Приложение МААМ

Роль системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении на этапе становления педагогического коллектива

Анастасия Муратова
Роль системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении на этапе становления педагогического коллектива
▼ Скачать + Заказать документы

Роль системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении на этапе становления педагогического коллектива

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Сократ

Наставничество является одним из наиболее эффективных способов передачи знаний молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе непосредственно на рабочем месте.

Публикация «Роль системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении на этапе становления педагогического коллектива» размещена в разделах

Наставник прежде всего представляет собой культурно-нравственный облик педагога, с высоким уровнем коммуникации, определенным багажом знаний, умений и навыков, имеющий продолжительный опыт работы в дошкольной среде и стремящийся помочь начинающему свою педагогическую деятельность в процессе становления специалисту.

Компетентная, профессиональная поддержка, позволяет создавать коллективные союзы из начинающих и опытных воспитателей.

Педагог-наставник должен создавать определённые условия, для нового сотрудника используя разнообразные приемы, методы, формы, подходы в освоении основных профессиональных навыков исходя из взаимослаженных действий обеих сторон.

Адаптация персонала - это приспособление работников к содержанию и условиям трудовой деятельности в социальной среде. Для того, чтобы повысить эффективность адаптации сотрудника к новой месту работы, необходимо создавать научно-методические, организационные и мотивационные условия.

В то время, как уже действующее дошкольное учреждение ведет образовательную деятельность в динамичном ритме с уже сформированным кадровым составом, коллектив в только что открывшимся детском саду претерпевает этапы формирования. Новоявленные педагоги с первого дня работы несут аналогичную ответственность и имеют такие же обязанности, что и воспитатели с опытом работы.

Вместе с тем сегодня в образовании наблюдается нехватка специалистов дошкольного образования, обусловленная уходом на пенсию возрастных педагогических кадров и низкого профессионального уровня молодых специалистов.

Наряду с этим со стороны административного управления и родителей выдвигаются требования к личностным и профессиональным качествам сотрудника, к его активной социальной и профессиональной мобильности.

Все эти аспекты определяют актуальность данной темы.

Важным моментом в становлении обучаемого специалиста являются четкие, правильно организованные условия деятельности педагогов-наставников способствующие профессиональному росту и более легкой адаптации в коллективе.

Цель наставничества определяется оказанием помощи молодым педагогам и специалистам в их профессиональной компетенции.

Наставничество в ДОУ предусматривает следующие задачи:

1. Организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам путем проектирования и моделирования образовательной деятельности;

2. Ускорить процесс профессионального становления педагога,

3. развить способность к самостоятельности и качественно выполненным задачам;

4. Мотивировать у молодых специалистов интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;

5. Способствовать успешной адаптации молодых педагогов к корпоративной культуре;

6. Научить определять и формировать средства, методы и организационные формы образовательной деятельности;

7. Способствовать грамотному анализу на пути решения проблемной педагогической ситуации;

8. Сформировать и сохранить у молодых воспитателей потребность в профессиональных достижениях;

9. Помочь оценить специфику и особенности работы в дошкольном учреждении.

10. Побудить уверенность в перспективе ведения педагогической деятельности.

11. Посвятить в материалы дидактического и перспективного планирования, методическую литературу.

12. Показать основные приемы в организации дисциплины, являющейся главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.

Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок.

При вливании в иную педагогическую среду, воспитатель также претерпевает адаптационный период на новом рабочем месте. Профессиональная адаптация воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога.

От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя на другом поприще.

В настоящее время роль преподавательского наставничества, повышаются. Процесс обучения осуществляется под руководством опытного наставника непосредственно в коллективе организации, в качестве рабочих примеров по обучению выступают профессиональные задачи и обязанности, возлагаемые на нового работника.

По с мнению А. С. Макаренко, студент успешно окончивший учебное заведение, обладающий множеством талантов и способностей к педагогической профессии, пренебрегающий обучением у более опытных коллег, никогда не станет настоящим специалистом.

Так, новый сотрудник это не всегда специалист с частичным или полным отсутствием профессиональных навыков и умений. Встречаются сотрудники более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться, отдав предпочтение профессии дошкольного работника. Они могут иметь за спиной немалый профессиональный опыт и большой объем знаний. Однако,

При работе с детьми и учете всех приобретенных знаний наставнической работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. установка контактного взаимодействия в работе с педагогом-наставником и коллегами;

2. командного и оперативного разрешения внезапных затруднений возникающих в процессе работы;

3. завоевание авторитета у родителей и детей;

4. раскрытие своего потенциала и совершенствование приобретенных знаний;

5. самостоятельный анализ положительных и отрицательных моментов в своей педагогической деятельности.

Теоретические знания, опыт и практическая деятельность должны дополнять друг друга, но не замещать. Профессиональная адаптация личности зависит от уровня педагогических знаний, опыта и мастерства наставника.

Поэтому необходимо создание комплексной системы наставничества в рамках образовательного учреждения, направленную на индивидуальную помощь молодым специалистам в ознакомлении с общими правилами, коллективными традициями, профессиональными особенностями работы в ДОУ.

Планирование обучения происходит поэтапно, где одним из основных этапов является адаптационный. На этом этапе определяются обязанности молодого специалиста, выявляются первичные недостатки в его навыках и умениях, уровне профессиональной компетентности, по средствам собеседования.

Основной этап. Это разработка и реализация адаптационной программы, коррекция профессиональных умений молодого педагога, построение его личной программы самосовершенствования, путем выстраивания доверительных взаимоотношений с наставником.

Анализ уровня профессиональной компетентности молодого педагога определяется степенью его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей, именуется как оценочный этап.

Разумеется прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога носит индивидуальный характер. Профессиональные качества во многом зависят от особенностей характера и темперамента. Поэтому проведение систематической работы по формированию наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, способного предложить помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия.

На стадии становления педагогического коллектива неотъемлемым фактором успешной работы, является творческий подход, обеспечивающий высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование и раскрепощению творческой личности в целом.

Необходимость сочетания социального и профессионального привыкания к новой среде, успешного взаимодействия с воспитанниками их родителями и коллективом, является непростой задачей для молодого педагога.

Успешно проведенная наставническая работа в короткий срок обеспечивает высокую эффективность в последующей деятельности.

Основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте является образовательная деятельность с применением игровых форм. Учитывая эти обстоятельства, можно умело использовать их для установления доверительных отношений между детьми и педагогом.

Роль наставничества в применении разнообразных форм работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями. Оказывает положительное влияние на рост его профессиональной значимости, совершенствует принципы работы с детьми, открываются новые для себя знания в области образовательного процесса.

Этот период самый сложный и очень важный, так как именно здесь начинается формироваться отношение к профессии педагога.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование системы наставничества способствует быстрому адаптированию начинающего воспитателя к работе в ДОУ. Помогает миновать неуверенность в собственных возможностях, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свои индивидуальный потенциал.

Список использованной литературы:

1. Льюис Менеджер наставник. – М. : Издательство Баланс- клуб, 2002. -192с.

2. Патрушев А. Наставничество сегодня — необходимая мера или ненужное излишество? // Управление развитием персонала. – 2012. - № 1. С. 26-30.

3. Профессиональное становление молодых педагогов в московских школах /Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, Науч. - исслед. ин-т столичного образования, Лаб. психолого-пед. и соц. мониторинга.

Публикации по теме:

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении на этапе становления педагогического коллектива
Опубликовано: 26 октября 2021 в 22:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении на этапе становления педагогического коллектива» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Муратова (УИ 2087288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД