Лучший педагог года

Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Часть 3

Анна Небова
Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Часть 3

Карточка № 14

1. Артикуляционная гимнастика

«ХОМЯЧОК»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

2. Дыхательная гимнастика

«ВЕТЕРОК»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Публикация «Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста, Часть 3» размещена в разделах

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой,

выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой,

вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный

выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

3. Пальчиковая гимнастика

«МАМОЧКА»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«ОДЕНЬ КУКЛУ»

Цель: Развивать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать.

Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

Ход игры: Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию : «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«КОЛОБОК СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ»

Цель: Активизировать в речи слова, которые указывают на его движение (направо, налево, прямо, наискосок). Самостоятельно менять направление дорожек.

Карточка № 15

1. Артикуляционная гимнастика

«КРУЖОК»

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

2. Дыхательная гимнастика

«КУРОЧКИ»

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте

руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и

одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите

руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

3. Пальчиковая гимнастика

«МИШКА»

- Мишка топает ногой,

- Мишка топает другой,

- Ух, как веселится

- В доме половица!

Топаем "ножками" - пальчиками.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«ВЕСЕЛЫЙ КУБИК»

Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.

Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).

Ход игры: дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.

«Крутись, вертись,

На бочок ложись!»

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки «рукава» и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.

Карточка № 16

1. Артикуляционная гимнастика

Чередование «ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

2. Дыхательная гимнастика

«ПЧЁЛКА»

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и

опустив голову.

Пчё лка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе

произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем

плечи и произносим)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны,

делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз. Следите,

чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

3. Пальчиковая гимнастика

«ЖУРАВЛИ»

- "До свиданья, до свиданья,

- Возвращайтесь поскорей!" -

- Провожаем, провожаем

- В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«ЛЕТАЕТ – ПОЛЗАЕТ –ПРЫГАЕТ»

Цель: Активизация словаря.

Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка.

Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Карточка № 17

1. Артикуляционная гимнастика

«ШАРИКИ» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

2. Дыхательная гимнастика

«ЧАСИКИ»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками

вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

3. Пальчиковая гимнастика

«СОЛНЫШКО»

- Ножки вверх! Ножки вниз!

- Солнце, солнышко, качнись!

- Солнце с тучкою качнулось

- И Трезорке улыбнулось.

Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«КТО ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ?»

Цель: Активизация словаря.

Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.

Речевой материал: повар. (варить, жарить, резать, солить);

уборщица. (подметать, вытирать, мыть, убирать);

продавец. (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т. д

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК»

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо)

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

Карточка № 18

1. Артикуляционная гимнастика

«САМОВАР»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

2. Дыхательная гимнастика

«ТРУБАЧ»

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно

выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

3. Пальчиковая гимнастика

«СОЛНЫШКО»

- Утро красное пришло,

- Солнце ясное взошло.

- Стали лучики светить

- Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?»

Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».

Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО»

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Карточка № 19

1. Артикуляционная гимнастика

«ШЛЕПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения :

• пошлёпать губами кончик языка;

• пошлёпать губами середину языка;

• пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

2. Дыхательная гимнастика

«ПЕТУХ»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем

хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–

6 раз.

3. Пальчиковая гимнастика

«КОЗЛИК»

- "Вот какой козел рогатый!" -

- Рожки делают ребята.

- "Вот какие рожки

- У козла Тимошки!"

Пальчиками изображаются козлиные рожки.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«КОМПОТ ДЛЯ БЕЛКИ»

Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.

Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива, две кастрюли.

Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.

Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«ВВЕРХУ – ВНИЗУ»

Содержание игры.

Вариант 1. Называют различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Вариант 2. Называют предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Карточка № 20

1. Артикуляционная гимнастика

«ЧАШЕЧКА»

Улыбаюсь, рот открыт

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

чашечки.

2. Дыхательная гимнастика

«КАША КИПИТ»

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота

сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «фф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

3. Пальчиковая гимнастика

«РАК»

- Как хватает рыбу рак?

- Да клешней своей - вот так!

- Манит он своей клешнею:

- "Пощипаемся с тобою!"

Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«КОМУ ЧТО?»

Цель: Активизация словаря, развитие мыслительных операций.

Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане, объясняя свой выбор.

Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«СДЕЛАЙ ТАК, КАК Я СКАЖУ»

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Содержание игры. Предлагается детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

Карточка № 21

1. Артикуляционная гимнастика

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Блин мы ели с наслажденьем,

Перепачкались вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

не разрушая «чашечку».

2. Дыхательная гимнастика

«ПАРОВОЗИК»

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и

приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

3. Пальчиковая гимнастика

«СЛОНИК»

- "Слоник, апельсин подай!" -

- "Угощайся попугай!"

- Слоник очень-очень рад,

- Что сильнее всех носат.

Пальчиком изображается хобот.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»

Цель: Развитие словаря. Развитие операций анализа и синтеза.

Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки.

Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку.

Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«СОЛНЫШКО»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека. Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

Карточка № 22

1. Артикуляционная гимнастика

«РЫБКИ РАЗГОВАРИВАЮТ»

Открывает рыбка рот,

И не слышно, что поет.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Смыкать и размыкать губы.

2. Дыхательная гимнастика

«НА ТУРНИКЕ»

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками

перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку

опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-фф». Повторить 3–4 раза.

3. Пальчиковая гимнастика

«КИСКА»

- Киска ниточки мотала

вращать руками, как бы наматывая нить на клубок

- И клубочки продавала.

вытянуть обе ладони вперед

- Сколько стоит?

- Три рубля. Покупайте у меня!

показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«ДАЙ!»

По инструкции ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«РАЗНОЦВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. ( Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т. д.).

Карточка № 23

1. Артикуляционная гимнастика

«ПТЕНЦЫ»

Кашу птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Мама зернышко несет,

Открывай по шире рот.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

2. Дыхательная гимнастика

«ШАГОМ МАРШ»

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая

колени. На 2 шага -вдох, на 6-8 шагов-выдох. Выдыхая, произносить «ти-шш-ше». Повторять 1.5м

3. Пальчиковая гимнастика

«ЛОШАДКА»

- Одной рукой я травку рву,

выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

- Другой рукой я тоже рву.

- Я травкой накормлю коня.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«СОРТИРОВКА»

Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«КОТЯТА РАЗБЕЖАЛИСЬ»

Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

Карточка № 24

1. Артикуляционная гимнастика

«ЗАБОРЧИК»

Из зубов заборчик строй,

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

2. Дыхательная гимнастика

«РЕГУЛИРОВЩИК»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая

отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время

удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

3. Пальчиковая гимнастика

«ОЙ, ЛАДУШКИ»

- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!

- На окно поставим, остывать заставим.

- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«ШАРИКИ И КУБИКИ»

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.

Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (по подражанию действиям педагога).

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«СКУЛЬПТОР»

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей – либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

Карточка № 25

1. Артикуляционная гимнастика

«ЧАСИКИ»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво.

Словно маятник часов –

Покачаться он готов.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

2. Дыхательная гимнастика

«ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться,

подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню

— выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

3. Пальчиковая гимнастика

«ПОМОЩНИК»

- Топором дрова колю

имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз

- А потом пилой пилю.

имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад

- Отнесу их бабушке,

показать ладоши

- Чтоб испечь оладушки.

похлопать ладонями друг о друга.

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»

Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.

Ход игры: Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия.

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«АВТОГОНКИ»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная, темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

Карточка № 26

1. Артикуляционная гимнастика

«ЛОШАДКА»

На лошадке по дорожке скачет язычок,

И копытами лошадка – цок, цок, цок

В горку медленно идет цок, цок, цок,

А с горы стрелой несется цок, цок, цок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

2. Дыхательная гимнастика

«ЛЫЖНИК»

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «мм-м-м-м».

3. Пальчиковая гимнастика

«ДОМ»

- Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

- Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

- Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

- Буду жить я в доме том.

похлопать ладонями

4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь

«ОРИЕНТАЦИЯ В ФОРМЕ И ЦВЕТЕ»

Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.

5. Упражнение для ориентации в пространстве

«КОНТРОЛЕР»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры – пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «“контролером» в левый автобус, а с зелеными - в правый.

Публикации по теме:

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Часть 3
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 14:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД