Папки-передвижки

Сценарий познавательно-исследовательского квеста «Соль Земли»

Татьяна Алекберова
Сценарий познавательно-исследовательского квеста «Соль Земли»

Тема: Познавательноисследовательская деятельность с элементами экспериментирования

Цель: расширить знания детей о минералах, о происхождении соли, о свойствах соли, экспериментах с ней, о прикладном искусстве, о народной кухне.

Задачи:

- способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;

- научиться использовать соль, как материал для творчества.

- устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности, делать выводы.

Публикация «Сценарий познавательно-исследовательского квеста „Соль Земли“» размещена в разделах

- воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли;

- воспитывать желание интересоваться явлениями окружающей среды.

- воспитывать нравственные понятия и чувства.

Предварительная работа

- чтение художественной литературы, где речь идет о соли;

- чтение пословиц, поговорок о соли: «Пуд соли съесть», «Уйти несолоно хлебавши», «Вся соль морская в дружбе нашей». См приложение №1.

- творческая мастерская: нетрадиционная техника рисования «Рисуем с помощью соли»;

-наблюдение «Как мама использует соль

Ход квеста

Оборудование: шапочка короля, карта, атрибуты для декораций.

Дети приходят в музыкальный зал, где их встречает убитый горем король (Создание проблемной ситуации) Дети спрашивают, отчего король горюет. Король рассказывает легенду про своих дочерей.

Однажды я поинтересовался у своих дочерей, как сильно они любят меня. Старшая сказала, что любит меня как небо, вторая как золото, а третья как соль. Я не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве после ухода дочери превратилась в золото. Вот тогда я и понял, насколько сильно любит меня моя дочь.

Король: вот беда, с тех пор не знаю где дочь моя, куда ушла? Никто помочь мне не сможет. И еще одно, в нашем королевстве исчезла соль. И сразу посыпались несчастья. Как же быть, и дочь самая любимая потерялась и соли нет.

Король: Можно прожить без соли? Проблемная ситуация – кейс-технология.

Дети высказывают гипотезы.

Воспитатель: Что же нам делать? Где искать дочь короля? Куда идти? Где достать соль?

Король: я что-то слышал от моей младшей дочери, где она часто бывала, кому помогала, да и в её покоях я нашел вот эту странную карту, может она поможет вам найти мою дочь. Я буду вам очень благодарен.

Воспитатель: Ребята, вы сможете по этой карте ориентироваться? Тогда отправляемся в путь.

В гостях у гномиков. (Группа №3)

Задачи: познакомить детей с технологией добычи соли, со свойствами соли.

Оборудование: костюмы гномиков, макет горы, мешочки, лопаты, кирки, «горы», мешочек соли.

Ход: Дети заходят в расщелину горы, а там встречают гномики. Гномики что-то отколачивают и складывают в мешки. Дети спрашивают, чем занимаются гномики?

Гномики рассказывают загадывают загадку о соли:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Рассказывают какая она бывает. Каким трудом достается. Для чего она нужна, используя ИКТ –технологии (фильм о происхождении соли) :

Люди научились добывать соль различными способами

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Кейс-задание для детей: «Пуд соли съели вместе», что это значит?

Гномики дарят детям мешочек соли.

Сюжетно-ролевая игра: «Повара готовят обед». (Группа №1)

Задачи: познакомить детей с разнообразием русской кухни; технологией приготовления пищи.

Оборудование: посуда, фартуки, косынки, фигурки продуктов, овощей (изготовленные детьми в свободное время); презентация с картинками блюд русской национальной кухни; самовар, баранки и т. д.

Ход игры: дети готовят обед для гостей детского сада, и сервируют стол, но вот беда, приготовленные блюда никто есть не хочет. А почему.

Поварята: Мы так старались, готовили кашу, сварили картошку, салат, а почему никто не ест не понятно?

Дети: высказывают своё мнение. Пробуют и определяют, что все блюда несоленые!

Поварята: пробуют и действительно – все несоленое, поэтому невкусное.

Дети и поварята досаливают блюда и съедают.

Повар: Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

Загадка: при варке чего много соли не испортит блюдо. ( ответ: при варке яиц).

Повара дарят детям мешочек соли.

Лаборатория «Кристаллик» (Группа № 2)

Задачи: закрепить знания детей о соли, как кристаллическом веществе.

Оборудование: карточки с заданиями, загадки, презентация, разные виды соли, тарелки, лупы, трубочки, ложки, стаканы с водой, подносы, грязные стаканы, губка, перчатки, яйцо, цветная соль, сосуды.

Ход игры: дети выполняют различные задания, за которые им даются памятные сюрпризы.

Лаборант: я приглашаю в нашу научную лабораторию «Кристаллик»-Ну, а чтобы нам начать эксперименты, давайте превратимся в маленьких исследователей! (одеваем фартуки, чепчики, перчатки).

-Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории. Подойдите к столу, перед вами карточки с картинками, в одну сторону сложите картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а что нельзя! (перед детьми 9 карточек, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Задача воспитанников разложить их в 2 группы, что делать можно, а что нельзя. Карточки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группами, нужно объяснить, что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).

- Хорошо, теперь мы можем приступить к экспериментам!

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Лаборант: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Лаборант: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Лаборант: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 5. «Соль – чистящее средство».

- Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бакал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Физкультминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).

Лаборант дарит детям мешочек соли.

Творческое мастерская «Соляные фантазии» (Группа № 4)

Задачи: развитие творческих способностей детей; учить детей применять навыки творчества на практике;

Оборудование: цветная соль, картинки-разукрашки, емкости.

Ход игры.

Мастер рассказывает, как еще применяется соль в художественном творчестве. Детям предлагается побыть соляных дел мастерами, изготовить или разукрасить (заранее приготовленную) посуду и картины.

Мастер: в своей мастерской я хочу показать для чего люди используют соль. Оказывается, солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем засыпать соль в сосуд. (Дети вместе с воспитателем делают цветные сосуды).

Детям предлагается сделать (на выбор) картину или вазу из цветной соли.

Практическая работа.

Дети замечают в мастерской красивую девушку – принцессу. Спрашивают кто она, как здесь оказалась.

Принцесса рассказывает про отца, что он её выгнал из дома, а она очень любит его.

Дети уговаривают принцессу вернуться в королевство к отцу. И еще одна беда в королевстве исчезла вся соль. И дети по пути следования собрали несколько мешочков соли, чтобы отдать королю.

Мастер детям дарит мешочек соли.

Все вместе возвращаются к королю.

Дети идут в музыкальный зал.

Встреча короля и принцессы.

Король: спасибо вам, дорогие ребята, вы вернули мне самую любимую дочь.

Дети: мы еще соль вам принесли!

Король: спасибо вам большое, как много мешочков вы принесли, а где же вы взяли соль?

Дети рассказывают где были, и кто им подарил мешочки с солью.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой (На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.)

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

9. Для использования в соляных пещерах– укрепление здоровья.

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

Приложение №1

Пословицы о соли

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Без соли хлеб не еда.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без соли, без хлеба — худа беседа

Без хлеба не сытно, без соли не сладко

Без хлеба смерть, без соли смех.

В людях форсит, а дома без соли сидит.

Велика твоя хлеб-соль, а всё корочки.

Всем угодишь — себе насолишь

Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь

За хлебом-солью каждая шутка хороша

И старая кобыла до соли лакома

И тесно и на брюхе пресно

На хлебе, на соли, да на добром слове

Несолоно есть — что с немилым целоваться

От пресной еды и бары хворают

От хлеба-соли и царь не отказывается

Помяни соль, чтоб дали хлеба

Пуд соли вместе съесть

Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Соли не жалей, так и есть веселей

Соли нет, так и слова нет

Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит

Хлеб да соль и обед пошел.

Хлеб-соль — заемное дело.

Хлеб-соль ешь, а правду режь

Хлеб-соль и во сне хорошо

Хлеб-соль кушал, а нас не послушал

Хлеб-соль разбойника побеждает

Хоть бы песок, лишь бы солил

Щепотка соли делает сахар слаще

Запас соли не просит

И старая кобыла до соли лакома

Камзолы зеленые, а щи не соленые

Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди

Кто ворует, тот горюет, а мы живем — хлеб-соль жуём

Лень без соли обедает

Лень добра не делает, без соли обедает

Лень и щи без соли хлебает

На соль пьётся, на хлеб спится

Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать

Нам хоть песок, только б солил

Не солоно хлебавши

После хлеба-соли обед сном золотят

Русский человек хлеб-соль водит

Публикации по теме:

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» - обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта "Морское путешествие" и фотоотчёт.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Сценарий квеста для детей 4–5 лет «Сказки А. С. Пушкина»Сценарий квеста для детей 4–5 лет «Сказки А. С. Пушкина» Цель: в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников. Задачи: 1. Образовательные: Расширять знания детей.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть перваяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть первая Участники проекта: ребёнок младшего школьного возраста и его родители. Время проведения: долгосрочный. Цель проекта: развитие познавательного.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третьяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третья «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа» Есть чудные живучие растения, я удивляться им не устаю. Фасоль стремится вырваться из.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть втораяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть вторая В стручках всегда она растёт, На грядке садовод её найдёт. Фасоль мы любим, уважаем, Все вместе дружно собираем. И вкус прекрасный точно.

Паспорт познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки» Введение Работа по проекту в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир.

Реализация познавательно-исследовательского краткосрочного группового проекта «Общественное насекомое» (средняя группа)Реализация познавательно-исследовательского краткосрочного группового проекта «Общественное насекомое» (средняя группа) В рамках реализации социально-образовательного проекта ДОУ «Эколята. Дошколята» был разработанпознавательно-исследовательский, групповой,.

Реализация познавательно-исследовательского проекта в старшей группе «Чудо -огород на окне». ТравянчикРеализация познавательно-исследовательского проекта в старшей группе «Чудо -огород на окне». Травянчик Дети с рождения являются пытливыми исследователями окружающего мира. В процессе изучения объектов и экспериментирования с ними дошкольники.

Реализация познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки»Реализация познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий познавательно-исследовательского квеста «Соль Земли»
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 03:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД