Елена Владимировна Афанасьева
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе по теме «Число 0. Цифра 0»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Число 0. Цифра 0
ЦЕЛЬ:
1) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю…»;
3) Тренировать умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством;
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в старшей группе по теме „Число 0, Цифра 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
4) Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя. Спрашивает:
- Ребята, есть ли у вас бабушка и дедушка?
- Где они живут?
- Нравится вам ходить к ним в гости?
- Вот посмотрите, у моей знакомой девочки Тани, тоже есть бабушка и дедушка.
- Танина бабушка, попросила Таню помочь ей разложить и посчитать все заготовки с овощами и фруктами.
- Только Таня очень боится ошибиться.
- Хотите отправиться вместе с Таней в гости к её бабушке и дедушке?
- Сможете ей помочь?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать счет до 9, тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь, воображение.
Для того, чтобы попасть в гости, нам надо сесть на автобус и проехать несколько остановок. Подходите ко мне за билетами и садитесь на места в автобусе согласно вашим билетам.
Воспитатель раздаёт карточки с цветными геометрическими фигурами. А на стульчиках написаны цветные цифры. Дети выбирают себе посадочное место. И под музыку Екатерины Железновой «Автобус» отправляются в гости.
Далее, дети приезжают и садятся за столы. Перед ними на доске изображение бабушки и дедушки. На столе лежат карточки, на которых изображены домашние заготовки (компоты с фруктами и банки с огурцами и помидорами с разным количеством, одна банка пустая) и карточки с цифрами от 1 до 9.
Бабушка просит подписать банки.
- Ребята, как мы подпишем банки с заготовками?
- Пересчитаем их все по порядку и поставим соответствующую количеству цифру.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0 и создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, речь, логическое мышление
Дети говорят о том, что осталась одна карточка, где изображена пустая банка.
- Посмотрите, ребята, а вы все сосчитали? Может быть что-то осталось?
- Подпишите эту банку.
Возникает затруднение. Ребята не знают, как подписать банку, в которой ничего нет. Не знают, какой цифрой записывается отсутствие количества в ней овощей и фруктов.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов; повторить изученные способы действий в ситуации затруднения; тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
- Что делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
- Что нам нужно сделать? (Узнать).
- Как узнать?
- Спросить у того, кто знает, а можно посмотреть в учебнике.
Если дети выберут «узнать у взрослого», воспитатель показывает карточку с записью числа 0. Либо дети узнают правильную запись числа 0, а затем выбирают соответствующую карточку. Воспитатель хвалит их и делает вывод: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
- Ребята, бабушка очень рада, что вы ей помогли разобраться с домашними заготовками.
- Таня нас хочет спросить, есть ли у бабушки компот из апельсинов? Ребята проверяют и говорят, что нет таких банок. И делают вывод «ноль».
- Посмотрите, а есть ли компот из винограда… и т. д. Теперь Таня знает, какие есть компоты у бабушки, а каких нет.
6. Итог занятия
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя. Спрашивает:
- Где вы сегодня побывали?
- Что полезного сделали?
- Кому помогли?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли поехать на автобусе и занять место согласно выбранным билетам. Смогли помочь Тане и ее бабушке сосчитать и подписать заготовки, потому что умеют считать до 9, и соотносить количество с цифрой. А также смогли подписать карточку, где нет овощей и фруктов, потому что познакомились с цифрой 0.