Получи документы

Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста

Лилия Юсупова
Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста

Выступление на РМО музыкальных руководителей г. Туймазы Республики Башкортостан на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 18 г. Туймазы,

ул. Комарова 39/Б. Юсупова Лилия Дамировна

Сл. 1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Публикация «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сл. 2. Познавательное развитие – одно из важнейших направлений

дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и развития познавательных способностей детей.

Сл. 3. Основными формами организации познавательной деятельности

на музыкальных занятиях являются :

1. Восприятие музыкальных произведений.

2. Дидактические игры.

3. Познавательно-исследовательская деятельность.

Сл. 4.

Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной деятельности человека. Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость. У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость.

Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России.

Сл. 5. Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человека

в образной, эмоционально-чувственной форме.

Например, прослушивая музыкальные произведения «Салават» муз. Р. Касимова, «Урал мой» муз. А. Кубагушева – дети знакомятся с историей и культурой Республики Башкортостан.

Сл. 6. Слушая музыкальные произведения «Листопад» муз. Т. Попатенко,

«Метель» Г. В. Свиридова, «Подснежники» муз. В. Калинникова, «Весна» П. И. Чайковского, дети получают представления о явлениях природы и временах года.

Сл. 7. Прослушивая музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского

«Плакса», «Злюка» и «Резвушка» дети знакомятся с разными чертами характера человека.

А при восприятии музыкальных произведений композитора Ю. Слонова

«Лесные картинки» знакомятся с голосами птиц и животных.

Сл. 8. Чувства и эмоциональные переживания играют значительную роль

в развитии познавательных способностей и становлении мировоззрения ребенка дошкольного возраста.

Сл. 9.

Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях.

Сл. 10. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных

для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций.

Сл. 11. Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»;

«Музыкальный магазин»; «Назови композитора»способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти; дидактические игры: «Музыкальные инструменты» и «Веселые музыканты» муз. Ш. Кульбарисова – знакомят с культурой башкирского народа, а музыкальная дидактическая игра «Времена года»способствует развитию представлений о природе.

Сл. 12. Важно, чтобы при организации дидактической игры были

представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных способностей детей.

Сл. 13.

Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования.

Сл. 14. На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети

устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать, задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно.

Сл. 15. Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными

звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.

Сл. 16. Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель

организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей.

Сл. 17. Примечание.

В самостоятельной музыкальной деятельности для развития у детей познавательных способностей можно организовать : творческие мастерские, игры – путешествия, игры – инсценировки, творческие гостиные, интерактивные праздники.

Сл. 18. Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствуют обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей.

Сл. 19. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2020 в 15:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД