Папки-передвижки

Консультация «Русские народные сказки и их влияние на детей» (1 фото)

Юлия Кокарева
Консультация «Русские народные сказки и их влияние на детей»

Особенно глубокое воздействие оказывают на детей сказки. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.

Народ разработал три основных вида сказочных повествований : о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые. Каждый из этих видов имеет свой круг сюжетов, свои темы, образы. В единый фольклорный жанр их объединяет фантастика. Она является основным средством воплощения идейного замысла сказочника. Без фантастики невозможна, немыслима сказка.

Публикация «Консультация „Русские народные сказки и их влияние на детей“» размещена в разделах

Люди мечтали о бессмертии, о продлении человеческой жизни и создали сказочный образ живой воды; мечтали летать по воздуху - создали ковёр-самолёт. В народной сказке изображается торжество угнетённых над угнетёнными, победа добра над злом.

И в сатирико-бытовой сказке мужик всегда торжествует над барином, купцом, а в сказках о животных иногда аллегорически изображается борьба и победа коллектива над хищниками и насильниками; так, в сказке «Зимовье зверей» бык, баран, свинья, гусь и петух объединяются и изгоняют напавших на их кров разбойников - медведя, волка, лису.

Фантастический вымысел сказки реалистичен в своей основе. Так, образы Бабы-Яги, Кощея, Змея Горыныча олицетворяют различные стихии природы -разрушительную силу пожаров, ураганов, молний, смерти. Волшебной силой в сказках часто наделяются предметы и вещи, которые играли большую роль в истории материальной культуры человечества, - топор, иголка, сапоги, гребешок. Не случайно эти предметы и вещи являются самодействующими. Народная фантазия в наглядной форме раскрывается здесь мысль о чудесной силе человеческого труда, изменяющего мир.

В различных жанрах народных повествований фантастика имеет свои отличительные особенности. Животный эпос очеловечивает зверей, птиц. Волшебные сказки наряду с этим приписывают человеческие качества всему миру живой и неживой природы, её стихиям, создают образы сказочных существ, и сам человек в них легко превращается в любое сказочное существо. В сатирико-бытовой сказке нет волшебных помощников героя. Он побеждает своих врагов благодаря уму, смелости, находчивости. Но реальный мир в сатирико-бытовой сказке как бы вывернут наизнанку. Персонажи действуют здесь в нетипичных обстоятельствах, в вымышленных ситуациях. Например, глупый барин верит мужику, что сосна может упасть, и караулит её целый день.

В детский быть и детское чтение прежде всего входят сказки о животных. Они составляют десятую часть всего русского сказочного репертуара и насчитывают около пятидесяти сюжетов. Сказки о животных выросли из древних поверий и мифов, где звери наделялись человеческими свойствами -умением мыслить и говорить.

Сказкам о животных свойственны образность и стремление запечатлеть реальный облик зверей. Их возникновение связано с эпохой падения мифологических представлений народа о жизни, когда человек стал покорять природу, приручать животных.

Важнейшим изобразительным средством в сказках о животных служат глаголы, помогающие выразить строгую эпичность и динамику сказочного повествования. В каждой сказке, глаголы показывают и нарастание действия, и разный характер действия, и психологическое состояние героев.

Основой речевого стиля животного эпоса является диалог. Ёмкость и гибкость диалогов в сказках таковы, что передают всё своеобразие суждений, стремлений, переживаний действующих лиц. Песенные диалоги преобладают в сказках «Колобок», «Волк и коза».

Сказки о животных подготавливают ребёнка к восприятию более сложных форм. Именно волшебные сказки учёные относят к самым характерным классическим формам поэзии народа. В них создан особый сказочный мир, чудесное преобразующий всё реальное и земное, особый тип сказочного героя - идеального выразителя народных стремлений. Здесь постоянно происходят волшебные превращения, оживают мёртвые, появляются многочисленные чудесные помощники и противники героя.

В волшебных сказках изображается острейшие конфликты между положительным героем и враждебными ему силами, утверждается победа справедливости и добра над коварством и жестокостью.

Своеобразна и поэтика волшебной сказки.

Консультация «Русские народные сказки и их влияние на детей»

Бойкая, жизнерадостная и ритмически складная присказка не связана с сюжетом самой сказки. Она эмоционально настраивает слушателя, привлекает его картиной необычного, создаёт эмоциональный фон.

Позднее животного и волшебного эпоса возникли сатирико-бытовые сказки; они отразили дальнейший рост вольнолюбия и критицизма народа, дальнейший рост реалистических тенденций его устно-поэтического творчества

Действие сатирико-бытовой сказки протекает в реальной бытовой обстановке русской деревни. В ней нет волшебных образов, предметов, превращений. Её положительный герой (мужик, солдат) побеждает врагов (царя, барина, купца) не с помощью чудес, а благодаря своим умственным и нравственным качествам.

В каждом цикле сатирико-бытовых сказок можно проследить нарастание социальных противоречий и упорства демократического героя в борьбе с врагами.

Сатирико-бытовые сказки используются в воспитательных целях реже других народно-сказочных повествований. Их немного и в фольклорных сборниках, издаваемых для детей. А между тем они дают яркое представление о жизни, борьбе и социальных устремлениях народа.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка», и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал а сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Публикации по теме:

Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки»Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки» Всем добрый день! Наконец-то закончила пошив второй книги из фетра "Русские народные сказки". В книге четыре сказки : "Репка", "Теремок",.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация «Влияние сказки на исполнительское творчество детей» с презентацией Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений.

Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки»Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки» Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения- ЛЭПБУК. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Русские народные сказки в художественном творчестве наших детейРусские народные сказки в художественном творчестве наших детей (незавершенная выставка) Русские народные сказки в художественном творчестве наших детей (незавершенная выставка) Студия изобразительного.

Стендовый театр «Русские народные сказки на магнитах»Стендовый театр «Русские народные сказки на магнитах» Пересказ художественных произведений, рассказывание сказок положительно влияет на формирование связной речи дошкольников. Но выбранные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Русские народные сказки и их влияние на детей»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 07:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД