Получи документы

Сборник опытов и экспериментов в живой и неживой природе «Берегите воду», «Чудеса матушки Зимы»

Ольга Владимировна Городилова
Сборник опытов и экспериментов в живой и неживой природе «Берегите воду», «Чудеса матушки Зимы»

Берегите воду

1. «Очистка воды»

Задача: познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.

Материалы: баночки с водой (вода грязная, мутная, непрозрачная, сито, песок, вата, марля, активированный уголь

Описание: предложить рассмотреть баночки с водой (вода грязная, мутная, непрозрачная). Как вы думаете, как ее можно сделать чистой? Предложить профильтровать воду через сито, песок, вату, марлю, активированный уголь. Где получилась самая чистая вода, а где осталась мутной?

Вывод: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.

Публикация «Сборник опытов и экспериментов в живой и неживой природе „Берегите воду“, „Чудеса матушки Зимы“» размещена в разделах

2. «Бережем воду»

Задачи: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана, учить беречь воду.

Материалы: часы с секундной стрелкой, мерный стаканчик.

Описание: дети с воспитателем подходят к крану. Воспитатель приоткрывает кран так, чтобы вода капала из него умеренно быстро, и обращает внимание детей на то, что вода только капает. Воспитатель задает вопрос детям, много ли воды может так вытечь из крана за сутки? Ставим мерный стаканчик и смотрим, за сколько минут наберется полстаканчика – 50 мл. За 2, 5 минуты вытекло 50 мл воды, значит, за 5 минут – 100 мл, за 20 минут – стакан, за час – литровая банка и еще стакан, за сутки 3 ведра воды утекло зря, и притом вода из крана у нас только капала, а не текла! А сколько воды тратит напрасно целый дом, если у нас капают краны? Один дом из 800 квартир тратит за одни сутки 4800 ведер! А сколько домов у нас в Краснотурьинске?

Вывод: воду необходимо беречь!

Чудеса Матушки – Зимы

1. «Почему снег мягкий?»

Задача: совершенствовать знание детей о снеге.

Материал: лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Описание: воспитатель предлагает детям наносить снег для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Рассмотрите хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Что вы видите? (Отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять).

Вывод: снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха

Что тяжелее снега? (вода, земля, песок и многое другое). Обратить внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок : при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

2. «Где лучики?»

Задача: показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал: чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Описание: дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Как вы думаете, влияет ли сила ветра и его направление на снежинки, которые сейчас падают? Рассмотрите их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод: снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

3. «Наживка» для льда

Задача: показать, что соль растворяет лед.

Материалы и оборудование: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соль, стакан с водой.

Описание: опустим лёд в воду. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана. Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

4. «Почему снег греет?»

Задача: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал: лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Описание: предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). А как вы думаете, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

5. «Изменение объема воды при замерзании»

Задача: выявить изменение объёма воды при замерзании.

Материал: бутылка с пробкой.

Описание: предложить детям налить полную бутылку воды, закрыть её пробкой и вынести на мороз. Что произошло с водой? После полного замерзания воды, стекло лопнуло, потому что изменился объем воды при замерзании.

6. «Замерзшая вода»

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материал: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание: перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы.

Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед.

7. «Откуда берётся иней?»

Задача: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: термос с горячей водой, тарелка.

Описание: на прогулку вынести термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставить до конца прогулки. В конце прогулки дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

8. «Драгоценный мостик»

Задача: показать процесс образования кристаллов

Материалы и оборудование: две одинаковые банки, шерстяная нитка, пищевая сода, вода, тарелка и лист бумаги.

Описание: взять две литровые банки и набрать в них горячей воды. В каждой банке растворить по полкилограмма пищевой соды. Между банками поставить тарелку или положить лист бумаги. Далее, взять шерстяную нитку и опустить ее концы в банки с водой. Середина нитки должна находится над тарелкой. Результат. Через несколько дней на нитке начнет расти целая колонна кристаллов. Если периодически добавлять в банки раствор пищевой соды и красители, то можно получить разноцветный драгоценный мост.

9. «Как скользить по воде?»

Задача: показать на опыте процесс скольжения коньков по льду.

Материалы и оборудование: пустой прямоугольный пакет молока, вода, морозильная камера, тонкая проволока, две гантели.

Описание: воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, можно ли кататься на коньках по каменному полу? Ведь лед такой же твердый, как камень. Почему же не получается? Для проведения эксперимента налить в прямоугольный пакет от молока воду и положить в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащить из пакета лед. Затем, тонкую проволоку натянуть в середине льдины, укрепив на концах проволоки что-то тяжелое, например гантели. Результат. Проволока давит на лед, он от этого плавится, но … снова замерзает, когда проволока врезается дальше. Когда вы катаетесь на коньках, лед тает от давления коньков. И вы скользите по воде, которая тут же замерзает вслед за вами.

10. «Наживка» для льда

Задача: показать, что соль растворяет лед.

Материалы: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соль, стакан с водой.

Описание: опустим лёд в воду. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыплем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана. Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

11. «Как работает термометр»

Задача: посмотреть, как работает термометр.

Материалы: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Описание: зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Вывод: когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

12. «Тающий лед»

Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в тепле он тает быстрее; что вода на холоде замерзает.

Материалы: два стакана с кубиками льда, ложка.

Описание: воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в стакане со льдом при комнатной температуре или в стакане, со льдом помещенном в тепло. Один стакан оборачивают шарфом, а другой нет, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

13. «Отчего лопнула бутылка»

Задача: дать представление о силе воды.

Материалы: бутылка с водой плотно закрытая пробкой.

Описание: в сильный мороз выставили на улицу бутылку, плотно закрытую пробкой. Когда вода замёрзла, лопнула и раскололась на куски. Это произошло потому, что вода при замерзании расширяется. Однажды поставили такой опыт : взяли чугунный шар, наполнили его водой, завинтили отверстие в нём и выставили на сильный мороз. Вода, замерзая, разорвала шар. Так велика сила расширяющейся воды.

14. «В огне не горит и в воде не тонет»

Задача: показать на опыте, что вода при замерзании расширяется.

Материалы: пластиковый стаканчик, крышка, вода.

Описание: налить воду в пластиковый стаканчик с крышкой до самых краев и выставить на улицу, на всю ночь.

Утром посмотреть, что произошло. (Вода при замерзании расширилась. Льду не хватило места в стаканчике, и он поднялся вверх вместе с крышкой.

Когда вода превращается в лед, её молекулы, как солдатики, выстраиваются в определенном порядке и образуют кристаллическую решетку льда. Но молекулы воды не плотно прижимаются друг к другу, а держатся на расстоянии. Поэтому льду надо чуть больше места, чем занимала вода. Лед очень твердый, но он легче воды. Он в ней не тонет! Поэтому зимой внутри реки продолжается жизнь.

15. «Вода из снега»

Задача: показать на опыте, что внутри снега, между снежинками, есть воздух.

Материалы: пластиковый стаканчик, снег.

Описание: предложить на прогулке, набрать в стакан чистого снега. Затем занести стакан в группу подождать, когда снег растает и посмотреть, сколько воды получилось.

Вывод: внутри снега, между снежинками, есть воздух. Поэтому даже из тысячи снежинок получится мало воды.

16. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»

Задача: познакомить детей со свойствами воды и льда.

Материалы: вода, стакан, формочки, холодильник.

Описание: налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).

Публикации по теме:

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Конспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группыКонспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группы День науки в России. Конспект день опытов и экспериментов для детей 2мл. гр. Дети очень любят экспериментировать исследовать вызывает у.

Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой»Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений.

Планирование календарно-тематической недели «Рады мы проказам матушки-зимы» Тема недели: «Рады мы проказам матушки зимы» ОДвРМ/СДД - утро НОД ОДвРМ/СДД – прогулка 1 ОДвРМ/СДД - || - я пол. дня ОДвРМ/СДД – 2 Прогулка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник опытов и экспериментов в живой и неживой природе «Берегите воду», «Чудеса матушки Зимы»
Опубликовано: 28 сентября 2020 в 11:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД