Людмила Михайлова
Самообразование «Развитие речи детей средней возрастной группы посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 20
«Детский сад комбинированного вида»
Самообразование
Тема: развитие речи детей средней возрастной группы посредствам художественной литературы.
2017-2018 учебный год
Составитель: воспитатель
Михайлова Л. А.
Кемерово, 2017 г.
Введение
Публикация «Самообразование „Развитие речи детей средней возрастной группы посредством художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин:
во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;
во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;
в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохини др.
Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Данная тема актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
4. Прививать интерес к положительным героям произведений.
5. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3. Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие :
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные: беседы; игры-беседы; рассказ; чтение художественной литературы; использование игровых ситуаций; игры — беседы с персонажами сказок; сочинение историй.
Наглядные: групповые выставки; рассматривание иллюстраций, просмотр мультимедийных видио.
Практические: кукольные спектакли; игры – драматизации; игры – инсценировки; игры – забавы; подвижные игры; пальчиковые игры; упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера; моделирование и анализ заданных ситуаций; рисование; лепка.
Формы организации:
Занятие по художественной литературе по подгруппам; индивидуальная работа с ребенком; коллективные работы; тематические занятия; пальчиковая гимнастика; дидактические игры физкультминутки; драматизация.
Технические средства обучения :
1. Магнитофон; 2. CD и аудио материал; 3. телевизор.
Предусмотрено использование различных видов дидактических игр по восприятию художественной литературы, а именно:
• На развитие словообразующих форм;
• На построение строя предложения;
• На активизацию словарного запаса;
• На количество предметов;
• На развитие речи в целом, мышления;
• На развитие первоначальных представлений о мире.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1. Чтение воспитателем по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Моделирование — предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.
7. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой: чтение и рассказывание.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы ребё нок должен уметь:
• Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи)
• Запоминать считалки, скороговорки, загадки;
• Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
• Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
• Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;
• Воспроизводить содержание произведения;
• Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;
• Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т. д.).
• Назвать любимые сказки и рассказы;
• С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
• Знать содержание сказок; тексты выученных стихотворений.
• Уметь отвечать на поставленные вопросы.
• Уметь отличить стихотворение от загадки.
План работы на 2017-2018 учебный год
№ Художественное произведение Содержание деятельности Часы Срок выполнения
1
Народная сказка «Волк и семеро козлят» Чтение, беседа и пересказ 1 Октябрь
Дидактическая игра «Посчитаем козлят», «Какой волк» -описательный рассказ героя 1
Театрализованная постановка сказки 1
Театрализованная постановка сказки 1
4 часа
2 Народная сказка «Иван –крестьянский сын и Чудо-Юдо»
«Царевна - Лягушка» Чтение и беседа «Иван –крестьянский сын и Чудо-Юдо» 1
Ноябрь
Пересказ сказки по сюжетам 1
Чтение и беседа «Царевна - Лягушка» 1
Составление описательного рассказа по иллюстрации «Царский пир» 1
4 часа
3
«Красная шапочка»
Пересказ Л. Кузнецова
«Гадкий утенок» пересказ М. Тарловского Чтение и беседа «Красная шапочка» 1
Декабрь
Постановка кукольного театра «Красная шапочка» 1
Чтение и беседа «Гадкий утенок» 1
Составление описательного рассказа по иллюстрации «Царский пир» 1
4 часа
4
Народная сказка «12 месяцев»
«Снегурочка»
Чтение и беседа «12 месяцев» 1
Январь
Обыгрывание сцены «У костра» 1
Чтение и беседа «Снегурочка» 1
Составление пересказа 1
4 часа
5
Народная сказка «Сивка Бурка» Чтение и беседа 1
Февраль
Пересказ сказки 1
Составление описательного рассказа о животном 1
Составление описательного рассказа о главном герое 1
4 часа
6
Сказка «Конек горбунок» Чтение и беседа 1
Март
Просмотр мультфильма 1
пересказ сказки по сюжетам 1
Сравнительное описание сказок «Сивка Бурка», «Конек Горбунок» 1
4 часа
7
Народная сказка «Иван царевич и серый волк» Чтение и беседа 1
Апрель
Составление пересказа по сюжетам 1
Игра «Закончи предложение». (Согласование слов) 1
Игра «Что чем делают», «Подбери слова» 1
4 часа
8
«Дюймовочка»
Пересказ М. Тарловского Чтение и беседа 1
Май
Просмотр мультфильма и пересказ 1
Сравнительное описание сказки и мультфильма 1
Описательный рассказ по картине «Девочка с цветами»
4 часа
Всего 32 часа
Заключение
Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети – дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. Поэтому в моей педагогической деятельности
Цель: Развитие связной, выразительной речи детей при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
Сформировать интерес к художественной литературе.
Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.
Расширять и активизировать словарный запас детей. Формировать грамматический, лексический строй речи. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи.
Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.
Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно.
Совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; в играх – драматизациях и т. д.
Обращать внимание детей на изобразительно - выразительные средства (об-разные слова и выражения, эпитеты, сравнени) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, были определены основные направления деятельности:
Создание предметно-развивающей среды.
В группе создана предметно-развивающая среда в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных писателей, иллюстрированные детские книги, пополнена сама библиотека новыми изданиями и книжками – самоделками с любимыми сказками.
Оформлен театральный уголок, где появилась полноценная напольная ширма. Обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей (теневой театр, плоскостной и пальчиковый театр).
Обогатился и речевой уголок. Подобраны и систематизированы дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи ; развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников, подобраны речевые подвижные игры, пальчиковые гимнастики в стихотворной форме, чистоговорки и скороговорки. и др.).
Подобраны сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформлены альбомы с иллюстрациями к сказкам.
Совместная деятельность с детьми.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественное слово. С детьми нашей группы было прочитано очень большое количество художественных произведений и не только тех, которые были подготовлены в плановом порядке. Дети любят, чтобы им читали. После чтения выясняем, что и как поняли. Произведения выбираются, учитывая возраст, интересы и развитие.
Детей привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают (Обязательное условие – показать все картинки во время чтения). После этого беседуем о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Детям особенно интересны произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. Особый интерес вызывают произведения, которые приносятся из дома.
Сделана подборка пальчиковых игр и игр малой подвижности, сопровождаемая художественным словом. Это является самым лучшим способом привлечения внимания детей, способом смены вида деятельности и вызывает особый детский интерес.
Загадывали и разгадывали загадки. Здесь закреплялась словарная работа, знания об особенностях предметов и соответствующего словаря. Данная работа помогла детям проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей.
Учились составлять рассказы по воображению – творческие рассказы. Эти придуманные рассказы – результат детской фантазии, требующий от ребенка развития воображения, мышления, самостоятельного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывание интересных, захватывающих деталей. Наши творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть придумывание конца или начала сказки, составление сказки по аналогии, по предложенному (готовому) сюжету, по заданной теме. Наиболее сложным для детей группы является придумывание сказки или рассказа. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету в значительной степени зависит от природной одаренности ребенка, к его способности к сочинительству. Поэтому в группе чаще применялось придумывание конца готового текста сказки или рассказа, а также составление сказок или рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой.
Особая роль была отведена сравнительному анализу образов литературных героев с мультипликационными произведениями. Сравнивался образ воображаемого героя ребенком с экранизированным образом.
Благодаря театрализованной деятельности, всем детям, без исключения удалось раскрепоститься, избавится от чувства страха и зажатости. Каждый из них знает характерные особенности поведения основных русских народных героев, а самое главное – может изобразить, сыграть этого героя самостоятельно без подготовки. Благодаря этим знаниям и импровизации дети легко погружаются в волшебный мир сказки и получают огромные положительные эмоции.
Результативность всей проделанной работы по «Развитию речи детей посредствам художественной литературы» показывает высокий уровень проведения открытого мероприятия по театрализованной деятельности, показ сказки «Теремок». Где дети чествовали себя уверенно, заинтересованно, не испытывали чувств стеснения и неловкости от присутствия посторонних лиц. Они показали свою детскую заинтересованность в происходящем, характер героев и их повадки, знание сюжета самой сказки.
Цели работы были достигнуты, задачи ранее поставленные – выполнены.
Список используемой литературы
1. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи с детьми» М. : Просвещение, 2004.
2. Гурович Л. М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002.
3. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2004.
4. Федоренко Л. П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М. : Просвещение, 2007.