Папки-передвижки

Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей

Ирина Лобкова
Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей

Тип проекта : информационный; по содержанию, детско-взрослый;

долгосрочный.

Начало проекта : сентябрь 2017года.

Участники: родители, учитель-логопед, воспитатели, дети.

Срок реализации данного проекта : 2 года

Проблема: Недостаточный уровень грамотности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Публикация «Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей» размещена в разделах

Цель проекта : Изучить возможности комплексного подхода при организации работы с родителями по коррекции речевых нарушений.

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по теме проекта.

2. Создать образовательный проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

3. Провести мониторинг.

4. Помочь воспитывающим взрослым осознать актуальную проблему при организации коррекции речевых нарушений.

5. Помогать и поддерживать современную семью в осмыслении ценностей партнерских отношений.

Содержание проекта

Этапы

1. Подготовительный

сентябрь

• Составление диагностических карт, опросников, анкет.

• Анкетирование родителей.

• Изучение медицинских карт.

• Диагностика детей.

Разработка перспективных планов учителей-логопедов просветительской работы с родителями детей старшего и подготовительного к школе возраста.

• Составление заданий по закреплению речевого материала по лексическим темам для родителей.

• Информирование по итогам диагностики.

• Представление логопедических рекомендаций.

2. Формирующий

• Консультирование родителей ДОУ по использованию эффективных методов для развития речи детей дошкольного возраста.

• Проведение семинаров, тренингов, мастер-классов технология и мастерство учителя.

• Проведение открытых занятий с детьми для родителей.

• Прием родителей по запросу.

Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ.

• Оформление информационно-методических выставок и уголков для родителей.

• Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.

• Выступление из опыта работы на педсовете.

Разработка выводов и рекомендаций.

• Составление методических пособий для родителей.

• Выступление на педсовете на тему «Результаты реализации проекта».

3. Итоговый

На заключительном этапе предполагается, что при реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» будут получены следующие результаты:

• Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т. к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.

Родители преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

• Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом

коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.

• Возникнет понимание того, что создание единого речевого

пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

Такая форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию

в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в речевом развитии ребёнка.

Ожидаемые результаты:

Дети:

-улучшение качества усвоения детьми программного материала;

Родители :

-повышение уровня доверия родителей к детскому саду; -повышение педагогической грамотности родителей;

-увеличение числа родителей, искренне заинтересованных в участии коррекционно-образовательного процесса;

Педагоги:

-продуктивное взаимодействие педагогов и родителей;

-создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия

родителями;

-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ

Введение

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Проведённые в 2016 году исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию. "Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка", – подчеркнула директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.

"ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха", – отметила Ольга Карабанова. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития

ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. На современном этапе развития образования, одной из актуальных проблем, является увеличение количества детей с дефектами речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности. В многочисленных исследованиях сотрудников сектора логопедии АПН РФ доказано, что несформированность речевых функций занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей, затрудняет процесс школьного обучения и снижает его эффективность.

По данным Министерства образования РФ, 75% воспитанников дошкольных учреждений имеют проблемы речевого развития. Из них до 90% нуждаются в специализированной коррекционной помощи психолога и логопеда, поскольку у детей с нарушениями в речи наблюдаются психологические проблемы в эмоционально-личностной сфере: тревожное, агрессивное, гиперактивное поведение, что негативно сказывается на усвоении ребенком речевого образовательного материала. Число детей с нарушениями в развитии речи с каждым годом возрастает.

Основная часть

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Я. А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И. Г. Песталоцци – руководство для матерей. К. Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В. А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами. Л. Ф. Островская, Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания).Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М. С., Жукова Н. С., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Миронова С. А., Каше Г. А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс. В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка : не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение

тесной взаимосвязи между родителями и учителем-логопедом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть

в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Практическая часть

В рамках реализации исследования мною был разработан проект

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Учебный год для логопеда начинается, когда ребё нок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить

непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании

и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю,

это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Вначале года, после обследования детей, необходимо познакомить

родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем наше сотрудничество. Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям,

необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Наиболее актуальные темы для консультаций:

- «Артикуляционная гимнастика»

- «Развитие мелкой моторики»

- «Развитие внимания и мышления»

- «Речевые игры дома»

- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях?»

- «Как научить ребёнка читать

- «Как учить звуко-буквенному анализу» .

Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, потому что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Индивидуальные практикумы по обучению родителей с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

Вывод

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Наше предположение о том, что сотрудничество семьи и учителя-логопеда значительно уменьшит процент выпускников с речевыми нарушениями, повысит эффективность коррекционно-развивающей работы группы, нашли свое подтверждение. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность совестной работы. У родителей возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Дети, чьи родители по тем или иным причинам уделяли недостаточно внимания, имеют показатели по всем параметрам ниже, чем те дети, чьи родители принимали непосредственное участие в коррекционном процессе.

Заключение

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведение у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и

проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Практическая значимость проекта :

1. Осознание родителями своей роли в процессе речевого развития ребенка и активное включение в коррекционный процесс по исправлению речевых дефектов у детей.

2. Овладение необходимыми педагогическими знаниями и умениями.

3. Тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей позволит ускорить коррекционный процесс и повысить эффективность работы.

Приложение 1

Перспективный план работы учителя-логопеда по взаимодействию с

родителями детей старшего возраста (5-6 лет)

Период Мероприятие

Сентябрь Тема: «Что такое речь?» индивидуальное

консультирование родителей по результатам

логопедического обследования детей

Тема: «Ваш ребенок познает мир речи». Индивидуальные и

подгрупповые беседы и консультации с родителями.

(Особенности речи детей с ОНР)

Информационные бюллетени

Тема: "Для вас родители"

Выпуск буклета. Памятка для родителей.

Родительская гостиная

Тема: «Давайте познакомимся" -планирование работы на

учебный год по итогам обследования детей

Родительское собрание :

Тема:«Специфика обучения и воспитания детей в

логопедической группе. Роль семьи в преодолении

дефектов речи».

Октябрь Семинар-практикум для родителей

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного

возраста»

Тема:«ОНР, ФФН,рекомендация специальной

литературы»

Семинар для родителей

Тема: «Подготовка органов артикуляции к постановке

звуков

Тренинг для родителей

Тема: «Артикуляционная гимнастика» (проводится на

индивидуальных консультациях)

Информационный бюллетень

Выпуск буклета

Тема: «Артикуляционная зарядка для «Веселого язычка»»

и распространение ее среди родителей»

Ноябрь Творческая мастерская

Тема: «Дары осени». Изготовление поделок из природного

материала. Родители и дети

Фотомонтаж Тема: "Что нам осень подарила"

Тема: «Ознакомление с пальчиковой гимнастикой».

Семинар-практикум

Тема «Учите ребенка говорить правильно».

Декабрь Индивидуальные беседы

Тема: «Первые успехи вашего ребенка».

Круглый стол для родителей

Тема: «Развитие речи ребенка в повседневной жизни».

Январь Итоговая НОД за первое полугодие

Тема: "Чему мы уже научились?"

Информационные бюллетени

Выпуск буклета

Тема: «Наши пальчики играют»

Гимнастика для пальчиков и развития речи

В течение года

Консультации для родителей в информационном уголке

группы:

«10 простых советов родителям»

• «Комплексы упражнений для развития органов

артикуляции»

• Советы логопеда «Пальчиковые игры»

Рекомендации логопеда: "По дороге домой" -

совершенствуем связную речь

• Психологические особенности детей 5-6 лет :

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам

речевого развития ребёнка.

Март Индивидуальные беседы

Тема: «Необходимость автоматизации" поставленных звуков в

условиях семьи».

Семинары-практикумы

Тема: «Пополнение словарного запаса с помощью игр».

Тема: "Поговорим о маме и бабушке".

Праздник для родителей и детей

Тема: "Мамин день - 8 Марта".

В Консультации для родителей :

течение • Артикуляционныеупражнения,подготавливающие

года артикуляционный аппарат к постановке сонорных

звуков.

• Характеристика развития речи детей 5-6 лет.

• Артикуляционные упражнения для фрикативных звуков

[ч, щ].

• Дыхательная гимнастика для постановки аффрикатов.

• Норма речевого развития в старшем дошкольном

возрасте.

• Психологические особенности детей 5-6 лет.

Май Индивидуальные беседы

Информация для родителей о состоянии речи ребенка по

итогам обследования

Перспективный план работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)

Период Мероприятие

Сентябрь Родительская гостиная

Тема: «Индивидуальное консультирование родителей по

результатам логопедического обследования детей».

Октябрь Родительское собрание

Тема: «Звукобуквенный анализ слов»

Тема: «Домашняя игротека» : Игры на кухне Буквы из

всего

Тема: «Что нужно знать, чтобы правильно выполнять

звукобуквенный анализ?

Анкетирование родителей

«Готов ли Ваш ребенок к школе?»

ноябрь Семинар для родителей

Тема: «Подготовка руки к письму»

Советы родителям леворуких детей.

Тема: «Влияние движения пальцев на развитие речи»

Январь Консультация для родителей

Тема: Как «Эхо» развивает фонематический слух?

В Консультации для родителей в информационном уголке

течение группы:

года • «Звукобуквенный анализ слов».

«Слоговая структура слова»

• «Виды трудностей при обучении чтению и их

возможные причины»

«Ступеньки к школе»

«Речевая готовность детей к школе»

• «Профилактика и коррекция зеркального письма у детей

подготовительной к школе группы»

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

«Психологическая готовность к школе»

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам

речевого развития ребёнка.

В Консультации для родителей :

течение • Артикуляционные упражнения, подготавливающие

года артикуляционный аппарат к постановке сонорных

звуков.

• Характеристика развития речи детей 6-7 лет.

• Советы и методические рекомендации по развитию

моторики пальцев рук.

• Советы родителям леворуких детей

• Артикуляционные упражнения для сонорных звуков [л,

р]

• Дыхательная гимнастика для постановки соноров

• Норма речевого развития в подготовительной группе

• Психологические особенности детей 6-7 лет

• Портрет первоклассник

Апрель Индивидуальные беседы с родителями

Тема: «Необходимость автоматизации поставленных

звуков в условиях семьи»

Май Родительское собрание : (итоговое)

Тема: «Подготовка к школе».

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром.

Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников Поднялись туманы Над рекой и лугом. Стал Сергей Есенин Нашим близким другом. (П. Мерзляков) Согласно Федеральному государственному образовательному.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Обобщение опыта учителя-логопеда «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольников»Обобщение опыта учителя-логопеда «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольников» Обобщение опыта по теме: «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольниковИнновационные технологии приобретают.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Консультация «Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа г. Урюпинск «Детский сад № 4 «Солнышко» СТАТЬЯ НА ТЕМУ.

Презентация «Технологии использования камешков Марблс в коррекции позновательно-речевых нарушений у детей с поражением ЦНС» История «Марблс» - «Марблс» - это сияющий стеклянный шарик, далекий потомок тех кремниевых и глиняных шариков, которые многие тысячи лет.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 13:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД