Оксана
Сценарий познавательного открытого НОД — «Путешествие в старину-Осетинскую саклю» Автор Куртаева Оксана Аликберовна
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий познавательного развлечения :
«Путешествие в старину - Осетинскую саклю в горах».
(Работа по проекту «Мой край моя-святыня»).
Автор конспекта : Куртаева Оксана Аликберовна.
Публикация «Сценарий познавательного открытого НОД — „Путешествие в старину-Осетинскую саклю“ Автор Куртаева Оксана Аликберовна» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Северная Осетия - Алания
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2020
Цель: Познакомить детей с бытом осетинского народа, вызвать желание больше узнать о традициях и правах его. Прививать любовь, доброе отношение к осетинскому народному творчеству: песням, играм, сказкам, пословицам, загадкам и поговоркам. Вызвать у детей стремление как можно больше знать о прошлом и настоящем своего народа. Уточнить словарный запас детей: фынг, куырой, тебисн, теб,, бганынуазн, табгъ, къуымбил, авдн, царвцгъдн.
Материал и оборудования: Оформление - иллюстрации родного края на большом экране (Подборка по сюжету). Часть группы или зала оформлена как осетинская сакля, в центре очаг, люлька, чесалка для шерсти, веретено, осетинские чаши, кувшин, стол - фынг (трёхножка, ручная мельница, маслобойка и другие предметы быта.
Участники: Дети старшей группы «А»; нана-бабушка воспитанника; дада- дедушка – воспитанника и чындз – мама воспитанницы.
Ход: - Дорогие ребята, сегодня у нас необычный день, мы отправляемся в далёкое очень интересное путешествие в горы. Представьте себе ребята, что находимся высоко в горах. Где горные вершины озарены лучами солнца (звучит осетинская музыка).
«Всё залито солнцем - лес, долины, горы.. Серебрятся реки, беспредельна даль…
Воздух наполняет радостные хоры.
Чужды великану горе и печаль». Коста Хетагруров стихотворение «Утёс».
Воспитатель: - Обратите внимание ребята на это сооружение, что это такое?
Дети: - Дом, сарай, хдзар и т. д.
Воспитатель: - Это осетинская сакля-хдзар. Раньше в таких саклях жили горцы. Почему этих людей называли горцами?
Дети: - Потому, что жили в горной местности, там и строили свои жилища.
Воспитатель: - Правильно, эти сакли строили из горного камня, твёрдого и прочного (показ на экране). Из этого камня ещё строили башни, называли их сторожевыми, а также ганахами. Они находились на возвышенности и горец который стоял- сторожил, видел далеко и мог предупредить своих соплеменников об опасности. Об этих сооружениях написано много легенд и историй. Жили горцы в нужде и бедности, хотя работали от зари до зари. Но были дружные, весёлые, сплочённые, радовались общим успехам. Сосед делился с соседом последним куском хлеба, гостей же принимали с большими почестями и уважением. Суровый горский климат не отражался на их отношениях к друг -другу. Дети в семье горца росли в тяжёлых условиях, но были трудолюбивыми, послушными. С уважением относились к родителям и старшим. - Легко ли пришлось горцам? - Почему сложно и трудно? – Какие условия жизни были? Была ли в доме вода? Куда за ней ходили и как приносили? --- Какие ещё трудности испытывали? Чем топили печь и дома? Или у них были газовые и электрические плиты как сейчас в наших домах?
А теперь отгадайте осетинские народные загадки:
1. Армы дзыхъхъы цъх денджыз. (Арв) – На ладони синее море. (Небо) ;
2. Арвй злдаг – знхн цинад. (Хуры тын) – С неба шелковая нить – земле радость. (Луч солнца) ; Правильно. А кого ещё в Осетии ласково называют «Хуры тын»?
- Маленьких детей. К маленьким детям обращались посредством уменьшительно-ласкательнельных имен, особых ласкавыми словами: м къона (мой очаг, м хур (мое солнце, м (рахиз) цст (мой (правый) глаз) и т. д. Родители ребенка, особенно в присутствии старших и посторонних лиц, не обращались к своим детям по имени. Они называли их: лппу (мальчик, юноша, чызг (девочка, девушка, хистр (старший, кстр (младший) и другими условными именами или ласкательными именами.
3. Адймаг цмй н фллайы? (Улфынй) – От чего человек не устаёт? (От отдыха) ;
- Ребята, посмотрите как красиво вокруг, так красива наша Кавказская природа: высокие гордые задумчивые горы, голубое небо, чистая речка, какая зелёная усыпанная цветами поляна, так и хочется бегать и прыгать.
- А вы хотите поиграть?
Игра «Осетинские салки»
Цель: упражнять в беге; снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы
Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.
Ведущий выбирается с помощью считалки:
Завтра с неба прилетит
Тетерев кавказский.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь, выходи.
Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.
Поиграли, а теперь дальше в путь. Адймаджы мцыд цы кны? (Аууон) – Кто идёт наравне с человеком? (Тень) ;
-Вот и мы к тенёчку ближе. Ах, Смотрите!
- Мн цы диссаджы хдзар ис! Д бонт хорз нана!
Нана: - Мидм нм рацут, цы хур, цы къвда у рхаста!
Воспитатель: - Мах рацыдыстм дард блцы, фндыд н н ххты рсугъддзинад фенын.
Нана: - О у црнбон бир фуд! Мидм нм рацут.
Воспитатель: Мн ум цы диссаджы рсугъд хдзар ис! Мн ум ноггуырд др ис, цринаг уын уд, ннизй уын рзд!
- А где ребята лежит малышь?
Дети: - в люльке – авдны.
Чындз: - Сабийы ном та куыд хуыйны? – Инал.
Воспитатель: - Нана мах иу зарг зонм Иналы тыххй, м у кд фнды, уд уынй азарм.
Песня «Нана Иналы»
Нанайы жарда ой, Иналай райы ой
Нана ИНАЛЫ дзабах фанайы дзабах фанайы ооой
Нана ИНАЛЫ дзабах фанайы дзабах фанайы ой
Уый кафын уаржы ой,на зы фатаршы ой
Лаппын бабыжау йахи фанай йахи фанайы ооой
Лаппын бабыжау йахи фанай йахи фанайы ой
Рауайма ардам ой, гага дын раттон ой
Хъармушт доны да дзабах нынайон, дзабах нынайон ооой
Хъармушт доны да дзабах нынайон дзабах нынайон ой
Арбакашут ма ой Инал ашрашугъд ой
Инал ашрашугъд Инал харжарашт Инал харжарашт ойойой
Инал ашрашугъд Инал харжарашт Инал харжарашт ойойой
Нанайы жарда ой,Иналай райы ой
Нана ИНАЛЫ дзабах фанайы дзабах фанайы ой.
Нана ИНАЛЫ дзабах фанайы дзабах фанайы ой
Нана: - О у цранбон бир Ут! Бузныг, стыр бузныг уын! «Чындз, цу м къона- н сывллоны ахс м бафынй кна». (Невестка укладывает в авдне малыша и поёт колыбельную под фонограмму или фортепиано).
Нана: - з та адзурон н уазджытим. Къона уыдис хдзары асту, баст рахысй царм. Цары уыдис хуынкъ, цмй фззг улм цуа.
Воспитатель: - Что это такое Къона? Это Очаг, домашний очаг, святыня осетинской семьи. С къона и надочажной цепью – рахыс связаны в сознании осетин все понятия, символизирующие благополу-чие семьи и ее единство. Къона, надочажная цепь и их покровитель «небесный» Сафа.
Къона*хдзары артдзст, ирон бинонты ппты сыгъдгдр, зынаргъдр м кадджындр хзна. Иртты зондахасты къона м къонайы рхысим баст сты бинонты фарн м иудзинадыл дзург пптмбарындт др. Къона, къонайы рхыс.
- Улдарс та куыд хуыдтой? (верхняя одежда) На экране мужчина и женщина в осетинских костюмах. Ответы детей. (Бурка,папаха, нмг худ).
Нана: - рткк та уын иу диссаг равдисдзынн. Ацы србттн у цыллй быд - этот платок связан из шёлка. Базон-базон. Фыс й ппары, лг дзы хдон кны. (Къуымбил) – Овца сбрасывает, человек себе рубашку делает. (Шерсть) Къуымбилй та цавр дарс дарут сабит? Цъындат (носки, худ (шапка, улдарс (жилет или жакет, а также шерстяной платок на голову – пуховка).
Дальше бабушка демонстрирует и рассказывает о предметах быта: чесалка, прялка чапельник, сковорода, тарелка, чаша для пива и т. д. параллельно загадывая загадки и объясняя их предназначение. Цу нй сиуй ба хуцуй. (Тебисн) – Не козёл, а рогом бодается. (Чапельник) ; Цмн хъуы тебисн- й ном йхадг дзуры. Цмй адймаг й къухт ма басудза, твд теб райсы тебиснй. Теб та км уынут равдисут ма мынй. Раст м чысыл сабит. Ай та куыд хуыйны (показывает тарелку, бгнынуазн и т. д.).
Воспитатель: Большое спасибо бабушка Нана! Дети а вы скажите тоже самое, но на осетинском языке.
Дети: - Стыр бузныг уын Нана!
Воспитатель: Мах абон бир базыдтам н мадлты рагон куыд цардысты. Мы сегодня многое узнали о жизни и быте нашего народа. А на прощанье мы поиграем в игру «Чепена» под музыкальное сопровождение.
По окончанию невестка выносит три пирога и къуымлг (квас) в осетинской чаше. Заходит дедушка и произносит тост. Дети встают и слушают его.
Дети рассказывают стихи пожелания: (под тихую музыку «Ах любовь со звуками природы»)
1. Я живу в родном краю,
Где шумит наш Терек
И где горы достают
До всех звёзд на свете.
2. А была бы у меня
Бусина желаний –
Для Осетии моей
Вот мои мечтанья.
3. Я хочу, чтобы всегда
Небо голубело,
Чтобы солнце над землёй
Радостно блестело.
4. Чтобы птицы в небесах
Звонко песни пели,
На альпийских же лугах
Шмелики гудели.
5. Чтобы яркая трава
Пышно зеленела
И повсюду чтоб листва
Нежно шелестела.
6. В нашем парке по воде
Лебеди чтоб плыли,
А над ними в вышине
Журавлики летели.
7. А ещё бы я покрасил
Бусину желаний,
Чтобы все люди жили в мире
И не тосковали.
8. Чтобы радуга большая
Небо украшала
И все семьи на земле
Собою накрывала.
9. Я хочу, чтобы повсюду
Раздавался детский смех,
Во вселенной чтоб так было
Навсегда для всех.
Воспитатель с детьми благодарит старших и всех участников приглашают в группу за праздничный стол. Направляются в группу под народную музыку, нана играет на осетинской гармошке, а старший внук на доули.