Лучший педагог года

Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности «Цвета вокруг нас» (5 фото)

Лукьянчикова Любовь Вячеславовна
Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности «Цвета вокруг нас»

Семинар-практикум

по опытно – экспериментальной деятельности :

«Цвета вокруг нас» (этапы усвоение цвета посредствам эксперимента).

Цель семинара практикума : представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности „Цвета вокруг нас“» размещена в разделах

– повысить уровень профессиональной компетенции участников семинара-практикумапо развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

– представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

– сформировать мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности воспитанников.

Ход семинара-практикума

(научная обоснованность, практическая часть) :

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим.

Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме.

А учитывая то, что в дошкольном возрасте дети не усидчивы, часто переключают своё внимание с одного вида деятельности на другой, то экспериментирование - это наиболее эффективный метод работы в данном проекте, так как детям объяснить то или иное явление намного проще не с помощью фактов из литературы или наших жизненных наблюдений, а именно посредством наглядного примера.

Прежде чем перейти к экспериментам предлагаю посмотреть презентацию вспомнить этапы усвоения цвета.

Презентация:

1 слайд: Семинар- практикум на тему : «Малышам о Цвете»

Этапы работы с цветом до 4-х лет.

2слайд: Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств, используя которое, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке.

Цвет как свойство предметов и явлений познается детьми через восприятие.

3 слайд: В процессе знакомства детей с цветом можно выделить этапы:

1. Различение цветов по принципу «такой – не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.

2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу.

3. Закрепление представлений о цвете в слове.

Дети различают цвета по названию.

Дети знакомятся с цветом в ходе специально организованных занятий, игр, упражнений и в быту при рассмотрении различных предметов.

4 слайд: Первый год жизни.

Знакомство с цветом проходит на уровне развития восприятия.

Специалисты обращают внимание на то, что отсутствие в окружении ребёнка ярких цветов может являться причиной апатии, неврозов, физического истощения.

Рекомендуют окружать малыша большим количеством ярких предметов с первого года жизни. И не зацикливаться на покупке игрушек черного и белого цветов.

Таким образом, становится очевидным, что цветовое разнообразие ребенку созерцать жизненно необходимо.

5 слайд:Второй год жизни.

I этап – Сличение

1. Учим детей подбирать цвета по слову. «Где такой шарик?».

Начинаем с двух контрастных цветов - «Красный и Синий».

2. Как только освоил, добавляем еще один цвет – «Желтый».

Продолжаем работу с тремя цветами.

3. Как только освоил, добавляем еще один цвет – «Зеленый».

4. Продолжаем закреплять сличение 4-х основных цветов.

Для сохранения интереса ребенка можно постепенно добавлять оттенки – белый, черный, коричневый, оранжевый и т. д.

6 слайд: Третий год жизни.

II этап – Узнавание по названию цвета (по слову).

1. Учим детей узнавать предметы названию цвета. Предлагаем сначала предметы только КРАСНОГО цвета. «Где красная пирамидка?».

Учим находить их в группе, на прогулке и т. д. ориентируясь на название цвета.

2. Далее добавляем СИНИЙ цвет.

Учим находить два цвета (синий и красный) в группе, на прогулке и т. д. ориентируясь на названия цветов. «Покажи красную ложку, синюю машинку»

3. Далее добавляем ЖЕЛТЫЙ цвет.

Учим находить три цвета (синий и красный, желтый) в группе, на прогулке и т. д., ориентируясь на названия цветов.

4. Далее добавляем ЗЕЛЕНЫЙ цвет.

Учим находить цвета (синий и красный, желтый, зеленый) в группе, на прогулке и т. д., ориентируясь на названия цветов.

Закрепляем умение находить предмет по названию цвета.

Для сохранения интереса ребенка можно постепенно добавлять оттенки цветов.

7 слайд:Четвертый год жизни.

III этап – название цвета

1. Учим детей называть предметы по цвету «Красный и Синий».

«Какого цвета ягода, «Цветок какого цвета.

2. Как только начал самостоятельно называть, добавляем еще один цвет – «Желтый». Продолжаем работу с тремя цветами.

3. Как только освоил, добавляем еще один цвет – «Зеленый».

Закрепляем умения называть основные цвета.

Для сохранения интереса ребенка постепенно добавляем цвета белый, черный и по одному оттенку - фиолетовый, коричневый, оранжевый и т. д.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 1 «Волшебные баночки»

Для этого понадобится:

Четыре баночки с водой (желательно с теплой, на внутреннюю сторону крышки наносим краску (используем основные цвета). Трясембаночку, и вода окрасится в определенный цвет.

Педагог проговаривает, что волшебные баночки помогут разложить разноцветные кружочки по цвету. Для детей 2-го года жизни – используется сличение цвета, для детей 3-го года жизни –ориентировка цвета по слову и называния.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 2 «Червячки»

Для этого понадобится:

Бумажные салфетки, карандаш (палочка, маркер или фломастер, емкость с водой, пипетка, емкость для червячков.

Изготовление червячков:

1. На платочках маркером рисуем полоски.

2. Накрутить платочки на карандаш, палочку.

3. Сжать трубочку с двух сторон или сверху вниз.

4. Нарисовать глазки и ротик червячку.

5. Снять с карандаша. Наш червячок готов.

Ход игры: Перед каждым ребенком поставить блюдо с водой и пипеткой; блюдо, в котором лежат бумажные червячки.

Далее после выполнения задания, попросить ребенка показать «Где такой червячок?».

ЭКСПЕРИМЕНТ № 3 «ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЦВЕТА»

Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения

нового цвета при смешивании двух цветов : желтого и синего. Этот эксперимент будет понятен и интересен для детей третьего года жизни.

Для этого понадобится:

Три стакана, пищевые красители, бинт

Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите два бинта, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

ЭКСПЕРИМЕНТ №4 «Вулкан в бутылке»

Для этого понадобится:

Стеклянная прозрачная емкость, вода, пищевой краситель, растительное масло, таблетки шипучие.

Наливаем в емкость воду. Водой заполняем 1/3 емкости. Добавляем пищевой краситель и перемешиваем. Краситель можно заменить на гуашь или сок. Наливаем растительное масло и удивляемся, что масло с водой не смешивается (в этот момент можно спросить у ребенка, что тяжелее - вода или масло и предложить узнать ответ таким вот опытным путем).

Растительное масло берите самое дешевое, его надо много! Кидаем шипучие таблетки. Шипучие таблетки любые, это может быть аспирин или витамин С.

В процессе выполнения спрашиваем у детей цвет краски.

Эксперимент 5: «Радуга»

Для этого понадобится:

M&Ms или Skittles конфетки, тарелка, вода.

Положите немного конфет M&Ms на тарелку. Расположите M & Ms по кругу можно с учетом цвета (три красные, три синие, три желтые, три зеленые). Рисунок может быть разный.

Добавьте осторожно воду в середину тарелки, пока вода не коснется всех конфет. Не добавляйте много воды, иначе конфеты смогут «выйти» из круга.

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

В завершении хочется сказать, что с помощью таких интересных экспериментов перед ребятами откроется красочный мир цветового многообразия.

Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.

Спасибо за внимание!

Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности «Цвета вокруг нас»
Фото «Цвета вокруг нас»
Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности - фото
Фото №1 Семинар практикум по опытно экспериментальной деятельности Цвета вокруг нас этапы усвоение цвета посредствам эксперимента Фото №2 Цель семинара практикума представление опыта
Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группеФотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе Фотоотчет о проведении опытно -экспериментальной деятельности в комбинированной группе Детское экспериментирование – эффективный метод.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Осторожно, гололед»Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Осторожно, гололед» Цель: закреплять знания о явлениях неживой природы. Задачи: 1. Закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды; 2. Учить устанавливать.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности «Цвета вокруг нас»
Опубликовано: 15 июня 2023 в 15:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД