Получи документы

Роль семьи в поликультурном воспитании дошкольников

Наталья Азоркина
Роль семьи в поликультурном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В статье рассматривается роль семьи в поликультурном воспитании

детей дошкольного возраста, необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию поликультурного воспитания.

Ключевые слова: гуманизация, поликультурное воспитание, семья,

культура, толерантность.

Проблематика поликультурного воспитания детей дошкольного

возраста в современных условиях особо актуальна.

Публикация «Роль семьи в поликультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на основе традиций национальной культуры, обычаев.

Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний

процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры,

традиций и норм [1, с. 16].

Формирование поликультурной личности определяют конкретные

задачи поликультурного воспитания дошкольников :

- развитие представлений об образе жизни человека в давние времена:

окружение ребенка предметами народного быта (русская изба, ухваты,

чугуны, рушники, народные костюмы и др.) поможет детям с самого раннего

возраста понять, что они часть русского народа;

- приобщение детей к культурному богатству через традиции и обычаи,

игры, фольклор;

- воспитание патриотизма, толерантности, позитивного отношения к

другим культурам;

- воспитание уважения к личности и правам другого человека.

Поликультурное образование понимается как процесс формирования

человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в

многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым

чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и

согласии с людьми разных национальностей [2, с. 10].

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех.

Через различные формы работы знакомим детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории и истории других народов, учит сопереживать не только героям произведений, но и замечать настроение близких и друзей.

Использование произведений фольклора, (сказки, песенки, пословицы, поговорки, способствуют развитию у детей нравственно – ценностных представлений о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, так, как, именно они, вмещают в себя ценности русского языка.

Но рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой ребенок познает очень важные этапы человеческой культуры – взаимоотношения между сверстниками и взрослыми людьми, усваивает нормы общения, привычки поведения.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор.

Но серьезных результатов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста можно только совместными усилиями педагогов и родителей воспитанников.

Однако, здесь следует отметить участие семьи в поликультурном

образовании детей дошкольного возраста. Ведь именно семья является

первым источником традиций. В семье ребенок учиться общаться, слушать и

уважать мнение других, с терпением и бережливостью относится к своим

близким. Именно семья формирует идеалы и общественно – социальные

установки, составляющие в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и

установок [2, с. 21]. Большое значение имеет личный пример родителей [3, c.193].

Поэтому в современных условиях воспитательного процесса существует необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию поликультурного воспитания.

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей - это

Процесс межличностного общения, результатом которого

является формирование у родителей осознанного отношения к собственным

взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Организуя сотрудничество работы ДОУ с семьями воспитанников по

поликультурному воспитанию следует выделить следующие цели:

• осознать важность и необходимость поликультурного воспитания

дошкольников всеми членами семьи воспитанников;

• осуществлять единство воспитательного воздействия семьи и ДОУ на

дошкольников;

• формировать личную заинтересованность родителей в проводимой

в дошкольном учреждении работе;

• развивать стремления у всех членов семьи лично участвовать

в возрождении народных традиций.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному

воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Родители могут оказывать оценимую помощь, активно участвуя в жизни

детского сада, проявляя выдумку, фантазию и энтузиазм.

Формы работы с семьями могут быть разнообразными, например,

выпуск семейных газет, проектная деятельность, выставки совместных

поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп,

семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием

родителей.

По рекомендациям воспитателей родители могут также

знакомить детей с народными обычаями и традициями и в повседневной

деятельности: во время прогулок по городу, на природе, во время

наблюдений за трудом взрослых, семейных экскурсий в краеведческий

музей, посещения городских фестивалей и праздников [1, с. 34].

Знакомство с народными умельцами, народными промыслами

вызывает у детей гордость за свой народ, за родной край. (декоративная

народная роспись (хохлома, гжель, глиняная игрушка (дымковская,

филимоновская, городецкая, романовская и др.) развивают эстетическое

восприятие, закрепляют представление о ярком, народном, праздничном

колорите игрушек, которые передают быт и жизненней уклад многих

народов и поколений.

Во время прогулок родители могут не только знакомить детей с достопримечательностями города, но и правилами поведения в природе, элементами экологической культуры.

Формируя понятия о временах года, погодных изменениях, поведении птиц, насекомых, растений, мы воспитываем у детей гуманное отношение к природе, которое проявляется в добром, отзывчивом, заботливом к ней отношении.

Таким образом, совместная работа педагогов и родителей позволит в

условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного

возраста представление о региональных особенностях и иных культурных

различиях, а также приобщить к восприятию людей другой культуры, других

традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них

общечеловеческие ценности (толерантность, доброту, дружбу, честность,

любовь, справедливость, взаимопомощь).

Семья – это корни, которые связывают ребенка с родным домом, с улицей, где он родился и где живут друзья. Любовь к малой родине переходит в любовь к государству, его истории, его прошлому и настоящему.

Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению.

Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с нами.

Список литературы

1 Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Под редакцией В. Н. Вершинина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004 - 88 c.

2 Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей –

важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников //

Дошкольное воспитание. – 2009 - № 6 – С. 21-22.

3 Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и

фразеологи ческих выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И.

Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М. : ООО «Издательство «Мир и

Образование» : ООО «Издательство Оникс», 2012 — 1376 с.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Родительское собрание «Когда в ответе родители, или Роль семьи в воспитании детей» Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей. Форма проведения – круглый стол. Цель. Активизировать и обобщить воспитательные.

Эссе «Размышления о роли семьи в воспитании детей к всемирному Дню семьи»Эссе «Размышления о роли семьи в воспитании детей к всемирному Дню семьи» Попова Валентина Институт семьи в нашей стране с давних времён нельзя переоценить. В России всегда отводилась основополагающая роль семьи,.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в поликультурном воспитании дошкольников
Опубликовано: 21 июля 2021 в 17:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в поликультурном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Азоркина (УИ 320001) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД