Папки-передвижки

Сценарий тренинга «Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников

оксанс остапец
Сценарий тренинга «Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников

Сценарий тренинга «Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников

Ход тренинга:

Звучит спокойная музыка. Родители собираются в музыкальном зале. Столы расставлены по кругу.

На них лежат веточки икебаны, памятки, карточки, листы бумаги, карандаши, атрибуты для игры.

Публикация «Сценарий тренинга „Кризис 3 лет преодолеем без потерь“ с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников» размещена в разделах

Ведущий: Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года. На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.

Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.

Ведущий предлагает всем участникам прикрепить бейджики с именами.

Игра «Поприветствуем друг друга»

Цель игры – создать творческую атмосферу. Участники берут по одной карточке, на которой написано «европеец» или «японец». Не объявляя, какая карточка им досталась, они приветствуют друг друга соответствующим способом: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются. Задача игроков – найти «своих» и поделиться на 2 группы.

Установка

Участники объявляют, что они ожидают от предстоящего тренинга :

1. «Сегодня я научусь…»;

2. «Сегодня я стану…»;

3. «Отныне я буду…».

Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»

Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах. Например: «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…»)

Ведущий: А теперь поговорим о наших детях, их качествах.

Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!»

Ведущий дает каждому участнику лист с изображением двух ладоней. Задача родителей – на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка.

Родители представляют свои описания.

Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.

Тему нашей встречи, чтобы не раскрывать интриги, я бы назвала так: «Что с моим ребенком?» Тема важная, насущная. Я решила вас собрать, чтобы понять, почему в определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение, отношение к вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать.

Задание «Особенности поведения»

Ведущий раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей:

• Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

• Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

• Не воспринимает мнение других.

• Часто устраивает истерики.

• Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

• Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей : нытье, угрозы, капризы.

• Ругается, дразнится, обзывает родителей.

• Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.

Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.

• Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.

Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.

Родители : Это кризис.

Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.

Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет»

1-й симптом – негативизм

Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.

По горизонтали:

1. Атмосфера. ( Ответ: небо.)

2. Деревенские пашни. ( Ответ: поле.)

3. Городская птица. ( Ответ: голубь.)

4. Цветок. ( Ответ: роза.)

5. Бывает слоеный. ( Ответ: торт.)

6. Любимая детская забава. ( Ответ: игра.)

7. Блюдо из риса. ( Ответ: плов.)

8. Маленькая лошадка. ( Ответ: пони.)

9. Холодное время года. ( Ответ: зима.)

10. Средство переправы на другой берег. ( Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм.

Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

2-й симптом – упрямство

Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:

• волк, который смотрит вдаль;

• лиса, которая прижалась к лисенку;

• кролик, который прячется в траве;

• рычащий тигр;

• бегущий поросенок;

• белочка, которая грызет орешки;

• осел, стоящий на одном месте;

• тигр, который лежит на камне;

• кабан перед нападением;

• мирно гуляющий козлик;

• медленно бредущий медведь;

• обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.

Правильный ответ: осел.

Комментарий педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский, т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

3-й симптом – строптивость

Ведущий предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность.

Правильный ответ: строптивость.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4-й симптом – своеволие

Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.

По горизонтали:

1. Предмет мебели. ( Ответ: стол.)

2. Предмет гордости рыбака. ( Ответ: улов.)

3. Этого нет в юрте, чуме. ( Ответ: окно.)

4. Мужской шарф. ( Ответ: кашне.)

5. Часть поезда. ( Ответ: вагон.)

6. Крупа для цыплят. ( Ответ: пшено.)

7. Жаркое время года. ( Ответ: лето.)

8. Цветная пудра для глаз. ( Ответ: тени.)

9. Вечнозеленое дерево. ( Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

Ведущий предлагает участникам уже знакомый филфорд

5-й симптом – протест, бунт против окружающих

и просит найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.

Правильный ответ: протест.

Комментарий педагога-психолога. Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких

Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово и называют симптом.

Правильный ответ: обесценивание.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.

7-й симптом – деспотизм (подавление окружающих)

Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом.

Правильный ответ: деспотизм.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику.

Когда участники называют все 7 слов, на экране появляется заставка

в виде семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка 3 лет.

Ведущий: Как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что происходит в этот период с родителями.

Игра «3 метафоры»

Ведущий предлагает участникам написать 3 положительные метафоры «Я – это…». Затем рядом с метафорой написать противоположную ей. Потом каждый участник выбирает одну пару метафор, которая характеризует его как родителя. Например:

• домашнее солнце – хвост поезда;

• зеркало реки – Баба-яга;

• золотые руки – металл в голосе;

• чистое поле – Карабас Барабас;

• боксерская груша – хрустальная туфелька.

Далее участники обсуждают метафоры.

Ведущий: Как вы думаете, какое влияние оказывают ваши установки и реакции на поведение ребенка? Что вы чувствовали при выборе метафор и их обсуждении. (Родители высказываются.)

Игра «Закончи мысль»

Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.

Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.

Упражнение «Мусорное ведро»

Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.

Ведущий: А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.

Коллаж «Я и мой ребенок»

Участники тренинга с помощью клея и ножниц делают из журнальных вырезок фотоколлаж. В качестве фона звучит музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь». Затем родители презентуют свои работы.

Упражнение «Хвасталки»

Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»

В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов)

правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают каждое правило

и вырабатывают общую стратегию поведения.

Рефлексия

Ведущий спрашивает участников:

• Что нового вы узнали?

• Что важного открыли для себя?

• Что удивило?

• Что обрадовало?

• С чем уходите?

Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:

• Сегодня я понял…

• Сегодня я стал…

• Сегодня я научился…

• Отныне я буду…

Ведущий: Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.

Ведущий: Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Очень недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы. Система «Я» кипит во мне, Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду!

Приложение

Памятка для родителей

«Как вести себя с ребенком в кризисный период»

1. Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько ему понадобится.

2. Измените свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса : бунт и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.

3. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.

4. Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи, защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать с ними: цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок – поиграть, сделать горку.

5. Научитесь устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость, но запретов не должно быть много.

Помните, что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ.

6. Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно исправить.

7. Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуация выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.

8. Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:

категорически запрещено делать;

можно делать совместно с родителем;

можно делать самостоятельно.

9. Оформите правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов, повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею, дополняйте и изменяйте с течением времени.

Плюсы такой таблицы:

станет меньше спорных ситуаций, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой;

с правилами ознакомятся взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются с ним (бабушки, дедушки, няни, и будут действовать слаженно с родителями;

такой «Свод законов нашего королевства» вызовет интерес у ребенка;

ребенок быстрее научится чувствовать грань между «можно» и «нельзя».

10. Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете помочь в случае неудачи.

11. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.

12. Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Дляe любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку. Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.

13. После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование – этим вы спровоцируете новую истерику.

14. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.

15. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренингаФотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга 08. 11. 2018 г. старшим воспитателем Романычевой Т. В. была проведена деловая игра с педагогами с элементами тренинга на тему «Креативность.

Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на переменеМалоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене Игры в младшем школьном (дошкольном) возрасте имеют огромное значение. В работе с детьми игры можно использовать при проведении различных.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Сценарий досуга для младших дошкольников и их родителей «Путешествие в страну Пузыряндия»Сценарий досуга для младших дошкольников и их родителей «Путешествие в страну Пузыряндия» Досуг разработан с целью проведения его на летней площадке с привлечением родителей воспитанников. Игровые упражнения, экспериментальная.

Сценарий конкурсной литературной игры для старших дошкольников и младших школьников «По страницам любимых книг»Сценарий конкурсной литературной игры для старших дошкольников и младших школьников «По страницам любимых книг» Предварительная подготовка: игра построена по принципу телевизионной игры «Своя игра». Группа детей делится на 2 команды. Каждая команда.

Сценарий квест-игры «Я знаю семь цветов радуги, или Цветочный квест»Сценарий квест-игры «Я знаю семь цветов радуги, или Цветочный квест» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Воспитатель – это профессия творческая. Он и режиссер, и постановщик, и организатор интересных.

Сценарий спортивной квест-игры «Вещи Дедушки Мороза». Квест-технологии в ДОУСценарий спортивной квест-игры «Вещи Дедушки Мороза». Квест-технологии в ДОУ Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий спортивного развлечения в форме квест-игры. На новый год я ездила к дочке в Архангельск.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Занятие с элементами тренинга «Путешествие по цветным морям» Целевая аудитория: дети Формы и методы работы: обсуждение, упражнения, изо – терапия, составление рассказа, игра. Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий тренинга «Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников
Опубликовано: 4 марта 2020 в 21:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД