Папки-передвижки

Самообразование педагогов «Приобщение к художественной культуре — условие формирование книжной культуры»

Фадеева Евгения
Самообразование педагогов «Приобщение к художественной культуре — условие формирование книжной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Самообразование педагогов МБДОУ №38 "Дельфин" ТемаПриобщение к художественной культуре - условие формирование книжной культуры детей дошкольного возраста»

Главная задача: ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.

Публикация «Самообразование педагогов „Приобщение к художественной культуре — условие формирование книжной культуры“» размещена в разделах

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей.

Художественная литература помогает ввести ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит всматриваться в людей, понимать их и мотивы их поступков, воспитывать человечность, терпимость. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:

- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;

- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, обыгрывать, развитию художественного вкуса;

- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;

Сформировать интерес к художественной литературе;

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса к художественной литературе у детей и их родителей;

2. Возрождение традиции домашнего чтения;

3. Знакомство детей с произведениями художественной литературы, и с их содержанием.

5. Участие детей в инсценировках.

Методы:

Наглядный:

-Показ иллюстраций, картинок, игрушек

- Элементы инсценировки

- Движение пальцами, руками

Словесный:

- Чтение произведений по книге или наизусть

- Чтение с продолжением

- Рассказывание

-Словесное рисование

- Вопросы к детям по содержанию произведений

-Пересказ произведения

- Заучивание наизусть

-Выразительное чтение

- Беседа по произведению, о книге, после чтения

- Прослушивание аудиозаписей

Практический (включая игровой) :

- Составление картинного плана текста

- Рассказывание по ролям

- Рассказывание от лица героя

- Дидактические игры

- Театрализованные игры

- Игровая деятельность

Формы работы с детьми :

1. Ознакомление с понятием «книга» :

а) беседа на тему «Книги разные нужны, книги разные важны»

(акцентирование внимания детей на то, из чего сделана книга, её предназначение, особенности, какие книги существуют, кто создаёт книги, где они хранятся);

б) беседа на тему «У моих книг есть свой дом» (рассказы детей о том, где в их доме «живут» книги).

в) Беседа на тему: «Любимая книга»

2. Игра «Спой вместе с героем"

Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки пелись героями разных сказок.

3. Дидактические игры.

«Угадай, к какой сказке иллюстрация». «Узнай героя по описанию» «Что в этой сказке лишнее?» «Изобрази героя» : работа по созданию словесного портрета героя с целью передачи детьми его манеры поведения, речевых характеристик и психологических характеристик. «Доскажи словечко» : восстановление отрывков из сказок, хорошо известных и любимых детьми. «Расскажи, что видишь» : обсуждение с детьми различных ситуаций, изображённых на иллюстрациях с целью обученья детей приёмам убеждения, доказывания и объяснения.

4. Использование метода моделирования.

Модель «волшебные кружочки» – после рассказывания воспитателем сказки с использованием пальчикового или настольного театра детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребёнку раздаётся лист бумаги с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Воспитатель предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, чтобы превратить кружки в героев сказки. Воспитатель напоминает детям содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая, жёлтая, круглая, сверху листики). Нарисуйте их карандашом. Пришёл дед репку тащить. А дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Работа продолжается, дети подбирают к каждому герою по характерному для него атрибуту. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, проговаривая их особенности, показывая каждый кружок. Модели дети забирают домой и рассказывают сказку родителям. Таким образом, дети привлекаются ещё и к художественному творчеству. Это позволяет повысить интерес детей к произведению, понять содержание, последовательность событий в сказках, развить коммуникативные навыки. Также для моделирования сказки можно использовать разноцветные геометрические фигуры. Например, колобок – жёлтый круг, медведь – коричневый квадрат, лиса –оранжевый треугольник и т. д.

5. Работа с поэтическими текстами.

Дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. Воспитатель развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Работа по месяцам

Сентябрь

-Рассматривание книг, чтение стихотворений об осени.

-Д/ и: «Доскажи словечко»

-Беседа на тему: «Любимая книга»

-П/и «Гуси- лебеди»

-«Книги разные нужны, книги разные важны»

-физкультминутка «Ехали медведи…».

-рисование «Кто живёт в русском лесу?»;

-Подбор материала и изучение литературы по данной теме, необходимый для работы с детьми и родителями.

-Консультация для родителей «Насколько важно читать ребёнку книги»

Октябрь

-Рассматривание книг со сказками.

-Д/и «Угадай героя из сказки»

-Беседа : «Какие книги вам читали родители, про что».

-Рисование «Моя любимая сказка».

-Инсценировка сказки «Три медведя».

-П/и «Поймай комара» Создание папки – передвижки

«Книги для детей 5-7 лет»

-Консультации для родителей «Что читать детям?», «Выбор книг для детей».

Ноябрь

-Чтение сказок А. С. Пушкина.

-Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.

-Д/и «Литературное лото».

-Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

-П/и «Муха- Цокотуха».

-Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

-Консультации для родителей «Что читать детям?», «Выбор книг для детей».

Декабрь

-Рассматривание книг, чтение стихотворений о зиме.

-Слушание аудио книг.

-Физкультминутка Пальчиковые гимнастика «Свинки»,

-Изготовление закладок для книг;

-Д/ и: «Сказка наоборот».

-Лепка сказки «Репка».

-П/и «Лиса и зайцы»

-Подбор стихов для детей. Составление альбома «Зимняя сказка»(от каждой семьи по рисунку на зимнюю тему)

Январь

-Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

-Конкурс «Кто больше знает загадок, скороговорок, считалок?»

-Д/и «Спой вместе с героем»

-П/и «Колобок»

-Оформление стенгазеты «Мы любим читать»

- Консультация для родителей - Придумать вместе с ребёнком сказку.

Февраль

-Д / и: «Придумай рифму», «Сочини сказку», «Допиши сказку».

-Беседа на тему : «Что вам больше нравится слушать : сказки,рассказы, стихи?».

-П/и «Теремок»

-Изготовление наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам», -«Портреты детских писателей».

-Папка - передвижка «Пословицы и загадки о книгах».

Март

-Рассматривание книг, разучивание весенних стихотворений.

-Обсуждение с детьми правил безопасного поведения на примере сказок («Волк и семеро козлят»)

-«Расскажи стихи руками».

-Д/и «Стань волшебником»

-П/и «Волк и козлята»

-Изготовления совместно с родителями «Книжек малышек»

(загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки)

Апрель

-Беседа на тему:

«Как надо обращаться с книгой».

-Д/и «Волшебные предметы»

-Аппликация по русской народной сказке «Бычок- смоляной бочок».

-Хороводная игра «Бабка - ёжка».

-П/и «Под грибом»

-Изготовление наглядно-дидактических пособий «Многозначные слова», «Антонимы». «Глаголы»

-Консультация для родителей «Учим стихи – развиваем память»

Май

-Рассматривание книг, чтение о Великой Отечественной войне. Конкурс чтецов о Великой Отечественной войне, её героях.

-Беседа о Великой Отечественной войне.

-С/р игра «Танкисты».

-Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

-Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника».

Используемая литература

1. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»;

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.

3. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.

4. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994

5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с. 6.

6. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.

7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

8. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой – М. : УЦ «Перспектива», 2010.

9. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Самообразование по теме «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста при помощи развивающих книг из ткани»Самообразование по теме «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста при помощи развивающих книг из ткани» Отчет по самообразованию2021-2022 годЦель. Повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование педагогов «Приобщение к художественной культуре — условие формирование книжной культуры»
Опубликовано: 11 октября 2022 в 14:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование педагогов «Приобщение к художественной культуре — условие формирование книжной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Фадеева Евгения (УИ 3071777) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД