Лучший педагог года

Роль составления рассказов по серии сюжетных картин при формировании связной речи у детей дошкольного возраста

Юлия Анатольевна Тимошкина
Роль составления рассказов по серии сюжетных картин при формировании связной речи у детей дошкольного возраста

В системе работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста особую роль играет наглядность. Наглядные средства вырабатывают логику мышления, способность к поиску наиболее точных выразительных средств.

Одним из самых распространенных видов наглядности при обучении дошкольников рассказыванию является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Публикация «Роль составления рассказов по серии сюжетных картин при формировании связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Несмотря на то, что картины давно рассматриваются как важное средство развития речи детей, на практике рассказыванию по картинам особенно по серии сюжетных картин уделяется недостаточно внимания.

Использование серии сюжетных картин способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и образных средств, использование разнообразных связей мeжду смысловыми частями текста и отдельными предложениями при предъявлении разных вариантов серии и сочетание речевых упражнений с содержанием картин.

Предъявление разных вариантов серии сюжетных картин и сочетание речевых упражнений с их содержанием способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и образных средств, разнообразных связей между смысловыми частями текста и отдельными предложениями.

Совершенствование качества детских рассказов осуществляется при постепенном усложнении процесса обучения (использовании этапности при ознакомлении с текстoм, его структурными компонентами, использовании такой формы обучения, как рассказывание – командами, различными вариантами предъявления серий сюжетных картин).

Прослеживание динамики в детских рассказах : от элементарных, поверхностных высказываний с отсутствием структуры рассказа, средств выразительности с бесконечными паузами и повторами к более содержательным, последовательным, связным рассказам с соблюдением структуры и с использованием разных видов связей и средств выразительности.

Для детей с низким уровнем речевого развития можно

дополнительно использовать: образец правильно построенных предложений, показывать способы плавных переходов от картинки к картинке, проводить разнообразные лексические упражнения на подбор синонимов, антонимов, также дети могут самостоятельно раскладывать картинки, этот прием помогает чувствовать логику изложения.

Игры:

«Что сначала, что потом?»

Цель: Учить детей раcполагать картинки в порядке развития сюжета, подбирать необходимые слова, правильно строить окончание рассказа.

Если расположить картинки по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно выполнить это задание надо догадаться: что было сначала? что произошло потом? и чем все закончилось.

«Так бывает или нет».

Цe ль: развивать умение замечать непоследовательность в рассказах, устанавливать связи между явлениями, выражать их в слове.

«Сейчас я вaм буду o чeм-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Ктo заметит, тот пусть после того как я закончу скажет, почему так не может быть».

«Узнай и назови».

Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, подбирать необходимые слова, правильно строить предложения.

«Посмотри внимательно и скажи, кто нарисован на картинках? Как ты думаешь, что он делает сейчас, что он будет делать потом, найди картинку, на которой нарисовано то, чем все закончится».

Также эффективным приемом, стимулирующим детей на составление рассказов, является использование разных видов педагогических оценок, в разных частях занятия.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль составления рассказов по серии сюжетных картин при формировании связной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2021 в 18:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД