Папки-передвижки

Семинар для воспитателей на тему: «Развитие у дошкольников читательского интереса»

Татьяна Битюкова
Семинар для воспитателей на тему: «Развитие у дошкольников читательского интереса»

В детской книжке сто картинок,

Сто стихов и сто историй,

Сто вопросов и ответов,

Тьма загадок и затей.

Обо всем расскажет книжка,

Мир большой покажет книжка,

Доброму научит книжка

Школьников и малышей.

Нужно ли сегодня детям читать книги? Казалось бы, на этот вопрос ответ очевиден, разумеется, да, но, не все так прозрачно. К сожалению, в наш «компьютерный век» художественное слово уже отступило перед техническим прогрессом. Если верить статистике, то сегодняшние дошкольники читают не более 10 минут в день, тогда как показатели тридцатилетней давности показывают цифру в 3 раза больше. Современные дети предпочитают стрелялки и бродилки, а ведь когда-то Россия считалась самой читающей.

Публикация «Семинар для воспитателей на тему: „Развитие у дошкольников читательского интереса“» размещена в разделах

Книги – добрые и мудрые советчики, настоящие друзья. Они учат думать, фантазировать, размышлять, анализировать и для нас воспитателей эти слова отнюдь не пустой звук. Еще в 18 веке французским писателем и философом Денни Дидро были произнесены слова: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Но умение активно слушать, понимать литературу, осмысливать элементы художественной выразительности не приходит само, над этим следует работать, развить его с самых ранних лет.

Оказывается, крохи, только переступившие порог детского учреждения, уже неутомимые и талантливые исследователи родного слова, с радостью слушающие полюбившиеся строки, повторяющие их, а дошкольники от 2 до 5 лет особенно чутки к поэзии и сочинительству.

Вспомним С. Маршака, убежденного в том, что основная задача взрослых заключается в умении открыть в малыше «талант читателя» и попробуем сформулировать ряд методов и приемов, чтобы достичь максимальных результатов.

Методы и приемы формирования читательского интереса

Выразительное чтение

Попробуйте привить тягу к родному слову через восприятие и эмоции.

Выбирая эту формы работы, важно следовать некоторым правилам: во-первых, читать негромко, но и не чересчур тихо, четко проговаривать слова, соблюдать смысловые паузы. Во-вторых, чтение необходимо эмоционально окрашивать, ведь монотонную речь с запинками даже взрослый не станет слушать. В-третьих, важно правильно подбирать литературные произведения, отдавайте предпочтение динамичным, коротким произведениям. Это позволит ребенку быстрее запоминать текст и слушать внимательнее.

Возьмем, к примеру, произведение «Воробьишко» М. Горького. Оно, как и любая классика, имеет серьезный подтекст и замысел.

Начинается сказка словами, которые часто вырезают из детских изданий «У воробьев совсем так же, как у людей взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь живет своим умом». Вот и постановка проблемы: происходит обобщение двух миров: взрослого и детского. Как жить? Верить ли книжкам или все-таки своим умом? Авторская миссия в том, чтобы слушатель понял: жить нужно своим умом, но пренебрегать опытом родителей нельзя, а подчас и опасно.

Перечитывая сказку повторно нужно заострить внимание дошколят на сравнениях, звукоподражаниях, и, в заключение, обязательна беседа по содержанию.

Определим категории вопросов:

Вопросы, которые помогают узнать эмоции детей по отношению к явлениям, героям, событиям (Что или кто внушил симпатию (не понравился? И т. д.).

Вопросы, позволяющие выявить основную идею прочитанного, его проблему. (Мама осталась без хвоста, чья в этом вина? и т. д.).

Вопросы, которые акцентируют внимание на причины поступков действующих лиц.

Вопросы детям об языковых средствах выразительности.

Вопросы, направленные на пересказ содержания.

Вопросы, побуждающие к элементарным выводам, обобщениям.

Использование иллюстраций

Подбирая литературу лучше выбирать те книги, где иллюстрации предметного мира, животных наиболее реалистичны. Ушинский сказал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Этот сказочно-яркий мир образов наиболее доступен и понятен дошкольникам.

Иллюстрирование детской литературы

Педагог, после прочтения может дать задание детям нарисовать запомнившийся сюжет, понравившегося героя.

К примеру, слушая «Муху Цокотуху» К. Чуковского, малыши с удовольствием изображают на бумаге, накрытый к чаепитию стол и главных героев сказки. Такая работа разовьет не только литературный вкус, но и фантазию, воображение.

Литературная викторина

К этому виду деятельности следует тщательно подготовиться, ведь дошкольники очень чувствительны к проигрышам, неизбежны обиды, шум и беспорядок.

Немаловажен и подготовительный этап, куда входят прочтение литературы, организации выставок.

Примерный перечень вопросов для викторин

В каких сказках можно встретить этих героев?

слон, весело говорящий по телефону (К. Чуковский «Телефон»);

опустивший в прорубь хвост, волк («Лисичка сестричка и серый волк);

вздыхающий и качающийся на доске, бычок (А. Барто «Идет бычок качается»);

девушка, которую мачеха не пускала на бал и заставляла работать допоздна («Золушка»).

2) Показ картинок для отгадывания

(золотой ключик) – Буратино

(берестяной короб) – Маша и медведь

(банка варенья) – Карлсон, который живет на крыше

(красная шапочка) – Красная шапочка

(щука) – По щучьему веленью

Назвать автора произведений

«Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин)

«Айболит» (К. Чуковский)

«Сказка о глупом мышонке» (С. Маршак)

«Я люблю свою лошадку» (А. Барто).

Кукольные драматизации

В этом течении следует заниматься особенно внимательно. Ребята, под руководством взрослого могут быть не только пассивными зрителями, но и стать соучастниками спектакля, например, изготавливая кукол. Мир театра поможет детям слушать текст более внимательно и осознанно, следить за сюжетом, четче представлять героев.

Моделирование

Этот метод, помогающий легче усваивать суть и последовательность действий, считается очень эффективным.

Начинается он с замены одних объектов (реальных) на другие (условные). Если вести речь о детской литературе, то заменяемыми объектами станут сказочные герои (звери, волшебники, люди и др.).

Первая задача обучить правильному использованию заместителей (кружков, обращая детское внимание на различия между персонажами (например, по цвету: крокодил зеленый, солнце – желтый).

Изначально количество заместителей с числом персонажей должно совпадать, впоследствии же число кружков нужно увеличивать, чтобы ребенок сам находил нужные.

Второй этап – разыгрывание простых сюжетов, например, сказку «Колобок» (Колобок – желтый кружок, заяц – серый, волк – черный и т. д.).

Можно порекомендовать ребенку моделирование, путем дорисовывания частей тела. Изобразив на листке бумаги несколько кружков, превратить их в героев сказки. Если взять сказку «Репка», то первый из кружков дорисовывается листьями (репка, второй – бородой (дед, третий – косынкой (бабка) и т. д.

Вывод:

Успех воспитания маленьких «читателей» – в систематичности, выразительности и организации процесса чтения, как совместной деятельности детей и взрослых (не только в рамках регламентированных занятий).

Сотрудничество библиотек и ДОУ является не менее важным при становлении интереса к чтению.

Без поддержки родителей высоких результатов не будет. Поэтому важно строить свою работу, привлекая их к решению поставленной задачи.

Что для этого необходимо?

рекомендовать различные виды домашнего чтения, способы приобщения детей к художественной литературе;

в родительских уголках размещать списки рекомендуемых к прочтению книг, а также высказывания, статьи о важности формирования читательского интереса;

привлекать к совместным проектам, изготовлению атрибутов для театрального уголка;

побуждать к посещению библиотек;

привлекать к пополнению книжных уголков;

проводить совместные «конкурсы творчества»;

организовывать опросы, анкетирования.

Предлагаем Вашему вниманию перечень примерных вопросов для анкет.

Анкета «Организация домашнего чтения в семье»

1 вопрос «Есть ли библиотека у Вас дома (если есть, опишите ее?» :

2 вопрос «Имеется ли Вашего ребенка своя книжная полка?» :

3 вопрос «Часто ли Вы посещаете с ребенком библиотеку?» :

(если не посещаете, укажите, пожалуйста, причины)

4 вопрос «Читаются ли дома ребенку книги, как часто?» :

5 вопрос «Перечислите любимые книги и произведения вашего ребенка» :

6 вопрос «Назовите несколько последних прочитанных ребенку литературных произведений» :

7 вопрос «Обговариваете ли вы содержание прочитанного :

8 вопрос «Сможет ли ребенок назвать несколько, прочитанных с Вами, книг?» :

9 вопрос «Имена, каких писателей, поэтов Вашему ребенку известны?» :

10 вопрос «Сумеет ли Ваш ребенок воспроизвести отрывок из полюбившегося произведения?» :

11 вопрос «Выписываете ли вы (если да, назовите какие) детские журналы?» :

12 вопрос «Назовите возраст, когда, на Ваш взгляд, ребенок должен уметь читать?» :

13 вопрос «Ваш ребенок уже научился читать и понимать прочтенное?».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников» Консультация для воспитателей «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников» Познавательный интерес - это.

«Наш край родной» — развитие интереса у дошкольников об истории родного края Наш край родной. Развитие интереса у дошкольников Об истории родного края. «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо.

Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Родительское собрание «Развитие познавательного интереса у дошкольников к предметному миру» Цель:приобщение родителей к проблеме развития познавательного интереса ребёнка к предметному миру, к обогащению содержания его социального.

Семинар для воспитателей на тему «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников» Цель: повышение компетенции воспитателей в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды группы. Многие воспитатели на.

«Творческое рассказывание» (из опыта работы) Доклад к семинару на тему: "Творческое рассказывание". Подготовтил: воспитатель подготовительной к школе группы № 4 "Теремок" Тимофеева.

Семинар для воспитателей на тему: «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»Семинар для воспитателей на тему: «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Подготовила заместитель заведующей по воспитательной работе Книжникова Т. Н. 1 слайд Тема, план семинара 1. «Актуальность использования ИКТ.

Семинар–практикум для воспитателей на тему «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»Семинар–практикум для воспитателей на тему «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Воспитатель: Саргсян М. М. Цель семинара- практикума: ознакомление.

Семинар — практикум на тему: «Беседа — эффективный метод воспитания безопасности жизнедеятельности дошкольников» Безопасность – это «. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Семинар-практикум «Развитие графических умений и навыков у дошкольников с ТНР» У многих детей с нарушением речи при неврологическом и нейропси- хологическом исследовании обнаруживаются легкие и латентные формы двигательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей на тему: «Развитие у дошкольников читательского интереса»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 21:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД