Получи документы

Самоанализ педагога-психолога с позиции эффективного использования технологии проектной деятельности в ОУ

Ольга Набиева
Самоанализ педагога-психолога с позиции эффективного использования технологии проектной деятельности в ОУ

Самоанализ педагога-психолога с позиции эффективного использования технологии проектной деятельности в ОУ

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Элберт Хаббард

Прежде чем начать анализ своей профессиональной деятельности, я бы хотела представиться. Я, Набиева Ольга Муратовна, имею высшее профессиональное образование – закончила Липецкий Государственный Педагогический Университет им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского в 2018 году по направлению психолого-педагогическое образование. Темой своего самоанализа педагогической деятельности выбрала проектные технологии.

Публикация «Самоанализ педагога-психолога с позиции эффективного использования технологии проектной деятельности в ОУ» размещена в разделах

Концептуальные положения технологии метод проектов, были разработаны Джоном Дьюи. Что же касается наших отечественных педагогов, то в России использование проектной деятельности в учебном процессе началось в 1905 году С. Т. Шацким. Однако довольно долгий период времени проектный метод оставался экспериментальной новинкой, которую сторонились многие педагоги тог времени.

Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги. В их исследованиях проект представляет собой интегрированный метод обучения дошкольников, как возможность реализации педагогического процесса с помощью взаимодействия педагога и воспитанника. Это пошаговая практическая деятельность по достижению определенной цели.

Концепция проектной деятельности состоит в том, что ребёнок самостоятельно познаёт этот мир через различные виды деятельности: исследовательскую, познавательную, продуктивную, в процессе которой происходит преобразование новых знаний в реальные продукты.

Под проектом в образовательном процессе я понимаю совместно организованную деятельность ребёнка и взрослого по достижению конкретных целей с помощью разнообразной продуктивной деятельности.

Главное целью метода проектов в дошкольном возрасте является реализация творческого потенциала личности ребёнка, направление деятельности дошкольников на достижение конкретного результата, который возможен только при решении значимой для ребёнка проблемы.

Как педагог-психолог я в процессе своей деятельности сталкиваюсь с решением таких задач как: создание комфортных условия для обеспечения полноценного личностного развития детей дошкольного возраста, формирование у детей способности к контролю и самоорганизации деятельности, развитие всех психических процессов. Для решения подобного рода задач я считаю эффективным применение проектной технологии в процессе развития и воспитания личности ребёнка.

Применение данной технологии позволяет ребёнку дошкольного возраста экспериментировать и обобщать полученные знания, с целью их дальнейшего использования в своей деятельности. Проектная технология способна развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует успешной адаптации ребёнка к изменившейся ситуации обучения.

Проектная деятельность как педагогическая технология представляет собой интеграцию исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога для достижения конкретной задачи, то есть для решения проблемы, которая является значимой для педагога и оформленной в виде определенного конечного результата. Таким образом, проектный метод – это реализация идеи от её зарождения и до завершения с использованием конкретных этапов деятельности.

Обоснованность использования данной технологии деятельности в образовательном процессе заключается в том, что проект позволяет дошкольникам самостоятельно приобрести практические навыки для решения различного рода задач, которые требуют наличия знаний из различных предметных областей. Проектная технология в процессе моей деятельности позволяет детям стать «деятелем», а не «исполнителем». Я считаю, что данная технология образовательной деятельности является базисом, необходимым для развития полноценной личности дошкольника, так как во время работы с тематическими проектами в нашем учреждении у детей развиваются познавательные навыки, дети учатся ориентироваться в потоке поступающей информации, развивают свои творческие способности.

Кроме этого, проектная технология способствует повышению моей компетентности, так как при разработке и реализации проектов приходится заниматься поиском новых способов, методов работы с целью разнообразия деятельности детей. В процессе подготовке рабочих материалов создаются новые картотеки упражнений, игр.

Технология проектной деятельности помогает реализовывать творческий потенциал дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процесса. Что касается образовательной системы дошкольного образовательного учреждения, то данная технология позволяет вовлекать родителей в совместную деятельность не только с ребёнком, но и с педагогическим коллективом учреждения, а это является довольно важным моментом нашей деятельности. Потенциал проектной технологии велик, она предоставляет огромные возможности для всестороннего, полноценного развития личности ребёнка.

Таким образом, использование проектной технологии я считаю абсолютно обоснованным, так как она позволяет создать необходимые условия для эффективной воспитательно-образовательной деятельности.

Что касается создания и реализации проекта, то здесь свою деятельность я строю по следующему плану:

1. Выбор цели проекта – в начале любой деятельность необходимо определить тему и как следствие цели, для которых в принципе необходим данный проект. Здесь формулируются задачи, принципы, способы и методы, с помощью которых будут решаться с детьми и/или с их родителями задачи проекта.

2. Разработка реализации проекта – следующий этап заключается в планирование деятельности по достижению цели (составление планов, конспектов занятий, сценарий праздников, и т. д.)

3. Выполнение проекта – на данном этапе происходит реализация задуманного проекта с использованием различных вариантов теоретической и практической деятельности.

4. Заключительный (рефлексия) - подведение итогов работы, определение задач, для новых проектов.

Кроме четкого представления о том, какие цели я преследую в том или ином проекте, необходима организация соответствующей предметно-развивающей среды. В нашем дошкольном учреждении есть необходимые условия для осуществления детских замыслов, что позволяет воплощать проекты в жизнь. В наличие разные тематические игровые уголки, учебно-методические и наглядные пособия, ИКТ оборудование.

Одним из главных направлений своей деятельности, я считаю, формирование у ребёнка гибкости и самостоятельности мыслительных процессов. Использование в работе данной образовательной технологии позволяет доказать возможность развития у ребёнка способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свою деятельность и применять обдуманные решения. В процессе своей рабочей деятельности мною были реализованы разные педагогические проекты по формированию социальных эмоций и способности следовать социально – ценным формам поведения. Представлю некоторые из них.

Проект «Мир в цвете»

Одним из реализованных мною проектов, является групповой, краткосрочный проект «Мир в цвете», который был посвящен личностному развитию дошкольников. Данный проект проходил по цветовой системе. Для каждой возрастной группы был определен свой цвет дня и занятия. Главной целью этого проекта было обогащение и развитие эмоционально-волевой сферы. В процессе таких «цветных» тематических дней дети учились выражать свои эмоции, ощущения, настроения с помощью палитры цвета. На занятиях применялись разнообразные формы и методы деятельности, которые вызывали интерес у воспитанников и помогали им оставаться активными на протяжении всего дня.

По итогам реализации данного проекта у детей сформировалось представление о себе, своих внутренних состояниях. Дошкольники смогли реализовать свой творческий потенциал, не боясь осуждения в коллективе. В продолжение тематики данного проекта для родителей были разработаны буклет по методу фрактального рисования.

Проект «Неделя психологии»

Еще одним проектом, который я провела в стенах нашего дошкольного учреждения, стал проект «Неделя психологии». Его продолжительность составила одну рабочую неделю. Данный проект был направлен на привлечение внимания к профессиональной деятельности психолога. Основная цель проекта – создание максимально комфортных социально-психологических условий для личностного развития, обогащения внутреннего мира детей. Для создания благоприятного эмоционального фона, для повышения психологической компетентности родителей были разработаны буклеты о психологическом здоровье дошкольников.

В рамках проекта были проведены три психологические акции:

• «Цвет настроения» - дети в течение всей недели с помощью цветных стикеров на плакате обозначали свое настроение утром и вечером;

• «Ларец радости» - для родителей и педагогов была создана специальная коробочка с позитивными пожеланиями, советами, шутками на свитках;

• «Книга радости» - дети совместно с воспитателями создавали в различных техниках эмоциональные портреты своей группы.

Итоговыми продуктами данного проекта стали сценарий проведенных мероприятий, плакат с разноцветным настроением ребят, эмоциональные портреты групп.

Данный проект позволил сплотить весь педагогический и детский коллектив, создал положительный эмоциональный фон в учреждении, позволил родителям получить ответы на многие вопросы по поводу всестороннего развития их детей.

Проект «Я всё воспринимаю в положительном ключе»

По моей инициативе был осуществлен двухмесячный проект «Я всё воспринимаю в положительном ключе». Проект был направлен на снижение уровня тревожности у старших дошкольников. Для детей старшей и подготовительной групп был разработан план групповых занятий, в соответствии с которым использовались разнообразные формы и методы, в том числе игровые и ИКТ-технологии.

В рамках проекта было проведено практическое занятие с целью ознакомления педагогического коллектива с играми и упражнениями, направленными на снижение уровня тревожности у дошкольников.

По итогам данного проекта были сформированы картотека упражнений по повышению уровня самооценки у детей и картотека игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения. Для родителей оформлялись стенды с информацией в рамках темы данного проекта, были разработаны памятки «Что делать, если у ребёнка повышенный уровень тревожности?». После реализации этого проекта у детей изменилось поведение и отношение друг к другу, они стали более внимательными, проявляющими эмоциональное сочувствие. Старшие дети помогали в период адаптации малышам, стараясь снизить тревожность новых детей.

В заключении хотелось бы отметить, что проектная технология полезна для саморазвития не только детского коллектива, но и педагога, так как она позволяет за короткий промежуток времени мобилизовать ресурсы для получения необходимого результата.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака»Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака» .

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребятКабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ педагога-психолога с позиции эффективного использования технологии проектной деятельности в ОУ
Опубликовано: 25 августа 2021 в 12:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД