Лучший педагог года

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста

Татьяна Черкасова
Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста

«Игра – это огромное светлое окно,

через который в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой

потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно

важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и

функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым.

Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство.

Публикация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и

целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство

воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт

поведения.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни

ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди

всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в

которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия,

которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на

достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое

значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является

эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и

эффективны не только для физического развития, но и социального и

интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости

реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с

правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают

у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность

движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость

движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом,

волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности,

умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение

выслушивать замечания и корректировать свои движения.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся

действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают

правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно

действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,

мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает

основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в

результате чего создаются условия, способствующие становлению

начальных форм самооценки и самоконтроля ребнка, что имеет огромное

значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей, и для

полноценной жизни в коллективе.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих

ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что

способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в

игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться

над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От

действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их

формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение

контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются

честность, дисциплинированность, чувство

справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В

коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие

упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее

средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать

важнейшим воспитательным институтом,

способствующим развитию физических и умственных норм, правил

поведения, этических ценностей общества.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают

красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя

и

реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело,

изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты,

располагают и убирают их в определенной последовательности,

совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой

деятельности.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и

совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их

организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах

жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в

самых разнообразных условиях. Большое количество движений

сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание,

кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере

способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей,

повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам,

заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, –

неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество,

фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных

игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют

гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Положительные эмоции, творчество– важнейшие факторы оздоровления.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый

комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками : удовлетворить их

потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим

телом, развить не только физические, но и умственные и творческие

способности, нравственные качества и т. д.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею

положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и

улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость,

удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный

тонус всего организма.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При

активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается

работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление

кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние

здоровья детей : улучшается аппетит, укрепляется нервная система,

повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно : и в

организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в

каждой возрастной группе.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную

детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях,

совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как

педагогическое средство не только физического, но и социального развития

дошкольников.

Мини-анкета для родителей

• Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры?

• Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые вы играете все вместе.

• Помните ли вы считалочки, напишите их?

• Знает ли Ваш ребенок считалочки?

• Кто его научил (родители дома, детский сад, бабушки-дедушки).

Интервью с детьми.

Воспитатель: А вот что говорят наши дети. Сравните свои ответы с

ответами детей.

(Прослушивание аудиозаписи интервьюирования детей группы).

1. Любишь ли ты играть (да, очень, люблю играть на прогулке вместе со

всеми? Мне нравятся подвижные игры и т. д.

2. Играют ли дома с тобой родители? (Только брат Саша, нет в

игры подвижные не играют)

• со мной играет только бабушка

• маме некогда, папа смотрит телевизор

3. В какие игры ты любишь играть?

4. В детском саду в подвижные игры, где мы все бегаем и играем вместе

5. Дома играю только в компьютерные игры.

6. Мне нравится игра – «Лягушки» и т. д.

7. В какие подвижные игры вы играете дома или на прогулке с родителями?

• мы дома не играем в подвижные игры

• иногда в настольные.

8. Какие считалочки ты знаешь? Расскажи.

9. Учишь ли ты дома с родителями считалочки:

• нет только в детском саду;

• на занятии;

• интересные, которые знают дети.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 23:35
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД