МААМ-картинки

Семейные проекты в условиях деятельности ДОО

Елена Ивановна Зайкова
Семейные проекты в условиях деятельности ДОО

Базой исследования является МБДОУ «Детский сад № 262» города Барнаула.

Основной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы являлась разработка технологии по внедрению проектной деятельности в практику воспитателей ДОУ и привлечение к активному участию в этом родителей.

Работа проводилась в три этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно-экспериментальной работы нами была выделена группа, в которую входили: 11 девочек, 18 мальчиков и их родители.

Публикация «Семейные проекты в условиях деятельности ДОО» размещена в разделах

Опытно–экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.

На I этапе (констатирующий)был проведен мониторинг, а именно:

• Анкетирование родителей;

• Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.

Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкеты, предложенные родителям, были анонимными (Приложение 1). Их заполняли все родители. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление ценностей ориентиров родителей, т. е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А также, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней.

Выяснилось, что большинство (80%) считают себя грамотными воспитателями своего ребенка, понимают его, стараются не наказывать. Однако ответы на вопросы показали несостоятельность некоторых утверждений. Так на вопрос «Кто проводит с ребенком большую часть времени» - были получены следующие ответы:

• с бабушкой (60%)

• то с мамой, то с папой (6%)

• с няней (5%)

• со старшим братом (сестрой) (15%)

Выявить родительское отношение к детям нам позволил модернизированный опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) (Приложения 2). При обработке данной методики для себя мы выделили 3 уровня детско-родительских отношений:

Нейтральный уровень (46% до проведенной работы и 37% после) – включает в себя шкалы симбиоз и положительное отношение к неудачам ребенка. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. Оптимальный уровень (36% до проведенной работы и 47% после) – включает шкалы принятие и кооперацию – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Отрицательный уровень (18% до проведенной работы и 16% после) –включают в себя шкалы отвержение и контроль. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду. Проводя данную методику, мы столкнулись с такой ситуацией, что некоторые родители отказывались отвечать на некоторые вопросы – для нас это сигнал о том, что взрослые боятся открыть истинное положение вещей. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО, авторы А. Я. Варга, В. В. Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т. д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком, авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос об источнике получаемой педагогической информации родителями, а также мнение родителей относительно совместной проектной деятельности. Вопросы об источнике получаемой педагогической информации родителями были закрытого типа. Предлагались следующие варианты ответов: педагогическая и психологическая литература (наглядный материал, консультации у воспитателя в детском саду, интуиция, другие родители.

В результате аранжировки источники по своей значимости распределились следующим образом:

• педагогическая и психологическая литература;

• консультации у воспитателя в детском саду;

• интуиция и советы знакомых;

Опрос показал, что 40% родителей получают педагогические знания через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, наглядный материал, 10% опираются на других родителей и интуицию, 26% обращаются за консультацией к педагогам в случае крайней необходимости, из них удовлетворены информацией лишь 36,7% на вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (52%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами.

Вопросы по проектной деятельности были включены в анкетирование всех родителей воспитанников группы. Результаты мнения родителей относительно совместной проектной деятельности выглядели следующим образом:

(20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени)

• отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов (10%)

• большинство родителей (70%) перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОО, мотивируя это не хваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОО.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОО, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОО.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Фотоотчёт об участии в городском конкурсе «Семейные экологические проекты»Фотоотчёт об участии в городском конкурсе «Семейные экологические проекты» На основании приказа министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края было утверждено положение о проведении.

Фотоотчёт об экспериментальной деятельности «Радуга-дуга в домашних условиях»Фотоотчёт об экспериментальной деятельности «Радуга-дуга в домашних условиях» Цель: научиться делать радугу в домашних условиях. Задачи : -научить делать радугу в ходе простейших экспериментов подручными средствами,в.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Сидим дома с пользой. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях Наталия Красикова. Когда сынишке было пять, Хотел он всё на свете знать. И задавал, пока он рос, На дню стотысячный вопрос. В дни "карантиникул".

Конспект образовательной деятельности для детей по аппликации в условиях самоизоляции. «Корова»Конспект образовательной деятельности для детей по аппликации в условиях самоизоляции. «Корова» Конспект образовательной деятельности для детей по аппликации в условиях самоизоляции Тема «Корова» Сорокина АнжелаДень коровы на МААМЦель:.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Сидим дома с пользой. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях. Часть 3 Продолжаем наше увлекательное занятие: исследовать! Предлагаю следующие игры-опыты. Понятие об электрических зарядах. Надуйте небольшой.

Сидим дома с пользой. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях. Часть 2 Продолжаем исследовательскую деятельность в домашних условиях. ИГРЫ С ЗЕРКАЛАМИ И УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СТЕКЛАМИ "Разведчики" Цель: развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейные проекты в условиях деятельности ДОО
Опубликовано: 8 октября 2022 в 18:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД