Наталья Симина
Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений. Родительское собрание
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 44»
141532, Московская область,
тел. 8(4962) 6-37-303 Солнечногорский район,
mdou44@mail.ru д. Радумля, мкрн. Механического завода № 1
Подготовила и провела:
учитель-логопед Симина Н. В.
План проведения:
1. Характеристика речевого дефекта
Публикация «Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений, Родительское собрание» размещена в разделах
2. Роль семьи в преодоление речевых нарушений
3. Организация коррекционной работы
4. Автоматизация звуков
5. Работа по домашним тетрадям
6. Индивидуальные беседы
Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты.
По результатам диагностики на логопункт зачислено 22 ребенка с заключениями: ФНР- 5 человек, ФФНР-11 человек и ОНР- 6 человек (продолжают обучение). Список озвучить.
Что же выявило обследование речи?
Конечно, у всех категорий детей присутствует нарушение звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один звук может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками. Нестойкое употребление звука, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимно заменяет их.
Для детей с ФФНР – помимо нарушения звукопроизношения характерны такие особенности, как недоразвитие фонематического восприятия (несформированность процессов дифференциации звуков речи, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки).
У многих детей в той или иной степени наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями. В большей мере это относится к детям с ОНР.
Диагностическим показателем речи детей является нарушение слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка.
Сроки же преодоления речевых недостатков зависят :
от степени сложности дефекта;
от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
от регулярности проведения занятий;
от участия родителей в коррекционном процессе.
Организация коррекционной работы Логопункта
Дети с ФНР зачисляются на логопункт сроком от 3 до 6 месяцев.
Дети с ФФНР – срок коррекционной работы 1 год.
Дети ОНР- 2-3 года.
Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными на логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Продолжительность занятий для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста) составляет 20-25 минут.
Периодичность проведения занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевых нарушений, особых образовательных потребностей воспитанников и составляет от 1 до 3-х занятий в неделю:
ОНР-3 раза в неделю
ФФНР- 2 раза в неделю
ФНР-1 раз в неделю
На этапе автоматизации звуков особое внимание следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.
Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука», так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука», или искаженное произношение. В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идёт дольше.
У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.
Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Как же помочь родителям научиться «правильно» указывать на ошибки детей? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец.
В некоторых случаях вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.
Особое внимание родители должны уделять выполнению тренировочных заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой на несколько дней (выходные) для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они могут быть новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.
Как заниматься по логопедической тетради дома
Заниматься с ребёнком дома желательно ежедневно!
Домашние задания выполняются не в один приём, а разбиваются на части (по10-20 минут работы).
Перед началом любой работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.
В течение недели нужно повторять то, что ребенку было особенно трудно!
Упражнения по автоматизации звуков (чистоговорки, считалки, стихи и т. д.) повторяются каждый день, сидя перед зеркалом (на начальном этапе). Ребенок смотрит на себя в зеркало и следит за своими губами, языком во время проговаривания звуков, слогов, слов, предложений. При неправильном произношении взрослый просит повторить правильно.
Очень важно учить ребенка слышать свою речь «слушать себя», особенно во время занятий. Если ребенок не прислушивается к себе, взрослый корректно его поправляет.
В течение недели родители следят только за правильностью произношения тех звуков, которые исправил (поставил) логопед (см. речевой профиль).
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Повторюсь, упражнения в идеале должны быть ежедневными. Если же ребёнок пользуется новым звуком только на занятии с логопедом, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог - как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю хорошо, а в жизни как привык». Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, предложениях, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Для занятий нам потребуется: папка, тетрадь 48 листов, деревянные шпатели 10 штук, носовые платки.
Индивидуальные беседы.