Приложение МААМ

Роль интегративной деятельности на занятиях с дошкольниками по развитию речи и обучению первоначальным навыкам чтения

Анна Кротова
Роль интегративной деятельности на занятиях с дошкольниками по развитию речи и обучению первоначальным навыкам чтения
▼ Скачать + Заказать документы

Роль интегративной деятельности на занятиях с дошкольниками по развитию речи и обучению первоначальным навыкам чтения в дополнительном образовании.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Именно процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Роль интегративной деятельности на занятиях с дошкольниками по развитию речи и обучению первоначальным навыкам чтения» размещена в разделах

Развитие речи – процесс сложный, творческий, и взрослые должны приложить немало усилий к тому, чтобы ребенок начал говорить. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Именно в возрасте 4-5 лет начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи. Поэтому мы большое внимание уделяем речевому развитию детей нашей группы.

Использование интегрированного подхода в работе по развитию речи позволяет нам успешно поддерживать высокий уровень мотивации и деятельности у детей, в итоге это приводит к поставленным педагогическим целям – повышение уровня речевого развития воспитанников.

Интегрированное занятие – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение», через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии педагог имеет возможность решить несколько задач развития.

В учреждении дополнительного образования детей интегрировать можно различные направления развития ребенка :

- ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

- формирование естественнонаучных представлений и чтение художественной литературы;

- изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и музыкальное развитие;

- формирование элементарных математических представлений, конструктивная деятельность и художественный труд;

- ознакомление с русской культурой, музыкальное развитие и изобразительная деятельность;

- формирование валеологических знаний и физическое развитие.

Данные направления предполагают интеграцию содержания образования с целью решения задач интеллектуального, художественно-творческого и социально-личностного развития дошкольников.

Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память.

Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе.

Один из важных принципов проектирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Именно дошкольный возраст особенно чувствителен к усвоению речи.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В основе работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста лежит комплексный, интегрированный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают в разных сочетаниях, используются следующие средства речевого развития детей : общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, художественная литература).

Основной формой развития речи является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом. С целью развития диалогической и интонационной речи, приобретения коммуникативных умений и навыков, используем театрализованные игры, сюжетно-ролевые, дидактические игры, где игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

В работе с детьми я стараюсь использовать все три : наглядные, словесные и практические действия, хотя между ними нет резкой границы, наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

-наглядные использую чаще. Это наблюдение и все его разновидности: осмотры помещения, экскурсии, рассматривание предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи.

-словесные методы, то есть все, что связано с художественным словом и с опорой на наглядность.

-практический метод, цель которого обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки.

Все эти методы позволяют ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, так же они способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Важным аспектом любой образовательной деятельности является мотивация. Детям нравится помогать, что-то искать, соревноваться. На всех занятиях интегрировано решаем задачи по развитию речи. Такие занятия проходят на одном дыхании, благодаря смене игр и деятельности дети не устают, деятельность по решению задач эффективна.

В процессе занятий по формированию элементарных математических представлений мы осваиваем с детьми временные представления (вчера, сегодня, завтра). Дети с удовольствием рассказывают о том, что они делали, делают и будут делать. При обучении детей счету, обращаем внимание на образование существительных множественного числа, правильное употребление окончаний слов, например: два кота, пять котов; много чего: шаров, один – шар; согласование прилагательных с существительными: желтый квадрат, зеленых кругов; употребление числительных с существительными: два пня, пять воробьев. Развивая пространственную ориентировку, формируем правильное употребление предлогов: где сидит кукла (перед зеркалом, за столом, и т. д.).

Занимаясь конструированием, осваиваем понятия «часть», «целое».

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи, и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Поэтому с детьми много читаем. Это, как правило, большие произведения, которые читаем короткими отрывками. Каждый раз перед чтением нового отрывка прошу детей вспомнить, на чем остановились в прошлый раз. Предлагаю поразмышлять, что может произойти дальше. Этим побуждаю детей фантазировать, развивать слуховую память, а самое главное, правильную разговорную речь и любовь к художественному слову.

Во всех видах деятельности я побуждаю детей к взаимодействию друг с другом, с педагогом, чем постепенно решаем задачи развития речи. Я предлагаю ребятам рассказать о том, что они делают, продумывать дальнейшие события и задачи игровой деятельности.

Таким образом, я решаю несколько задач: обобщаю знания детей, активизирую речь детей и способствую накоплению опыта взаимодействия детей в процессе совместной деятельности.

Анализируя результаты проведенной работы по развитию речи детей с использованием интегрированного подхода, видно, что у всех детей наблюдается стабильная положительная динамика речевого развития. Даже дети, имеющие низкий уровень речевого развития на начало года, стали говорить лучше, речь их стала более понятной. Они стали раскованнее и активнее общаются со сверстниками. У многих исправилось звукопроизношение, расширился словарный запас. Дети научились правильно формулировать вопросы и более развернуто на них отвечать.

Свою работу я планирую продолжать, так как она интересна и необходима детям, и эффективно влияет на развитие речи дошкольников.

Список литературы:

1. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010

2. Майер А. А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования. М., 2012

3. Репринцева Г. И. Игра — ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. — М. : ФОРУМ, 2008. - 240 с.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольникамиДидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольниками Назначение. Дидактическое пособие «Аквариум» предназначено для образовательной и совместной деятельности в игровой форме с детьми младшего,.

Дистанционное видеозанятие с дошкольниками с ТНР по развитию речи «Обитатели водоемов» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию видео-занятие по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с.

Дистанционное видеозанятие с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи «Пересказ короткого рассказа» В условиях самоизоляции против пандемии COVID-19 организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками с ОВЗ не так-то и просто.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект образовательной интегративной деятельности с детьми 2–3 лет «Поможем Маше»Конспект образовательной интегративной деятельности с детьми 2–3 лет «Поможем Маше» Цель: формирование представлений детей об окружающем мире через использование информационно – коммуникационных технологий. Задачи: - формировать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Зима. Декабрь» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме «Зима. Декабрь» для детей подготовительной группы Воспитатель Зайцева Е. М.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками» Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом: Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря Подготовка органов.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль интегративной деятельности на занятиях с дошкольниками по развитию речи и обучению первоначальным навыкам чтения
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 14:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль интегративной деятельности на занятиях с дошкольниками по развитию речи и обучению первоначальным навыкам чтения» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кротова (УИ 996415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД