Вера Любкова
Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского сада. Нет-нет, речь не о том, чтобы заставить дошколят брать интеграл или проектировать 3D-графику. Речь о том, чтобы научить детей мыслить творчески и находить пути решения возникающих перед ними задач.
Согласитесь, даже самые любящие и заботливые родители не могут дать детям готовые шаблоны решений на все случаи жизни. И даже не потому, что это физически невозможно, а потому, что это не нужно. Гораздо более разумным шагом будет привить детям алгоритм решения возникающих задач и научить детей им пользоваться.
Публикация «Семинар для педагогов „Методики ТРИЗ в детском саду“, Часть 1» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В этом вам поможет наша программа «ТРИЗ на практике : творческий подход на работе и в жизни». И, конечно, наша статья про методики ТРИЗ для дошкольников, где мы рассмотрим основы этого творческого подхода для самых маленьких, кто уже дорос до детского сада, но кому пока рано в школу. Это самый важный этап, потому что именно в этот период жизни у малышей закладываются основы мышления и основы их будущего успеха в учебе и жизни.
Что такое ТРИЗ?
Для начала скажем пару слов о том, что такое ТРИЗ. Изначально идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи часто можно решить одинаковыми методами. В основе теории лежит несколько десятков готовых приемов и шаблонов решений, из которых нужно выбрать наиболее подходящие для конкретной задачи.
Изначально поставленную задачу приводят к некому общему виду, потом ищут для ее решения подходящий прием, а после применяют найденное решение к первоначально поставленной задаче. Сначала теорию применяли для решения технических задач, позже стало понятно, что можно применять ТРИЗ для жизни и решения широкого спектра проблем.
Как все вышеизложенное можно применить в детском садике, когда большинство малышей только-только начало запоминать буквы и цифры? Давайте разбираться!
Зачем нужна методика ТРИЗ в детском саду?
Мы все родом из детства, и основы будущей жизни человека закладываются именно в дошкольном возрасте. В это время маленький человек учится ходить и говорить, читать и писать, слушать и понимать, общаться и выражать эмоции, и, конечно же, мыслить.
Сегодня творческое мышление нужно практически в любой сфере деятельности: юриспруденции и разработке программного обеспечения, медицине и строительстве дачных коттеджей, педагогике и даже монтаже телекоммуникационных сетей, потому что средства связи проникают туда, где ничто не приспособлено для их использования.
От того, как будет построена работа с детьми в детском саду, во многом зависит, насколько удастся развить творческое мышление у малышей. А, значит, и то, насколько хорошо они будут учиться, насколько удачно выберут профессию и смогут вписаться в современный мир. Задачи методики ТРИЗ как раз и состоят в обучении творческому подходу, и поэтому как нельзя лучше подходят для работы с дошкольниками.
Дети пока что не скованы шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому им ничто не мешает воображать свой придуманный мир и самим решать, каким они хотят его видеть. В идеале детям нужно не только не мешать, но и всячески потакать их стремлению к творчеству и познанию всего нового. Внедрение методики ТРИЗ в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) способствует творческому процессу в полной мере.
Заметим при этом, что творчество – это не какой-то отдельный оторванный от всего остального процесс. Творчество напрямую связано с развитием аналитического мышления, наблюдательности, внимательности, воображения, речи, получением новых сенсомоторных навыков. Как следствие, умение творчески мыслить способствует формированию многогранной личности с широким кругозором и умением на практике решать возникающие задачи.
Задачи методики ТРИЗ :
• Развитие творческого восприятия и мышления.
• Развитие качеств творческой личности.
• Формирование словарного запаса.
• Развитие связной речи и умения выражать мысли.
• Коррекция произношения.
• Формирование восприятия чисел и математических представлений.
• Обучение конструктивной деятельности.
• Привитие навыков социализации, взаимодействия и командной работы.
Таким образом, методика ТРИЗ способствует не только собственно творчеству. Не менее полезна методика ТРИЗ в развитии связной речи, пополнении словарного запаса, получении навыков оперирования числами и математическими понятиями и многом другом. Наверное, легче найти, что не входит в задачи методики ТРИЗ.
Поэтому методика ТРИЗ в детском саду нужна, с одной стороны, для развития гибкости и системности мышления, с другой стороны, для стимулирования поисковой активности и умения находить ответы на нестандартные вопросы. Используя методику ТРИЗ, можно заметно активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную активность и фантазию, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей.
И еще один немаловажный момент. Детский сад, группа в детском садике – это маленький, но коллектив. А иногда и не маленький, а достаточно большой детский коллектив. Групповые занятия по методике ТРИЗ учат детей сотрудничеству, взаимодействию, умению помочь товарищу и найти выход из сложной ситуации, а также порадоваться своим и чужим успехам, когда задача будет успешно решена.
Результаты не заставят себя долго ждать. Родители и воспитатели достаточно скоро увидят, что рисунки ребенка стали разнообразнее, художественные сюжеты сложнее, речь грамотнее, да и сооружения из конструктора «Лего» теперь малыш собирает не только по предложенным картинкам, но и придумывая свои собственные фигуры.
В общем, ТРИЗ – методика для детей полезная во всех отношениях. Осталось лишь разобраться, как применить такую сложную методику как ТРИЗ для таких маленьких детей как дошколята.
Методика ТРИЗ : технологии внедрения
Суть методики ТРИЗ для дошкольников состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на особенности окружающего мира, интересные явления и события, однако при этом не давать исчерпывающего объяснения и ответа на все вопросы. Другими словами, не нужно давать детям готовых рецептов и решений, нужно учить их находить ответы самостоятельно.
В этом смысле ТРИЗ совершенно правильно считается «школой творческой личности», потому что ТРИЗ предполагает творчество во всем, начиная с постановки вопроса и заканчивая способами поиска ответа. Кстати, это полностью согласуется с концепцией великого российского педагога, психолога и исследователя Льва Выготского.
Так, он исследовал взаимосвязь обучения и развития, мышления и речи, творчества и воображения, социальной среды и умственного развития. Он ввел в научный оборот понятие «зоны ближайшего развития для детей» и всегда настаивал на том, что обучение не тождественно развитию. Подробнее о его разработках в данном направлении можно прочитать, в частности, в книге «Мышление и речь» [Л. Выготский, 1999].
Собственно, отличие ТРИЗ от традиционных методик работы с детьми как раз в том и состоит, чтобы дать детям возможность додуматься до доступных для их понимания вещей своим умом, а не просто повторять то, что сказали взрослые. Конечно же, такие методы требуют специальной подготовки со стороны воспитателей дошкольных учреждений.
Как минимум, они сами должны уметь видеть необычное в обычном, новом в привычном. И должны уметь показать это новое и необычное детям. Каким образом? Для этого существуют специальные методы и технологии, адаптированные к особенностям дошкольного возраста.
Методы ТРИЗ для дошкольников подробно описаны в книге «Занятия по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений)» [С. Гин, 2010]. Варианты применения этих методов на практике можно найти в книге «Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Первая ступень. Рабочая тетрадь» [Е. Пчелкина, 2019].
Сразу скажем, что в методиках ТРИЗ для детей мы увидим много общего с методами стимулирования творческой активности и воображения у взрослых. Разница будет лишь в специфике задач, которые стоят перед детьми. Все задачи адаптированы с учетом возраста и восприятия дошкольников, а воспитатель выступает в качестве модератора дискуссии. Итак, давайте посмотрим, как это работает!