Получи документы

Сценарий игровой образовательной ситуации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

Галина Бородина
Сценарий игровой образовательной ситуации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

Цель:

Образовательная :

- Формировать обобщенное представление о зимующих птицах; раскрыть понятия «зимующие птицы», «перелетные птицы»;

-Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;

-познакомить детей с зимующими птицами : синицы, сороки, воробьи и снегири, вороны - народные приметы, связанные с повадками птиц.

Развивающая :

-Развивать мышление, наблюдательность;

-Развитие зрительной и словесно-логической памяти;

Публикация «Сценарий игровой образовательной ситуации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

-Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)

-Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Словарная работа:

Корм, кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная;

Задачи:

- уточнить имеющиеся у детей представления;

- обучать:

умению делать выводы на основе наблюдений и собственного опыта;

формулированию полного ответа;

- развивать восприятие, логическое мышление;

- способствовать активизации словаря дошкольников,

Обеспечить поддержание позитивного эмоционального фона взаимодействия с взрослым и сверстниками;

Специально организованное рабочее пространство, оборудование:

помещение, оформленное в осенней тематике, столы в соответствии с ростом детей, аудиозапись музыкального сопровождения.

Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением птиц- синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрация картинок зимы;

Раздаточный материал : разрезные картинки птиц; картинки с изображение кормушки с снегирями; салфетки красного цвета; клей;

Сценарий организации образовательной деятельности с воспитанниками

Этапы,

мини-цели Форма реализации Содержание Комментарии

1. Вводная часть -организация начала деятельности (1-2 мин.)

Введение в ситуацию Беседа о приметах поздней осени и о перелетных и зимующих птицах Воспитатель: Сегодня мы с вами пришли на прогулку в волшебный парк. Как здесь все изменилось. Еще совсем недавно деревья радовали нас своими осенними нарядами, в лужах отражались облака, ветер бросал нам под ноги разноцветные листья. А сейчас небо серое, деревья стоят печальные, на них больше нет листьев, лужи покрылись тонкой корочкой льда. И совсем не слышно птиц. звучит спокойная музыка

Постановка проблемы Обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах активизация словаря, обучение умению делать выводы

Воспитатель: Как вы думаете, почему они улетели?

Дети: боятся холода и голода.

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные птицы

Воспитатель: Спрятались от холода насекомые, убрали урожаи на полях. Нечего стало есть птичкам. Рядом с нами остаются только те птицы, которые не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Правильно таких птиц мы называем зимующими. С приходом морозов и снегопадов птицам все труднее добывать себе корм. В такую пору зимующие птицы часто голодают. Пережить трудное время птицам помогают люди.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как люди могут помочь птицам зимой? Дети: Развешивают кормушки. Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц. Картины с изображением осенней природы

2. Основная часть (14-16 мин.)

Воспитание нравственных качеств. Уточнение имеющихся знаний. Развитие логического мышления, памяти, умения отгадывать загадки. Упражнение в формулировании полного ответа. К нашей кормушке тоже прилетели зимующие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки.

Целый день она хлопочет,

вертится, стрекочет,

чернокрыла, белобока,

а зовут ее (Сорока).

Умный мальчишка

В сером пальтишке

Прыгает, шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Серая Матрена,

Платье чернено.

На ветку села,

Громко «кар» запела. (Ворона)

В желтом платье по дорожке

Скачет маленькая крошка.

Эта птичка-невеличка называется…

(Синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь.)

На столе стоит кормушка

Дети отгадывают загадки, воспитатель при каждом правильном ответе на изображение кормушки выставляет изображение соответствующей птицы

Воспитатель: Какие птицы прилетели к нашей кормушке?

Дети: Зимующие

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужны птицы?

Дети: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.

Построение фразы полного ответа

Упражнение на развитие логического мышления

Упражнение «Назови ласково»

(с мячом).

1 мин Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково». Кому попадёт в руки мячик, тот и отвечает:

Снегирь - снегирёк,

Синица - синичка,

Голубь - голубок,

Воробей - воробышек. Воспитатель передаёт детям по очереди мяч среднего размера. Дети отвечают на вопросы.

Поддержание позитивного эмоционального фона

Динамическая разминка.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад. Дети выполняют движения согласно тексту

Уточнение имеющихся представлений. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, умения анализировать, передавать объемную модель. Формирование умения давать полный ответ.

Воспитание нравственных качеств (желания и умения оказать необходимую помощь). игра «Собери и расскажи про птичку». Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери и расскажи про птичку».

Каждому из вас я дам конверт с частями картинки, вы должны сложить из частей цельную картинку и рассказать, кто или что на ней изображен.

1 ребенок: Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.

Воспитатель: Как много и интересно вы мне рассказали, а я недавно прочитала в книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.

2 ребенок: Это птица воробей. У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик – чирик- чик-чирик».

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению. Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой.

3 ребенок: Это птица снегирь. У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.

Дети складывают разрезные картинки птиц и рассказывают о них

Воспитатель: И про снегиря вы много знаете. И я поделюсь с вами интересными фактами. Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. Весной, летом и осенью живут снегири в лесной чаще, там вьют гнезда, выводят птенцов. Снежная зима приносит с собой голод, и снегири переселяются поближе к человеческому жилью. Обычно снегири держатся небольшими стайками. Снегири питаются почками и семенами деревьев и кустарников. Особенно любят снегири ягоды рябины. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы. Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге.

4 ребенок: Это сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Воспитатель: Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Поверье гласит -сорока под стреху (крышу) лезет - к вьюге.

5 ребенок: Это ворона. Голова, крылья и хвост у нее чёрные.

Воспитатель: По окраске различают две группы ворон: серую и черную. У серой вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Черная ворона-вся черная с металлическим синим и пурпурным блеском. Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных городов, что особенно свойственно серой вороне. В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой. (ответы детей)

1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.

3. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.

Посмотрите, к нам прилетела стайка птиц. Что это за птицы? Давайте мы тихо, чтобы не испугать, подойдем к ним. (Подойти к изображению стайки снегирей)

В нашей кормушке есть корм для разных птиц. Нет только корма для снегирей. И в нашем парке всего одна веточка рябины. На всех снегирей не хватит.

А вы хотите помочь снегирям? Сейчас мы будем делать для снегирей угощение.

У вас есть веточки рябины. Сейчас мы будем делать на них ягоды, чтобы накормить снегирей.

Какого цвета ягоды рябины? У вас на подносах лежат нарезанные салфетки. Какого они цвета? Из каждого кусочка салфетки мы скатаем шарик – это и будут ягоды рябины. Когда мы скатаем все шарики, то намажем клеем гроздь рябины и приклеим ягоды. (Показ) У нас получится вот такая гроздь (показ образца). Покажите, как вы будете делать ягоды.

Какие молодцы! Теперь снегири не погибнут от голода. Снегири так обрадовались нашему угощению, что от радости запели песенку. Послушайте. (Запись голосов птиц)

Пусть снегири клюют ягоды рябины, а мы с вами тихо уйдем, чтобы им не мешать. Дети садятся за столы

Подведение итога организованного взаимодействия. Рефлексия (1-2 мин.)

Выявление удовлетворенности детей, подведение итогов. Рефлексия настроения • Вспомните, о чем мы говорили на занятии?

• Каких птиц вы увидели?

• Как нужно помогать птицам в зимнее время?

А сейчас мы с вами выйдем на прогулку, развесим наши кормушки вынесем зерно, семечки и хлеб для птиц Предложить детям взять угощение для птиц

Предполагаемое общее время: 18-20 мин

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Где чей хвост?»Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Где чей хвост?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию дидактическую игру "Где чей хвост?" В нашем районе проходило методическое.

Дидактическая игра по развитию речи с перфокартами для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Фантазеры»Дидактическая игра по развитию речи с перфокартами для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Фантазеры» Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста. Задачи: • Совершенствовать связную речь — диалогическую и монологическую.

Игра по развитию речи для среднего дошкольного возраста «Кого встретили в лесу?»Игра по развитию речи для среднего дошкольного возраста «Кого встретили в лесу?» Игра проводится с подгруппой детей на занятиях по развитию речи, обучению дошкольников грамоте, на занятиях с логопедом в индивидуальной.

Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Страна Мультипликация»Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Страна Мультипликация» Описание: Конспект для детей старшего дошкольного возраста: 5-7 лет. Практический материал, представленный в конспекте, будет полезен для.

Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Программные задачи:.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Подружки-затейницы» для детей среднего дошкольного возраста Конспект открытого занятия по развитию речи:«ПОДРУЖКИ - ЗАТЕЙНИЦЫ».Средний дошкольный возраст. Реализуемые образовательные области: «Речевое.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Конспект занятия по развитию речи «Вот зима, кругом бело!» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Вот зима, кругом бело!» для детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: -закрепить с детьми основные признаки зимы. -упражнять в составлении рассказа по картинкам. -упражнять в подборе.

Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Назови, что где находится»Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Назови, что где находится» Мастер-класс. Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста "Назови, что где находится" Основными задачами.

Словесная игра по развитию речи для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Разложи полоски»Словесная игра по развитию речи для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Разложи полоски» Цель:Учить детей действовать и высказываться поочерёдно, обосновывать своё согласие или несогласие с действиями партнёра. Оборудование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий игровой образовательной ситуации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2022 в 11:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД