МААМ-картинки

Роль дидактической игры и дидактической сказки в развитии изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

маша белова
Роль дидактической игры и дидактической сказки в развитии изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время большое внимание в области дошкольного образования уделяется решению задач, направленных на всестороннее развитие личности ребенка. В данной статье мною будет рассмотрена важность степени сформированности движений руки во время совершения графических и изобразительных действий у детей младшего дошкольного возраста; ее влияние на всестороннее развитие ребенка.

Публикация «Роль дидактической игры и дидактической сказки в развитии изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: дидактическая игра, дидактическая сказка, рисование, формообразующие движения, младший дошкольный возраст, приемы обучения детей рисованию.

Решение проблемы обучения детей младшего дошкольного возраста формообразующим движениям при помощи дидактических игр и сказок является актуальным не только для воспитателей, но и для родителей, так как не все знакомы с преимуществом использования дидактических игр и дидактических сказок в процессе формирования у детей движений руки, с вариантами их применения.

Роль дидактической игры и игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста рисованию доказали такие исследователи, как: Г. Н. Давыдова, Е. Л. Зеленина, С. В. Кахнович. «Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. Именно в этих играх уже проявляются художественные способности детей : игра как бы предшествует творчеству и способствует ему.» - считает Е. Л. Зеленина

Несмотря на проработанность проблемы, в современной практике педагогов часто встречается однообразие в организации с дошкольниками работы по формированию движений руки в рисовании.

Проблема исследования: В процессе формирования движений руки у детей младшего дошкольного возраста воспитатели часто используют одни и те же знакомые и проверенные ими на личном опыте педагогические средства, когда возможности дидактических игр по рисованию гораздо шире. А использование дидактических сказок встречается в отношении обучения рисованию достаточно редко. Родители, в большинстве случаев, также не знакомы с преимуществом использования и вариантами применения дидактических игр и сказок в процессе обучения детей формообразующим движениям.

Данное исследование будет полезно воспитателям, родителям дошкольников, поскольку методические разработки, составляющие часть исследования, помогут разнообразить уже имеющиеся педагогические средства и помогут сделать интересным процесс обучения рисованию для всех участников.

Таким образом, рассматриваемые мною вопросы могут оказать помощь в решении проблемы, связанные с развитием у детей творческих умений в рисовании, поскольку через игру и сказку дети проще и быстрее осваивают новые знания и умения.

Целью исследования будет являться теоретическое обоснование и проверка в ходе практики условий использования дидактической игры и дидактической сказки в качестве средства формирования движений руки у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.

Рассмотрим подробнее дидактическую игру и дидактическую сказку как приемы обучения детей дошкольного возраста рисованию

Игровые приемы – это одни из способов развития сюжетно-игрового замысла, в котором участвует как дети, так и педагог; этот процесс протекает с помощью постановки игровой задачи и выполнения детьми соответствующих игровых действий, которые направлены на обучение и развитие дошкольников.

Игровые приемы можно условно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением взрослых и детей и сюжетно – игровые ситуации по типу режиссерских игр.

Для начала рассмотрим дифференциацию игровых приемов обучения по характеру игрового материала.

Сюжетно – игровые ситуации в режиссерских играх развертываются с помощью игрушек, каких-либо предметов, бросового материала, объемных и плоскостных фигурок. Педагог и ребенок используют их для игры, как в режиссерской игре. Существуют и другие игровые ситуации того же типа. Они развертываются на базе рисунков. Но важно не забывать, что нарисованное изображение более условно, оно уже не имеет тех обширных возможностей активного взаимодействия с ним. Педагог действует одновременно с детьми в обоих случаях, примеряя на себя роли сценариста, режиссера и актера.

Очень известным и распространенным является прием обыгрывания игрушек или предметов (они могут быть как объемными, так и плоскостными, картин – панорам, бросового и природного материала. Вполне реально обыграть даже художественный материал, будь то кисточки, краски или карандаши. Например, можно использовать разговор с кисточкой, советуясь с ней, уча ее рисовать.

При использовании этого приема можно решить ряд задач руководства изобразительной деятельностью. Чаще всего, данный прием применяется педагогами на организационно – мотивационном этапе, во время беседы, которая, в свою очередь, направлена на формирование у детей замысла будущего изображения, лепки или аппликации. Также, обыгрывание предметов или игрушек способно помочь привлечь внимание дошкольников к изображаемым предметам, мотивировать их, объяснить задание, создать интерес к предстоящей работе, объяснить приемы изображения, помочь рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Т. Н. Доронова предлагает другой прием – обыгрывание изображения. Не зависимо от того, что обыгрывается – законченное или же выполненное не до конца изображение, различают обыгрывание готового изображения и сюжетно - изобразительную игру с создаваемым, не доделанным до конца изображением. [5]

Прием обыгрывания уже готового изображения применяется в конце рисования, либо лепки. Далее, результат (изображение) применяется в качестве своеобразного игрового предмета.

При использовании данного приема педагогу важно помнить о том, что следует ориентироваться на игровой опыт детей, учитывать, какие из способов выполнения действий будут более интересными и доступными малышам.

Полезным для воспитателя будет и такой прием, как обыгрывание еще только создаваемого изображения. Его также называют сюжетно – изобразительной игрой. Основной задачей этого приема является осуществление руководства процессом изображения, его «сопровождение». Перед педагогом стоит ряд задач: игровое анализирование реализуемого образа, дальнейшее развитие детского замысла, стимулирование изобразительных способов его воплощения. В зависимости от сложности создаваемого рисунка различают игровые упражнения, сюжетные игры с предметными изображениями, изобразительно – игровые инсценировки сюжетов. В тех случаях, когда изображение, подлежащее обыгрыванию, довольно простое (состоит из одной части, его следует выполнять с помощью одного повторяющегося изобразительно – игрового действия (игрового упражнения). Детям интересны игровые упражнения, ведь они проявляют неподдельный интерес к содержанию отражаемого действия, к ритмичным повторам движений. Данный прием будет полезен при упражнении дошкольников в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных умений и навыков. Это обусловлено двумя факторами: интересом детей к содержанию действий, склонностью к их повторению с одной стороны, и совпадения изобразительного и игрового действия – с другой.

Особенности развития игры обуславливают выделение игрового приема с элементами ролевого поведения. Но в разных ролях малыша привлекают либо человеческие взаимоотношения, либо разнообразные действия игрового персонажа. Исходя из этого, воспитатель осуществляет построение содержания игровых приемов, учитывая интересы детей, их знания и умения, предпочтения, уровни и навыки игры в группе.

Каждый из приемов, перечисленных выше, совмещает в себе базовые признаки игры и самобытность изобразительной деятельности детей. Именно поэтому данные приемы понятны и близки дошкольникам, они не допускают разрушения естественного изобразительного процесса. Все виды игровых приемов могут использоваться в разнообразном сочетании в реальном процессе обучения детей.

Разрабатывая игровые приемы обучения необходимо учитывать не только содержание и логику игровых действий, но также и согласованность их с логикой и смыслом настоящих повседневных ситуаций.

Анализируя вышесказанное, важно отметить, что игровые приемы способны решать не только изобразительные задачи, они также развивают и воображение, творчество дошкольников, придают процессу обучения радостный, неожиданный, интересный характер.

Также, при использовании игровых приемов обучения необходимо учитывать игровой опыт дошкольников. Воспитателю должны быть известны наиболее выигрышные мотивы игры. Необходимо хорошо знать сферу деятельности, вызывающую интерес у ребенка. Также педагогу важно знать разнообразные способы выполнения игровых действий, освоенных детьми.

Учитывая развитие воображения детей, в игровых приемах допускается использование не одних лишь образных игрушек, но также и предметов – заместителей, с последующим построением действий с воображаемыми предметами.

Одним из важных условий является необходимость создания воспитателем настоящих игровых отношений, не искажая при этом суть игры чрезмерным дидактизмом. Педагогу важно проявлять свое участие, эмоции, заинтересованно реагировать на происходящее, проявляя самые разные чувства (удивление, радость, восхищение, печаль и т. д.). При этом важно помнить о мере их проявления.

Частой ошибкой является то, что игровые приемы могут иметь характер лишь развлекательного элемента, не выполняя при этом поставленные дидактические задачи. Игровые действия с разнообразным содержанием должны соответствовать дидактическим задачам.

По большей части, своеобразие использования игровых приемов определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями сочетания творческих и учебных задач. Занятия в методике обучения детей условно подразделяются на 3 группы, в зависимости от задач, занимающих ведущее место:

-занятия по сообщению новых знаний и первичному ознакомлению со способами изображения;

-занятия по упражнению в применении знаний на практике, формировании навыков;

-творческие занятия.

Нередко, особенности использования игровых приемов определяются их местом в структуре занятия. Занятие подразделяется на 3 части, согласно этапам художественно- творческой деятельности. Это первая часть, во время которой организуется процесс формирования замысла самого рисунка; вторая часть, в процессе которой ребенок реализует изображение ; третья часть, предполагающая анализ, рефлексию, оценку детских работ. Каждая из частей подразумевает реализацию определенных задач.

Игровой прием применяется в первой части занятия когда целью является организация ориентировочно – исследовательских действий, например - восприятие изображаемого предмета. Часто педагоги применяют прием обыгрывания игрушек в процессе обследования. Педагогу важно помнить о том, что следует проводить диалог не только с персонажами, но и включать в него детей, если на занятии предполагается высокая активность детей. Во время такой беседы воспитатель совместно с малышами рассматривает изображенный предмет, вспоминает схожие с ним признаки других предметов, сходных с рассматриваемыми.

Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыграть выполняемый рисунок и с помощью игрушек. В центре внимания игры находится создаваемый образ, а игрушки являются средствами обыгрывания.

Применяя прием обыгрывания выполняемого рисунка, например при аппликации, воспитатель легко может объяснить и показать способы изображения, максимально активизируя детский опыт, упражняя дошкольников в применении знаний, умений в относительно новых условиях.

Показ способов изображения, способов действия не обязательно должен быть игровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приема - обыгрывание готового изображения, то есть результата показа. Целью обыгрывания в данной части занятия – закрепить предложенный игровой мотив деятельности; оживить образ; предварительно оценить один из вариантов работы, предупредив на его основе возможные ошибки, уточнить задания.

Детская активность возрастает при использовании в первой части занятия обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения. Перед началом изображения дети повторяют правила работы.

Во второй части занятия воспитатель осуществляет руководство процессом воплощения замысла, оценивая способы и результаты детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном во время индивидуальной работы с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков. Данный вид обыгрывания воспринимается детьми как помеха, ведь они сосредоточены на изображении.

В третьей части воспитатель ставит следующие задачи: «оживление» образа, помощь детям в поиске достоинств и недочетов своей работы, укрепление желания заниматься изобразительной деятельностью. В этой части занятия также решается еще одна, не менее важная задача – научить детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов целесообразно использовать прием обыгрывания готового изображения.

На занятиях по сообщению новых знаний применяют игровые приемы. Своеобразие центральных задач этих занятий определяет особенности сочетания игровых приемов с другими. Процесс обследования, выделения внешних признаков предмета осуществляется через драматизированные действия, разговоры между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. Детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной, согласно исследованиям Т. С. Комаровой, связи между обследующим жестом и формообразующим движением.

В тех случаях, когда воспитатель дает показ способа изображения, можно использовать прием обыгрывания и создаваемого образа. Целью его использования будет сосредоточение внимания на способах действия.

При руководстве процессом создания образа в данном типе занятия большое место занимают приемы прямого обучения: дополнительный показ, объяснение, совет и по возможности косвенные приемы, вопросы. Целесообразно также использовать и обыгрывание рисунков.

При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно используют обыгрывание готовых детских работ с целью помочь ребенку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые действия были разнообразны по содержанию и форме, так как при типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках.

При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятия, меняется лишь их направленность - теперь они направлены на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребенком.

Также, на занятиях по рисованию широко используется такой прием, как обучающая сказка – особое сказочное повествование, формирующее у ребенка элементарные математические, речевые, экологические и другие программные знания, выполняющее главным образом познавательную функцию, формируя у детей навык логического мышления.

Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, нежели просто рисовать. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность положительными, эмоциями; своим рисунком ребенок рассказывает о том, во что и как он играл. Задача педагога в этой связи -помочь своему воспитаннику, скажем, вспомнить те игровые эпизоды, которые наиболее интересны и которые он может передать.

Таким образом, дидактическая игра и дидактическая сказка являются одними из самых эффективных приемов обучения детей рисованию. Воспитателям и родителям следует обратить на них свое внимание, что в последствии принесет положительные результаты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Веракса, Н. Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования : учебное пособие / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва : Мозаика синтез, 2014 — 368 с. - ISBN 978 5 4315 0504-1. - Текст : непосредственный.

2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 : методическое пособие / Г. Н. Давыдова. - Москва : Скрипторий, 2003, 2007. - 80 с. ISBN 978-5-98527-081-5. - Текст : непосредственный.

3. Зеленина, Е. Л. Играем, познаем, рисуем : учебное пособие / Е. Л. Зеленина. - Москва : Просвещение, 1996. - 62с. - ISBN 5-09-004264-0. - Текст : непосредственный.

4. Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка : учебное пособие / О. Л. Иванова, И. И. Васильева. - Москва : Сфера ; 2010. - 92 с. – (профессиональное образование). - ISBN 978-5-9268-0878-7. - Текст : непосредственный.

5. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие / С. Е. Игнатьев. - Москва : Мир, 2007. – 189 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 5-8291-0672-8. - Текст : непосредственный.

6. Кахнович, С. В. Изобразительная деятельность в группах раннего и младшего возраста : методическое пособие / С. В. Кахнович. - Москва : Русское слово, 2020. - 94 с. – (профессиональное образование). - ISBN 978-5-533-01212-6. - Текст : непосредственный.

7. Кахнович, С. В. Формирование начал изобразительной грамотности у детей раннего возраста : учебное пособие / С. В. Кахнович; Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева. - Саранск : Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 2009. - 122 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-8156-0239-7. - Текст : непосредственный.

8. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования" / Т. Г. Казакова. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 255 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 5-691-01561-3. - Текст : непосредственный.

9. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов : для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 158 с. – (профессиональное образование). - ISBN 978-5-86775-273-6. - Текст : непосредственный.

10. Костикова, Н. Творчество с малышами : рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет : [для чтения взрослыми детям] / Н. Костикова. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 172 с. - ISBN 978-5-00117-421-9. - Текст : непосредственный.

11. Котлякова, Т. А. Разноцветный мир : Программа и методические рекомендации по рисованию / Т. А. Котлякова. - Москва : Баласс, 2018. – 174 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-9500700-5-1. - Текст : непосредственный.

12. Кушнир, Г. В. Занятия по изобразительной деятельности : коллективное творчество : учебное пособие / Г. В. Кушнир [и др. ] ; под ред. А. А. Грибовской. - Москва : Творческий центр Сфера, 2009. - 187 с. – (профессиональное образование). - ISBN 978-5-89144-865-0. - Текст : непосредственный.

13. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты рекомендации. Ранний возраст : учебное пособие / И. А. Лыкова. – Москва : КАРАПУЗ, 2009 - 144с. – (профессиональное образование). - ISBN 978-5-9715-0304-0. - Текст : непосредственный.

14. Лыкова, И. А. Цветные ладошки : парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности : учебное пособие / И. А. Лыкова ; под редакцией И. А. Лыковой. - Москва : Цветной мир. - 2019. – 136 с. – (профессиональное образование). - ISBN 97845443104004243. - Текст : непосредственный.

15. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: учебное пособие / В. С. Мухина. - Москва : Академия, 1999. - 456 с. - ISBN 5-7695-0408-0. - Текст: непосредственный.

16. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду : Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - Москва : Просвещение, 1982. - 208 с. - ISBN 5-86775-320-4. - Текст : непосредственный.

17. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ : учебное пособие / Т. А. Цквитария. - Москва : Сфера, 2011. - 122 с. – (профессиональное образование). - ISBN 978-5-9949-0466-4. - ISBN 978-5-9268-0878-7. - Текст : непосредственный.

18. Янушко, Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1– 3 года : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е. А. Янушко. — Москва : ВЛАДОС, 2018. — 287 с. - 1 CD-ROM — электронное приложение. - ISBN 978-5-906992-57-4. - Текст : непосредственный.

Публикации по теме:

Конспект дидактической игры «Лисичка, спляши» для детей младшего возрастаКонспект дидактической игры «Лисичка, спляши» для детей младшего возраста Дидактическая игра «Лисичка, спляши». Развитие речи. Дидактическая задача. Учить детей различать на слух звучание различных инструментов;.

Конспект организации дидактической игры «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста. Аннотация Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами».

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Конспект дидактической игры «Дует ветерок» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Дует ветерок». Дидактическая задача: развивать озвученный (фонационный) выдох, слуховое и зрительское внимание, мелкую.

Конспект дидактической игры «Обидчивый цветок» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект дидактической игры «Обидчивый цветок» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Обидчивый цветок». Нравственное воспитание. Дидактическая задача. Учить детей выражать в словах, в интонации, в мимике.

Конспект дидактической игры «Вежливый медвежонок» для детей младшего возрастаКонспект дидактической игры «Вежливый медвежонок» для детей младшего возраста Дидактическая игра «Вежливый медвежонок». Дидактическая задача. Формировать у детей нравственные качества такие как: вежливость, доброта,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры-сортёра «Распредели по цветам» для детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению дидактической игры-сортёра «Распредели по цветам» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра "Распредели по цветам" для детей младшего дошкольного возраста поможет детям изучить и закрепить знания цветов основного.

Методическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возрастаМетодическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возраста Словесная дидактическая игра (три в одном): «Детки потерялись» «Угадай кто где живет?» «Наши животные проголодались». Актуальность авторской.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактической игры и дидактической сказки в развитии изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 16:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД