Иванова Маргарита Сергеевна
Семинар-практикум для педагогов «Педагогический поиск развития экспериментальной, поисково-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
уточнить знания педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ; развивать умение планировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми; развивать мышление; внимание.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Педагогический поиск развития экспериментальной, поисково-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня мы рассмотрим более подробно второй образовательный модуль программы STEM- образования, «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Образовательный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.
Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки детей к школе. Наличие определённого круга представлений об окружающем мире, интереса к новым знаниям, умения анализировать, обобщать и делать выводы, добывать информацию и работать с ней, мыслить результативно, самостоятельно организовывать свои дела, решая различные задачи, — вот неполный перечень характеристик первоклассника, которые заявляет современная школа. Порой случается так, что чрезмерно интенсивная подготовка к школе вызывает у ребёнка стойкое нежелание идти в первый класс.
Хочется рассказать о том, как можно сформировать значимые учебные умения и расширить представления ребёнка об окружающем мире в интересной и увлекательной форме — опытнической деятельности.
Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности в природе. За использование эксперимента как метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие: знания, добытые самостоятельно, всегда являются глубокими и прочными.
Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.
Благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает речь.
Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Учёные отмечают положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.
В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе. Этот модуль взаимосвязан с нашей программой воспитания в которой стоит задача воспитания любви к родной природе, природе своего края, формированию бережного отношения.
Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путём получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.
Правильно оборудованная исследовательская лаборатория, при грамотном её
введении в педагогический процесс, предоставляет педагогам возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные навыки проведения исследований. Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования, родители-помощники — те факторы, которые зачастую отсутствуют в образовательной организации. Создавая условия для экспериментирования ребенка дома и на прогулках, родители открывают ему двери для изучения окружающего мира. Какие условия необходимо создать в детском саду и дома, чтобы процесс экспериментирования был не только развлечением, но и познанием? Вот несколько советов.
Памятка с советами для педагогов.
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на
общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами
сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к
экспериментальной деятельности.
Вопросы педагогам :
- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая? (объект, вопросы, материалы и т. д)
- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования? (соответствие возрасту детей, сезону, безопасность и т. д)
- Какой основной метод технологии детской исследовательской деятельности существует? (основной метод технологии детской исследовательской деятельности является экспериментирование).
- «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»
(сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Мастер -класс Верхотуровой В. А.
Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Каковы же приемы активизации познавательной активности детей?
В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование связано с формированием элементарных
математических представлений; развитием речи; художественным творчеством; познанием, физическим воспитанием; трудом; чтением художественной литературы
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах (буклет)
Экспериментирование, бесспорно, является не только средством экологического воспитания и образования, но и умственного развития. Оно формирует у ребёнка первичную естественнонаучную картину мира. Итогом такой работы станет развитая наблюдательность, умение мыслить самостоятельно, осознанное и бережное отношение ко всему окружающему.
Правильно оборудованная исследовательская лаборатория, при грамотном её введении в педагогический процесс, предоставляет педагогам возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные умения проведения самостоятельных исследований.
Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.
А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Поэтому закончить наш семинар хочется словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать»