральных

представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых надо

определять, Что такое хорошо, что такое плохо, давать характеристики

литературным героям.

Игры с дидактическими игрушками, природным материалом,

картинками, способствует накоплению чувственного опыта, вместе с тем

помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и

формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении. В

играх со словом они учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов дошкольников
Опубликовано: 25 июля 2021 в 20:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД