Папки-передвижки

Самообразование «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Ирина М
Самообразование «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год.

Воспитатель: Меркушева Ирина Анатольевна

Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».

Работа над темой начата в сентябре 2021.

Предполагается закончить работу в мае 2022.

Цель: формирование у детей раннего возраста основ речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений.

Публикация «Самообразование „Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений“» размещена в разделах

Задачи: пройти курсы повышения квалификации по изучению современных методик развития и психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста;

изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу значения пальчиковых игр и упражнений в становлении и развитии речи детей раннего возраста;

создать условия развития речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений, учитывая особенности каждого ребенка;

включать пальчиковые игры и упражнения в воспитательно-образовательный процесс и в режимные моменты группы;

разработать перспективный план работы по данной теме.

Актуальность:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры.

Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего и младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызвать у детей интерес к познанию нового и интересного. На сегодняшний день, у малышей, которые приходят в детский сад, плохо развита речь в силу возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. На первых ступенях развития ребенка это становится проблемой. Я считаю, что именно пальчиковые игры и упражнения помогут сформировать у малышей предпосылки, а в дальнейшем и развить речевую активность детей.

Таким образом, я считаю, что данная тема актуальна. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Основные вопросы, намеченные для изучения: подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня речевой активности у детей раннего возраста. Проведение диагностики. Выявление уровня развития речевой активности у детей раннего возраста. По итогам данной работы мною будет разработан план деятельности с детьми раннего возраста, родителями и педагогами. В данном плане будет описана деятельность с детьми, родителями и педагогами ДОО.

Перспективный план работы по самообразованию.

Изучение методической литературы. Пройти курсы «Современные методики развития и психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Изучение книг:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. –М: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М: ТЦ Сфера, 2006.

3. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона Век, 2007.

6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. –М: Эксмо, 2006.

Сентябрь- октябрь 2021 Проведение диагностических тестов, направленных на выявления уровня речевой активности у детей раннего возраста. Проведение диагностик (начальная). Получение результатов и их апробация. Выявление уровня развития речевой активности у детей раннего возраста. По итогам данной работы мною будет разработан план деятельности с детьми раннего возраста, родителями и педагогами. В данном плане будет описана деятельность с детьми, родителями и педагогами ДОО. Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений.

Работа с детьми 1. Развивать интерес у детей раннего возраста к пальчиковым играм и упражнениям.

2. Формировать у детей основы речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений, пополнение словарного запаса слов.

3. Развивать инициативу и желание применять пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности, в различные режимные моменты.

4. Формировать умение использовать пальчиковый театр в процессе пальчиковой игры.

5. Развивать тонкие движения пальцев и кистей рук, их координацию, навыки ручной умелости.

6. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Октябрь 2021 – май 2022 Внедрение в практику плана работы, в котором отражена работа с детьми.

Взаимодействие с родителями 1. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме. (Консультации на стенде)

2. Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях пальчиковых игр).

3. Участие родителей в пополнении РППС группы. Январь 2022 –май 2022 Внедрение в практику плана работы, в котором отражена работа с родителями детского сада по теме сообразования.

Работа с педагогами Поделиться результатами работы:

консультациями для родителей, картотекой для пальчиковых игр по тематическим неделям для детей раннего возраста Май 2022

Возможное внедрение в практику плана работы по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений

Диагностика. Сентябрь 2021.

В начале учебного года в группе раннего возраста мной была проведена диагностика освоения

детьми основной общеобразовательной программы по области развитие речи. Из результатов диагностики мы видим что, низкий уровень имеют 5(21%) человек,

средний уровень – 9(56%) человек,

высокий уровень – 2 (13%) человек.

Формы мониторинга:

- наблюдение за ребенком;

- беседы;

- экспертные оценки.

В основном все дети проявляют интерес к речевому общению, с интересом рассматривают сюжетные картинки, обсуждают, отвечают на вопросы. Большинство сопровождает речью игровые и бытовые действия, слушают небольшие рассказы с наглядным сопровождением.

Диагностика. Май 2022.

В конце учебного года диагностика была проведена повторно с использованием этих же форм мониторинга. Из ее результатов мы видим, что детей с низким уровнем нет,

средний уровень у 2(11%) человек

высокий уровень – 16(89%) человек.

Из результата диагностики мы видим положительную динамику развития речи детей.

Картотека пальчиковых игр по тематическим неделям для детей раннего возраста

Тема недели Пальчиковая игра

Детский сад. Игрушки. На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чипполино,

И котёнок и слонёнок. Загибают поочерёдно все пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочерёдно все пальцы.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Здравствуй, осень! Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

Мой дом. Моя семья. Этот пальчик дедушка (потираем большой палец,

Этот пальчик бабушка (трем указательный палец,

Этот пальчик папочка (средний палец,

Этот пальчик мамочка (безымянный пальчик,

Этот пальчик Я (мизинчик)

Вместе дружная семья (сгибаем, разгибаем все пальчики вместе!

Я в мире - человек.

Вот рука, и вот рука –

Хлоп, хлоп, хлоп. (Вытянуть вперед правую, затем левую руку; хлопнуть в ладоши)

Вот нога, и вот нога –

Гоп, гоп, гоп. (Выставить вперед правую ногу, затем леву; шагать на месте)

Ну а это – голова. (Обхватить голову руками)

Можно сделать два кивка. (Выполнять наклоны головы вперед)

Одежда

Игла, иголка, шей быстрей (Дети имитируют движение руки с иглой при шитье)

Мы шьем одежду для друзей (Хлопают в ладоши)

Матрешку, мишку, куклу Ладу (Выполняют упражнения. Считаем пальчики)

Оденем в новые наряды! (Приседают и встают с легкими поворотами право – лево)

Домашние животные и птицы. «Есть у киски глазки, (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки, (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись, (грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!» (хлопок в ладоши)

Книжкина неделя Будем пальчики считать,

Будем сказки называть: (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками)

Эта сказка – «Теремок». (Поочередно касаются большим пальцем остальных,

Эта сказка – «Колобок». (начиная с мизинца)

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад! (Показывают большой палец)

Зима. Замние забавы. Давай, дружок, смелей дружок, (лепят снежок)

Кати по снегу свой снежок (катят).

Он превратится в толстый ком (показывают шар руками)

И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в сторону.)

Неделя здоровья Рассказать вам, где мы были?

К речке по воду ходили, Идем двумя пальчиками по столу, изображаем обеими кистями

Принесли в ведре водицы, Складываем обе ладошки «ковшиком»

Чтоб детишкам всем умыться, Умываемся

Вымыть уши, глазки наши Движения пальцами около ушей, глаз

И сварить на завтрак каши. Круговые движения правой кистью

Неделя безопасности Дорожных правил очень много: (сгибают и разгибают пальчики)

Раз - Внимание дорога! (показывают указательный пальчик)

Два - сигналы светофора, (показывают указательный и средний пальчик)

Три – смотри дорожный знак, (показывают указательный, средний и безымянный)

А четыре – «переход». (добавляют к поднятым пальцам мизинчик)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять. (легкие хлопки в ладоши в такт словам.)

Животные зимой Маленький кролик с большими ушами (Кисти прижать к голове, как ушки.)

Розовым носом, (Указательными пальцами дотронуться до носа.)

Смешными усами (Указательные пальцы прижаты к губам.)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле. (Роем норку (колени).)

Чистит он шёрстку себе ("Чистим шёрстку".)

Или спит. (Руки складываем, кладём под щёку.)

Кролик ушами всегда шевелит. (Шевелим "ушами".)

Слышит шаги и лисиц, и волкОв,

Прячется в норку свою от врагов (Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.)

Защитники отечества Сегодня праздник всех отцов (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов (хлопают в ладоши)

Свой долг и маму защитит (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

Весна. Мамин праздник. Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично

поворачивают их вверх – вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

Книжкина неделя Мы – веселые матрешки (показывают на себя)

На ногах у нас сапожки (показывают на ножки,

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи словно сестры (показывают друг на друга).

Мы веселые матрешки (показывают на себя,

Хороши у нас одежки (гладят себя по рукам).

Кружимся мы и танцуем (дети кружатся)

Хоровод водить мы будем (взялись за руки).

Весна. Птицы. Я хочу построить дом, (Руки над головой «домиком».)

Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла. (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл, («Стряхивающие» движения.)

И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

Все работы хороши. Чтоб испечь нам пирожок (пекут).

Нужно взять муки мешок (руки вверх)

Сахар, соль и молоко (показ руками)

Ох, работать нелегко (берутся за голову руками)

Месим, месим (месят)

Отдохнём (вытирают пот одной рукой)

И опять месить начнём.

Чтобы тесто поднялось (поднимают руки вверх)

Целый час нам ждать пришлось (подпирают ладонью щеку)

Для начинки в пирожок (пекут)

Мы положим творожок (вытягивают руки вперёд)

А в другой капусту … (пекут) - получилось вкусно!

Транспорт

Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте,

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши)

Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль)

Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями)

Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка

покачивают руками, как будто корабль качается на волнах).

Маленькие исследователи Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)

Второй в пластилине (большой со средним)

Третий в шоколаде (большой с безымянным)

Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)

Склеились пальчики! (сложить все пальчики в щепоть)

Расклеились! (раскрыть широко ладошку)

Малыш в мире природы Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)

Мероприятия по плану Реализованы мероприятия Примечания

Изучение литературы. Мной была изучена запланированная литература и пройдены курсы повышения квалификации по теме: «Современные методики развития и психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Работа с детьми. Мной был разработан план, в котором к каждой тематической неделе подобрана пальчиковая гимнастика. Ее мы начинали учить во время тематической недели и продолжали повторять во время различных режимных моментах и в свободное время. Дети проявляли интерес к пальчиковым играм.

Так же у детей формировались основы речевой активности на основе пальчиковых игр, пополнение словарного запаса слов. Во время пальчиковых игр развивались тонкие движения пальцев и кистей рук, их координация, навыки ручной умелости, стимулировалось зрительное и слуховое восприятие.

Взаимодействие с родителями. Для родителей была организованна консультация на стенде по теме: Пальчиковые игры для малышей»

Проведено родительское собрание в январе 2022 года по теме «Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей».(Приложение 1) Уже на собрании родители отмечали, что дети стали рассказывать стишки с сопровождением движениями. На собрании родителям были предоставлены тексты с пальчиковой гимнастикой, для развития инициативы и желания применять пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности.

Так же родители пополнили РППС группы мячиками су-джок, для развития мелкой моторики.

Работа с педагогами. Есть возможность поделиться результатами работы:

консультациями для родителей, картотекой для пальчиковых игр по тематическим неделям для детей раннего возраста

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»
Опубликовано: 23 августа 2023 в 11:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД