МААМ-картинки

Русский фольклор во взаимосвязи с экологическим воспитанием

Людмила Рябуха
Русский фольклор во взаимосвязи с экологическим воспитанием

В словаре русского языка записано : «Фольклор – устное народное творчество». Ставя перед собой задачу, познакомить детей с русским фольклором, мы стремимся дать детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводов, запевках, закличках; познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами некоторых, доступных пониманию современных детей народных обрядов и праздников. Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, нравы и обычаи своего народа, которые возникли в далеком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».

Публикация «Русский фольклор во взаимосвязи с экологическим воспитанием» размещена в разделах

Фольклор – слово английского происхождения. Его буквальный перевод – народная мудрость. Это очень широкое и глубокое понятие. Широкое, потому что включает в себя очень многое, в том числе и народное искусство – сложное и многогранное явление культуры. Глубокое, потому что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность.

Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носила земледельческий характер.

Полнейшая зависимость от природы заставила земледельца тщательным образом изучить окружающий мир, примечать даже мельчайшие изменения одних явлений природе, улавливать закономерности и связи явлений одних явлений с другими. Все эти наблюдения вылились в целый ряд правил, примет, тонких и верных замечаний, половиц, поговорок, которые о многом могли бы рассказать нам, современным людям.

Знание природы и жизненный опыт вылились в пословицы и поговорки, а непонимание истинных причин многих природных явлений, смены времен года приводило к возникновению многих обрядовый праздников. Так, видя, что приход весны связан с прилетом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения зеленных работ, люди обращались с запевками, заклинками к жаворонкам, ласточкам с просьбой скорее вернуться в родные края, выпекали из теста фигурка, птиц, подбрасывали их в воздух, подражали птичьему щебетанию.

Как жизнь народа была тесно связана с природой, так и народное искусство столь же тесно связано с ней. В народных песнях, хороводах, обрядах люди обращаются к природе, как к живому любимая существу, говоря нежно, ласково «березонька раскудрявая, травушка - муравушка, чисто полюшко».

Давая основы экологического воспитания, экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем, как надо любить и охранять природу. Так при разучивании песни «Во поле березка стояла» можно рассказать детям о русских народных инструментах (дудке, гудке, балалайке, показать их. Объяснить детям, что делаются они из дерева и срезаются для гудочков всего- то «три пруточка», и из четвертого делают балалайку, а не губят и не ломают все дерево. То есть мы пришли в к выводу: при необходимости использования того или иного фольклорного произведения можно найти такие объяснения для детей, которые дадут возможность включить это песню, хоровод или закличку в репертуар.

И в то же время в русских народных обрядах и праздниках есть такие моменты, которые можно использовать к целой экологической направленностью. Так, например, на Масленицу первый выпеченный хозяйкой блин, по народным традициям, выбрасывается за окно для птиц. А весь фольклорный праздник «Сороки» проникнут большой любовь к птицам, которые на своих крыльях приносят весну: «Ух ты, ласточка, ты касаточка! Ты возьми, возьми ключики, ты запри, запри зимушку, отопри весну да тепло летечко». Такие моменты фольклорных обрядов можно очень широко использовать с целью воспитания у детей любви и бережному отношению к природе.

Дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках, узнают много нового и интересного о родной природе, об обычаях и праздников русского народа, жизнь которых была тесно связана с природой.

Фольклорные праздник очень любимы детям, они привлекают всем: и нарядной музыкой, яркими нарядами костюмами. Готовясь к фольклорным праздникам, мы много рассказываем детям о красоте родной природы, с которой неразрывно связано все народное творчество, постоянно напоминаем о бережном отношении к ней.

Готовясь к Масленице, рассказываем детям, как называется каждый из 7 праздничным дней Масленицы и что в среду, которая называется Лакомкой, когда пекут блины, первый блин, по народному обычаю, выбрасывают за окно птицам. Говорим детям, чтобы они рассказали об этом обычае мамам и бабушкам, когда те будут печь блины и попросили у них блин для птиц. В четверг многие дети рассказывали, как они объяснили дома, зачем нужно выбросить блин в окошко. Было очень приятно, что наши дети и их родители последовали этой доброй народной традиции.

Нас радует и то, что многие дети на фоне изобилия музыки, к сожалению, не всегда хорошего звучания (тяжелый рок и т. п., которая их окружает дома, чувствую желание слушать русскую народную музыку, петь народные песни и плясать по-русски.

Праздники «Осенины», «Коляда», «Масленица», «Сороки» стали в нашем саду уже традиционными, прочно заняли свое место. Но у русского народа еще много интересных праздников и обрядов, доступных детскому пониманию, а главное то, что они учат добру, любви к Родине и родной природе.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦНДополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УКЛОНОМ «ПРИРОДА И Я – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Возраст обучающихся:.

Фотоотчет «Индивидуальные выставки семейного творчества воспитанников старших групп как форма взаимосвязи педагогов с семьей»Фотоотчет «Индивидуальные выставки семейного творчества воспитанников старших групп как форма взаимосвязи педагогов с семьей» С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется.

Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй»Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй» Выставка творческих работ в детском саду является очень важным мероприятием не только для детей, но и для педагогов, а также родителей.

План мероприятий на неделю по теме «Русский фольклор» в средней группе Задачи: Продолжать знакомить детей с устным – народным творчеством, предметами быта, музыкальными инструментами Русского народа в старину.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 1)Приемы работы с экологическим букварем (часть 1) 1. Начать работу следует с отметки погоды и изменений природных явлений (солнце взошло, полдень, заход солнца – причем разного цвета)..

Приемы работы с экологическим букварем (часть 2)Приемы работы с экологическим букварем (часть 2) 11. Использование цепей питания животных, птиц, насекомых, используя карточки. 12. Рассказы детей о повадках птиц, зверей, их питании и.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)Приемы работы с экологическим букварем (часть 3) Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание.

Работаем с Экологическим букварем (старший дошкольный возраст)Работаем с Экологическим букварем (старший дошкольный возраст) Набор материала, необходимого для работы с экологическим календарем. 1. Пейзаж экологического букваря на стене. 2. Набор необходимых предметных.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский фольклор во взаимосвязи с экологическим воспитанием
Опубликовано: 15 января 2022 в 17:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД