Елена Ивановна Зайкова
Семейные проекты в условиях деятельности ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Базой исследования является МБДОУ «Детский сад № 262» города Барнаула.
Основной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы являлась разработка технологии по внедрению проектной деятельности в практику воспитателей ДОУ и привлечение к активному участию в этом родителей.
Работа проводилась в три этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно-экспериментальной работы нами была выделена группа, в которую входили: 11 девочек, 18 мальчиков и их родители.
Публикация «Семейные проекты в условиях деятельности ДОО» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Опытно–экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.
На I этапе (констатирующий)был проведен мониторинг, а именно:
• Анкетирование родителей;
• Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.
Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкеты, предложенные родителям, были анонимными (Приложение 1). Их заполняли все родители. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление ценностей ориентиров родителей, т. е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А также, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней.
Выяснилось, что большинство (80%) считают себя грамотными воспитателями своего ребенка, понимают его, стараются не наказывать. Однако ответы на вопросы показали несостоятельность некоторых утверждений. Так на вопрос «Кто проводит с ребенком большую часть времени» - были получены следующие ответы:
• с бабушкой (60%)
• то с мамой, то с папой (6%)
• с няней (5%)
• со старшим братом (сестрой) (15%)
Выявить родительское отношение к детям нам позволил модернизированный опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) (Приложения 2). При обработке данной методики для себя мы выделили 3 уровня детско-родительских отношений:
Нейтральный уровень (46% до проведенной работы и 37% после) – включает в себя шкалы симбиоз и положительное отношение к неудачам ребенка. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. Оптимальный уровень (36% до проведенной работы и 47% после) – включает шкалы принятие и кооперацию – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Отрицательный уровень (18% до проведенной работы и 16% после) –включают в себя шкалы отвержение и контроль. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду. Проводя данную методику, мы столкнулись с такой ситуацией, что некоторые родители отказывались отвечать на некоторые вопросы – для нас это сигнал о том, что взрослые боятся открыть истинное положение вещей. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО, авторы А. Я. Варга, В. В. Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т. д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком, авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос об источнике получаемой педагогической информации родителями, а также мнение родителей относительно совместной проектной деятельности. Вопросы об источнике получаемой педагогической информации родителями были закрытого типа. Предлагались следующие варианты ответов: педагогическая и психологическая литература (наглядный материал, консультации у воспитателя в детском саду, интуиция, другие родители.
В результате аранжировки источники по своей значимости распределились следующим образом:
• педагогическая и психологическая литература;
• консультации у воспитателя в детском саду;
• интуиция и советы знакомых;
Опрос показал, что 40% родителей получают педагогические знания через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, наглядный материал, 10% опираются на других родителей и интуицию, 26% обращаются за консультацией к педагогам в случае крайней необходимости, из них удовлетворены информацией лишь 36,7% на вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (52%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами.
Вопросы по проектной деятельности были включены в анкетирование всех родителей воспитанников группы. Результаты мнения родителей относительно совместной проектной деятельности выглядели следующим образом:
• (20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени)
• отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов (10%)
• большинство родителей (70%) перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОО, мотивируя это не хваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОО.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОО, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОО.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.