Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Эх, балалаечка моя» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». «Эх, балалаечка моя».
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)
Возрастная группа 4-5 лет средняя группа.
Тема: «Эх, балалаечка моя» (знакомство)
Основные цели: развитие музыкальной деятельности детей на примере русского народного
Публикация «Сценарий занятия „Эх, балалаечка моя“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
творчества (знакомство с русским народным инструментом «балалайка»)
- Формировать представления детей об истории появления балалайки.
- Развивать умение отличать звучание балалайки от звучания других народных инструментов.
- Развивать произвольные танцевальные движения в соответствии с характером музыки.
- Развивать игровые умения и навыки.
- Воспитывать ценностное отношение к русской народной культуре.
Дидактические материалы: музыкальный инструмент-балалайка, видео-презентация, портрет композитора, короб, набор струнных и ударных музыкальных инструментов, бутафорские балалайки для игры.
Оборудование: мультимедийная система, столы, стулья.
Краткая аннотация к работе: На занятии дети знакомятся с русским народным инструментом, на котором играли их предки. И до сей поры балалайка известна во всём мире как один из символов России. Через познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания о балалайке в повседневной жизни- в играх, в самостоятельной деятельности.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую и познавательную деятельность.
Под музыкальное сопровождение дети заходят в зал, образуют круг.
Музыкальный руководитель: Встали, мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Коммуникативная песня – игра приветствие «Здравствуй, друг!»
(Музыка песни «Капель» В. Алексеев)
Зашагали ножки прямо по дорожке, (ритмично шагают по залу врассыпную)
Весело шагали, друга повстречали (останавливаются, находят себе пару – друга)
Здравствуй друг, милый друг, (пожимают друг другу руки)
Посмотри вокруг! (разводят руки в стороны, повороты головы вправо,
влево)
Ты мне только улыбнись! (улыбаются друг дугу)
Крепко обнимись (обнимаются).
На проигрыш кружатся в парах, держась за руки.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, посмотрите, что это у меня стоит на столе?
Дети: Это короб.
Музыкальный руководитель:
- Правильно, это короб. Для чего он нужен?
Дети:
Музыкальный руководитель:
- Послушайте загадку, отгадав, узнаете, что в нем лежит.
(Загадываю загадку)
Треугольная доска,
А на ней три волоска
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой!
Узнаю его момент –
Самый русский инструмент –
(Демонстрирую этот инструмент)
2. Актуализация знаний и умений
Дидактические задачи: актуализировать представления о балалайке из жизненного опыта детей.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, скажите, а что вам известно о балалайке?
- Знаете ли вы, как появилась балалайка и почему она так называется?
- Откуда мы можем узнать о её происхождении? (прочитать в книге, посмотреть в интернете, спросить у взрослых и т. д.)
(Предлагаю детям посмотреть видео-презентацию)
Музыкальный руководитель: Как называют музыканта, который играет на балалайке?
Дети: Балалаечник.
Музыкальный руководитель: А среди вас есть балалаечники? Мы сейчас посмотрим. Давайте поиграем в игру «Весёлые балалаечники». (в центре круга ведущий с бутафорской балалайкой в руках имитирует игру на балалайке. Дети, держась за руки идут хороводным шагом и поют: Я по улице гуляю в балалаечку играю, ну ка бала-балалайка, себе друга выбирай - ка. Все останавливаются поворачиваются лицом в круг. На повторении музыки без слов, ведущий выбирает из числа играющих «друга», и выводит центр круга. На проигрыш все хлопают в ладоши, а ведущий с другом выполняют знакомые танцевальные движения. На повторении ведущих уже двое).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты знаете вы? (ответы детей). Музыкальные инструменты, готовясь к встрече с вами, так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Мы должны им помочь занять свои места. Как мы это сделаем? (ответы детей). Предлагаю разделить (классифицировать) музыкальные инструменты на две группы: ударные, струнные. Игра «Инструменты по местам»
Музыкальный руководитель: - На какие группы вы разделили инструменты?
Дети: На ударные и струнные.
Музыкальный руководитель: К какой группе инструментов относиться балалайка?
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи: формировать представление о балалайке и её особенностях; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Музыкальный руководитель: Балалайка так полюбилась русским людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое называется «Камаринская».
Слушание произведения «Камаринская» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
- Какое произведение по характеру?
- Понравилось вам это произведение?
- Какой музыкальный инструмент вы услышали в этом произведении?
- Как прозвучала музыка? (весело, задорно, быстро, звонко)
- Что хочется делать под эту музыку?
Дети: Под неё хочется танцевать, плясать.
Знакомлю детей с понятием «плясовая музыка» и предлагаю им поплясать, показываю некоторые русские плясовые движения («каблучок», кружение «полочкой», «вприсядку», различные притопы) Детям предлагаю взять атрибуты для танца: кепки, платочки на голову, платочки в руку.
Произвольная пляска.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний
Дидактические задачи: закреплять представление о балалайке, формировать умение использовать её в окружающей обстановке.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, а вы хотите немножко поиграть?
- Тогда отгадайте, что звучит?
Игра «Что звучит? (дети работают с ИА-доской, угадывая по звуку знакомый инструмент).
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Музыкальный руководитель:
- С каким инструментом сегодня познакомились?
- Почему она так называется?
- Инструмент какого народа мы сегодня узнали?
- К каким инструментам относится балалайка?»
Хвалю детей за правильные ответы. Спрашиваю о настроении детей, о том, что больше всего понравилось
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Данное занятие будет интересно для музыкальных руководителей и педагогов среднего дошкольного возраста, работающих по комплексной образовательной программе «Мир открытий».