МААМ-картинки

Семинар «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников»

Женя Макоева
Семинар «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников»

Семинар – практикум по теме :

«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников»

Цель:

1. Знакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования пластилином, с этапами знакомства детей с пластилинографией, с видами пластилинографии.

2. Побуждать применять в своей практике нетрадиционный вид рисования в качестве развития творческих способностей детей.

3. На практике опробовать прием мозаичной и прямой пластилинографии.

Вступительная часть.

Публикация «Семинар „Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников“» размещена в разделах

Добрый деть, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на нашей сегодняшней встрече. Начать нашу встречу я хочу с одного из высказываний Конфуция:

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай мне сделать - и я пойму».

Нетрадиционная техника «Пластилинография» имеет два смысловых корня:

«ГРАФИЯ» - создавать, изображать.

«ПЛАСТИЛИН» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Опыт показывает, что продуктивная деятельность с использованием материалов, которые нас окружают в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Детям очень интересны нетрадиционные техники, но наиболее эффективной для развития мелкой моторики дошкольников является «пластилинография». Это захватывающие занятие не только для детей, но и для взрослых.

Это написание картины с помощью пластилина на любой плотной основе. Фон и отдельные элементы делаются при помощи вылепливания, а части картины могут быть как рельефными или полуобъемными. Дополнительно можно использовать и другие материалы ( например: камушки, ракушки, бусинки, пуговицы, бисер и т. п.).

Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным, увлекательным решением задач развития мелкой моторики детей, т. к. основным инструментом в пластилинографии являются руки.

Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новойтехникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти, рассматривая кисть, как «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. А изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений. Следовательно, пластилинография и решает в комплексе все эти задачи:

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Главное, чтобы занятия были интересны ребенку.

Рассмотрим основные приемы, которые используются в пластилинографии :

Основные приёмы.

Скатывание — кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Надавливание и размазывание — важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении

Оттягивание — слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

(Если пластилином покрывается большая часть картины, например фон – то заглаживание можно проводить стекой)

Этапы обучения «пластилинографии»

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Дети учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (природный материал.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный.

Дети учатся самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; формируется личностное отношение к результатам своей деятельности

При знакомстве с пластилинографией для детей 2 – 3 лет крайне важно начинать с самого простого. Начинать можно с пластилиновых «заплаток». Так, на первых занятиях малыши учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки.

Одним из видов пластилинографии является

Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.

Эта техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.

Для детей 4-5 лет хорошо подходят сюжеты пластилинографи

Можно на этом этапе предложить детям так называемую – контурную пластилинографию

Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Можно применить специальный прием: поместить пластилин в шприц, а шприц нагреть, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство

Модульную пластилинографию – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки. В арсенале действий опытных пластилинографистов появляются такие элементы, как обрезка стекой, процарапывание и другие.

Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев.

Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)

Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием. Взрослый может помочь малышу и просто размять пластилин сам.

2. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

3. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон. Основу перед началом работы покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин) .

4. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее «жизнь».

Тема пластилинографии, на мой взгляд, очень интересна и актуальна, многие детские сады, которые работают с детьми с ОВЗ. включают в свою работу такие занятия, а некоторые и создают кружки и работают систематично.

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и доступное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Практическая часть:

А сейчас на практике мы с вами попробуем порисовать пластилином. Воспитатели групп младшего возраста будут создавать картины с применением мозаичной пластилинографии, а воспитатели детей старшего возраста в технике прямой пластилинографии. В качестве основы для работ возьмем обычные раскраски для малышей.

Приёмы и особенности при работе в технике «пластилинография» :

в работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму, это облегчит работу дошкольникам;

пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес, поэтому для работы следует использовать плотный картон (он поможет избежать деформации картины);

чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, а также для предотвращения появления жирных пятен, следует основу покрыть клейкой пленкой или скотчем;

наносить пластилин с верхней части картины, чтобы не испортить ладонью уже готовые участки;

обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема;

обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных;

при смешивании пластилина разных цветов можно получить множество разнообразных цветов и оттенков, в том числе с эффектом «мрамора». При этом дети осваивают приём вливания одного цвета в другой;

смешивать более двух цветов не рекомендуется и желательно, чтобы основные цвета были яркими и чистыми;

если работа выполняется в качестве подарка, поверхность картины можно покрыть бесцветным лаком, даже лаком для волос.

Закончить я хочу словами Жан-Жака Руссо:

«Час работы научит большему,

чем день объяснений, ибо,

если я занимаю ребенка в мастерской,

его руки работают на пользу его ума».

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рукСалфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук». «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках.

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Бисероплетение как средство развития мелкой моторикиБисероплетение как средство развития мелкой моторики Сроки реализации, продолжительность проекта Продолжительность с сентября 2019 по март 2020 года. Долгосрочный. Тип проекта Творческий Участники.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников»
Опубликовано: 4 мая 2021 в 14:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД