Получи документы

Сборник конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию c детьми 3–6 лет

Ирина Беляева
Сборник конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию c детьми 3–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

В пособии представлены конспекты показательных занятий, которые были организованы и проведены для воспитателей МКДОУ детский сад № 15, показаны на районных методических объединениях.

Автор-составитель:

И. А. Беляева – воспитатель МКДОУ детский сад №15

Рецензия: директор МКУО РИМЦ О. Р. Мазаева,

методист МКУО РИМЦ Павловского района С. В. Христенко.

доцент кафедры педагогических наук и БЖД В. А. Панова

(Таганрогский институт имени А. П. Чехова).

Публикация «Сборник конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию c детьми 3–6 лет» размещена в разделах

Конспект НОД по познавательному развитию

(ознакомление с природой)

средняя группа

Тема: «Как начинается осень»

Цель: познакомить с характерными признаками осени.

Задачи:

Образовательные :

• учить устанавливать причинные связи; развивать слуховое и зрительное внимание.

• формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.

• учить детей обосновывать ход своих мыслей, отвечать на вопросы предложениями;

• закрепить счет до трех, умение сравнивать совокупности, предметы по величине и форме;

• продолжать учить рисовать предметы округлой формы и закрашивать изображение цветными карандашами.

Развивающие :

развивать познавательный интерес детей к жизни леса и его обитателям;

развивать общую и мелкую моторику, умение соотносить слова и движения.

Воспитательные:

• формировать эмоциональный отзыв на красоту осени;

• воспитывать коммуникативные навыки

Материалы и оборудование:

Книга (рассказ О. Иваненко «Спокойной ночи»)

Магнитофон.

картинки с изображением осени

картинки «Одежда»

Осенние листья, грибы, орехи.

Цветные карандаши и листы бумаги с нарисованным контуром мешка.

Картофель разной величины и формы.

Фрукты (для угощения).

Предварительная работа:

Наблюдения за осенними изменениями в природе и жизни человека, экскурсия по экологической тропе детского сада, сбор осенних листьев и составление из них букетов. Дидактические игры. Чтение стихотворений об осени.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть.

(организационный момент)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

Жила-была семья: отец и четыре дочери.

Отца звали год, а дочерей Зима, Весна, Лето и Осень.

Отец очень любил дочерей, хоть и разные они были.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из них, а с какой, это вы отгадаете, когда прослушаете отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»

«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым, синим морям.

Воспитатель: О каком времени года идет речь? Как вы догадались? Что происходит с листочками?

Дети:

• В отрывке говорится об осени

• Желтеют.

• Осенью листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, красный, оранжевый. Опадают.

Воспитатель: Когда листочки опадают, как это называется?

Дети: Листопад

Воспитатель: Ребята давайте вместе вспомним стихотворение В. Мировича «Листопад»

Листопад, листопад

Листья желтые летят;

Под ногой шуршат, шуршат;

Скоро голым

Станет сад.

Основная часть

(Воспитатель раскладывает на полу осенние листья. Желтых по количеству детей, а красных и оранжевых- на половину группы).

Воспитатель: Представьте, что вы осенний ветерок. Ветерок подхватил листочки и закружил их в воздухе.

Возьмите в правую руку желтый листок, а в левую листочек другого цвета.

Какого цвета листик у тебя в левой руке?

Сколько у тебя листочков? (ответы детей)

Дети под музыку двигаются по группе.

Воспитатель: Какая погода бывает осенью?

Дети: Холодно, часто идут дожди.

Воспитатель: Отличается ли ветер, который дует летом от осеннего ветра?

Дети: Осенний ветер холодный, а летний теплый

Предлагается детям спеть песенку сильного ветра (дети с силой выдувают воздух)

Воспитатель: Как называется сильный ветер?

Дети: Ветер

Воспитатель: Вот ветер начал стихать и утих совсем (дети дуют с меньшей силой)

-Как называется слабый ветер?

Дети: Ветерок

Воспитатель: Только что вы ветер слышали, а можно ли его почувствовать? (дети с разной силой дуют себе на руку)

-Можно ли ветер увидеть? (эксперимент с султанчиками)

(Дети машут султанчиками)

Воспитатель показывает фотографии детей в одежде в разное время года. Приложение 1

Воспитатель: Какая фотография сделана осенью?

Дети показывают соответствующую картинку.

Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей)

-Зачем дети надели сапоги, шапки, куртки?

Дети: осенью стало холодно, подули сильные холодные ветра

Воспитатель: Зачем девочке зонт?

Дети: Осенью часто идут дожди.

Воспитатель: Давайте поиграем, попробуем изобразить дождь движениями.

Если дождь слабый, то легко бежим на месте на носочках.

-Если дождь сильный, наступаем всей ступней.

-Вспомним как называется слабый дождь (дождик)

По сигналу воспитателя «дождь» или «дождик» дети выполняют соответствующие движения.

Дети садятся на ковер, воспитатель читает загадку-стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года…

Осенью зовется.

М. Ходякова.

Воспитатель: Несмотря на то, что и небо хмурое, что дождик без конца, осень очень красивое время года.

-Посмотрите на картинки с изображением осени.

Воспитатель кладет перед детьми картинки и снова читает стихотворение по одной строчке

Дети должны показать соответствующие картинки. Приложение 2

Воспитатель: А что же сейчас происходит в осеннем лесу? Ребята, давайте с вами послушаем лесные звуки (звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») Кто что слышал?

Дети: Шелест листочков, шум дождя, шорохи и крики животных, птиц.

Воспитатель: Ребята, а что же делают осенью звери: медведь, еж, белка.

Дети: Они готовятся к зиме. Медведь много ест, набирает жир. Белка собирает грибы, орешки и складывает их в дупло. Еж зарывается в листочки и засыпает.

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Осенние заботы»

Слушайте внимательно, задания выполняйте старательно:

Медведь в глухом лесу живет.

Летом ест малину, мед.

Ложится осенью в берлогу косолапый,

До весны он будет спать и сосать лапу.

(Ходьба, имитирующая медвежью походку, затем дети ложатся на ковер)

Скачет ежик меж дубками

Своими мелкими шажками.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

А под елочкой прошел,

Два грибка себе нашел.

(Семенящий бег мелким шагом, дети должны взять с ковра два грибка)

Белка прыгала, скакала.

К зиме кладовки запасала.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

По сторонкам погляди,

В дупло один орех неси.

(Дети скачут на двух ногах, затем берут по одному ореху)

Воспитатель: Ребята, сколько у вас орехов? А сколько грибов? Чего больше, орехов или грибов?

Дидактическая игра «Осенние запасы»

Воспитатель: Не только животные готовятся осенью к зиме. И у людей много хлопот в это время года: нужно успеть собрать урожай с огородов и садов. Часто урожай собирают и складывают для хранения в ящики или мешки. Давайте поиграем и сложим в мешки овощи и фрукты.

Словесная игра «Собери урожай»

(Воспитатель говорит начало предложения, дети правильно договаривают)

Если мы сложим в мешок картошку, то можно сказать, что заготовили на зиму мешок картошки.

Если наберем в мешок лук, то получится мешок. (лука).

Если наберем в мешок яблоки, то получится мешок. (яблок).

Если наберем в мешок морковь, то получится мешок. (моркови).

Если наберем в мешок капусту, то получится мешок. (капусты).

Если наберем в мешок груши, то получится мешок. (груш).

Если наберем в мешок свеклу, то получится мешок. (свеклы).

Если наберем в мешок орехи, то получится мешок. (орехов).

Рисование «Мешок картошки»

Воспитатель: А вот и пустой мешок, мы наполним его нарисованной картошкой. Взгляните на настоящую картошку. Все картофелины одинаковые? Чем они отличаются? Есть большие и маленькие картофелины. Одни по форме круглые, другие вытянутые. А какого цвета карандаш мы будем использовать для рисования картофеля? Коричневый карандаш. Посмотрите, как я рисую и закрашиваю картошку. (Показ выполнения работы). Мы должны наполнить весь мешок картофелинами, но постараться не вылезать за границы мешка.

Заключительная часть (рефлексия)

-О каком времени года мы сегодня говорили?

-Что интересного вы запомнили?

-В какие игры мы играли?

-Какая игра вам понравилась больше всего?

Угощение фруктами.

Используемые источники:

1. «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. https://vospitateljam/ru/

3. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Конспект НОД по познавательному развитию

(предметное окружение)

средняя группа

Тема: «Спички детям – не игрушка».

Цель: дать детям начальные знания по пожарной безопасности.

Задачи:

Образовательные

- познакомить детей с понятием огонь, дать представление о пользе и вреде огня для человека;

Развивающие

- способствовать запоминанию детьми правил безопасного поведения во время чрезвычайных ситуаций, развивать творческие способности детей;

Воспитательные

- воспитывать умение слушать и слышать педагога, воспитывать чувство самосохранения.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Путаница», сказка «Кошкин дом», сказка «Как человек подружился с огнем», чтение загадок об огне;

заучивание стихов об огне;

тематическая выставка книг в группе «Огонь вокруг нас»;

продуктивная деятельность : лепка «Ведрышко для курочки», рисование «Огнетушитель».

Работа с родителями: оформление уголка пожарной безопасности в группе, изготовление родителями стенгазет на тему «Спички детям – не игрушка», изготовление домика для кошки.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, есть много разных игрушек. В которые любят играть дети. Назовите их.

Дети: Машины, куклы, конструкторы, мячи…

Воспитатель: Но есть такие предметы, которыми, ни в коем случае играть нельзя. Какие? Об этом вы узнаете, если отгадаете загадку.

Ох, опасные сестрички

Эти маленькие ….

Дети: Спички.

Воспитатель: Вы правы. Все мы знаем, как выглядят спички и умеем ими пользоваться. Но знаете ли вы, как добывали огонь раньше, когда спичек еще не было? Человек брал горящую головешку и разводил костер, который потом охранял днем и ночью, чтобы огонь не потух. А потом появилось огниво: железная пластинка, кремень и фитилек. Чиркнут пластинкой о кремень – фитилек и затеплится. По сравнению с другими изобретениями спички появились не так давно, в 19 веке. Помимо обычных, которыми зажигают газовую плиту, существуют еще несколько видов спичек. Например: сигнальные. Их берут с собой путешественники, геологи…Одни спички светятся красным пламенем, другие – синим, третьи – зеленым.

А специально для рыбаков придуманы такие спички, которые не боятся воды! (Воспитатель показывает картинку с изображением таких спичек)

Но бывает, что одна маленькая спичка может стать причиной большого пожара!

А скажите. Огонь_ это хорошо или плохо?

Дети: И хорошо и плохо. С помощью огня мы готовим пищу – это хорошо.

Огонь согревает наши дома – это тоже хорошо. Горят леса – это плохо.

Может сгореть дом – это тоже плохо.

Воспитатель: Вы правы. А сейчас давайте с вами поговорим о том, что необходимо для поддержания огня. Для этого мы проделаем опыт.

Опыт: возьмем три свечи, две банки – большую и маленькую. Зажжем свечи, накроем одну свечу маленькой банкой, другую – большой, а третью не будем накрывать. Как вы думаете, какая свеча потухнет раньше, а какая – позже всех?

Дети: (выдвигают разные версии).

Воспитатель: давайте проверим ваши предположения.

(Проводим опыт и опытным путем выясняем, что под маленькой банкой огонь гаснет первым, затем – под большой, а дольше всего горит не накрытая свеча).

Как вы думаете, почему свеча под маленькой банкой так быстро погасла?

Дети: Потому что там воздуха мало.

Воспитатель: Да, это так. Значит, для того, чтобы погасить пожар, нужно прекратить доступ воздуха. Именно поэтому во время пожара нельзя открывать окна. Скажите, как можно погасить пожар?

Дети: Огнетушителем, водой.

Воспитатель: А если у нас нет ни воды, ни огнетушителя, но мы знаем, что без воздуха огонь погаснет.

Дети: Накрыть одеялом, засыпать землей, песком.

Воспитатель: Вот мы сейчас и поможем таким образом помочь кошке погасить пожар.

Игра-эстафета «Помоги кошке» с мешочками с песком.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте послушаем, какие правила надо соблюдать. Чтобы не попасть в беду.

Огонек всегда такой-

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Ребенок 1: Возле газовой плиты

Расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

Ребенок 2: Каждый знает, что утюг –

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком.

Не играет с утюгом.

Ребенок 3: Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Ребенок 4: Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно.

Ребенок 5: Взгляд лесничего суров:

-Здесь не место для костров!

Погасить велел костер,

И закончил разговор.

Ребенок 6: Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Ребенок 7: Сено вспыхнет непременно

От соседа огонька…

А не дашь Буренке сена,

Не получишь молока.

Ребенок 8: Побежал как ручеек,

В старой травке огонек.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?

Воспитатель: А теперь я хочу проверить ваше внимание. Посмотрите на эту картину и скажите, какие нарушения могут привести к пожару. (Воспитатель показывает картинки с изображением различных ситуаций, которые могут привести к пожару.)

Дети: Горят свечи на елке, занавеска близко к печке находится, на печке чайник кипит. Утюг стоит близко к краю стола. Обогреватель включен и стоит посреди комнаты. Слишком много приборов включено в одну розетку.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Скажите, что вы будете делать, если вдруг случится пожар: возьмете огнетушитель и будете тушить пожар, спрячетесь под кровать или в шкаф?

Дети: Нет. Надо выбежать из дома и позвать на помощь взрослых.

Воспитатель: Вот здесь у меня есть таблички с разными номерами телефонов, выберите номер, по которому нужно звонить в службу спасения.

Дети: Телефон службы спасения 01.

Воспитатель: Я хочу предложить вам еще один опыт, чтобы понять, чем еще опасен огонь. Я вам дам по воздушному шару красного цвета, вы их надуете, и не спускайте, а по моей команде выпустите из рук. Это будут искорки костра. Начинаем дуть.

(Дети надувают шары, потом соединяют их в один большой «костер», а потом по команде отпускают.)

Посмотрите, как разлетелись искры далеко. Вот также и от настоящего костра искры летят в разные стороны.

(Звонит телефон.)

Алло. Здравствуйте. С кем я говорю? Ребята, это Аркадий Паровозов! Да, я слушаю вас. Да, я все поняла.

Дети, звонил Аркадий Паровозов, ему нужна ваша помощь: он передал нарисованные огнетушители. Их необходимо раскрасить, поможем ему?

(Выполняется практическая работа, раскрашивание огнетушителей.)

Давайте разложим их, посмотрите, какие замечательные огнетушители получились. Я уверена, они обязательно понравятся Аркадию Паровозову.

Заключительная часть (рефлексия).

Дети, сегодня вы узнали много интересного о том, что нужно знать для того, чтобы избежать пожара. А что надо делать, если вдруг пожар возник?

Дети: Выбежать из дома. Позвать на помощь взрослых и позвонить в службу спасения 01.

Воспитатель: Как лучше погасить огонь?

Дети: Огнетушителем, водой, накрыть чем-нибудь, если он небольшой или засыпать песком или землей.

Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы пожар не возник?

Дети: Не играть спичками.

Воспитатель: Можно играть с ягненком,

Можно играть с поросенком,

С ветром – в пятнашки,

В прятки – с дождем,

Но не надо играть с огнем!

Даже с волчонком – пожалуйста!

Даже с тигренком – пожалуйста!

Но если ты вздумал

Играть с огнем,

То уж потом не жалуйся!

Но я уверена, что с вами не случится никакой беды, потому что вы знаете правила пожарной безопасности. Будьте всегда здоровы!

Ожидаемый результат:

Сформировано бережное отношение к своему здоровью, сформированы элементарные правила пожарной безопасности.

Работа с родителями: оформление уголка пожарной безопасности в группе, изготовление родителями стенгазет на тему «Спички детям – не игрушка», изготовление домика для кошки.

Используемая литература:1. Авдеева Н. Н. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность».

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 – 1990, № 11 – 2004.

3. Маршак С. Я. Сборник стихотворений для детей. АСТ, 2006

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию «Свойства воды» Тема: Познавательное развитие «Свойства воды». Возрастная группа: средняя группа. Основная деятельность: познавательно – исследовательская.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей 6–7 лет «С математикой в путь» Цель: • Развивать логическое мышление, внимание, речь, мелкую моторику рук. Упражнять в ориентировке на листе клетчатой бумаги, измерении.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4–5 лет «Семья — опора счастья» Образовательные задачи: - закреплять представление о семье, как о людях, которые живут вместе; - активизировать словарь детей на основе.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 4–5 лет Тема «В лесу мы гости» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 4-5 лет Тема «В лесу мы гости» Воспитатель: Сметанина И. Н.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 6–7 лет «Лес — многоэтажный дом» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 6-7 лет Тема «Лес – многоэтажный дом»Подготовила и составила:.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Хлеб — всему голова» для детей 5–6 лет Цель: формировать преставление у детей о том, как хлеб попадает к нам на стол. Задачи: Образовательные: -расширить знания у детей о значении.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста «Зима» (старшая группа) Цель: развитие познавательной сферы, расширение знаний и представлений детей о зиме. Задачи: Закрепить представление об основных признаках.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшей группы на тему «Волшебница-вода» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» села Казаки комбинированного вида Конспект образовательной.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Мой родной город Кузнецк» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Мой родной город Кузнецк» Воспитатель.

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 6–7 лет «Транспорт» Цель: Закреплять у детей представления о видах транспорта. Задачи: уточнить и систематизировать знания детей о видах транспорта и составить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию c детьми 3–6 лет
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 14:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию c детьми 3–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Беляева (УИ 1372637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД