Лучший педагог года

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования» (9 фото)

Вера Говорухина
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»

Семинар-практикум для воспитателей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 22 “Почемучка” муниципального образования г. Саяногорск

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ

для слушателей ГМО

«Продуктивная деятельность»

«Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству»

Подготовила: Говорухина В. В.

воспитатель

2017г.

Семинар-практикум.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах

Тема: «Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству»

Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

- развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;

- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

- Дать практические умения в нетрадиционных техниках рисования.

Методическое обеспечение:

-выставка методической литературы по данной теме;

-выставка дидактического демонстрационного материала для использования в работе с детьми;

- выставка коллективной работы.

Оборудование и материалы:

Проектор, экран, столы накрытые клеенкой, стулья, материалы, подготовленные для различных техник нетрадиционного рисования, салфетки.

План проведения.

1. Теоретическая часть.

«Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству».

2. Практическая часть.

Освоение различных техник нетрадиционного рисования : "монотипия", «Граттаж», "набрызг", "кляксография", "восковые мелки+акварель".

3. Рефлексия.

«Наряди дерево»

Ход семинара-практикума.

1. Теоретическая часть.

- Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверен-ный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для решения этой задачи - изобразительная деятельность детей в детском саду. Ещё Аристотель отмечал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Что можем сделать мы, воспитатели, чтобы рисование явилось источником хорошего настроения ребенка, приносило детям только положительные эмоции?

Слайд № 1

В. А. Сухомлинский говорил:

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем, умнее ребенок».

Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».

Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка.

Дети любят рисовать, потому что рисование доступно - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно что-то получается.

К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились.

Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное - поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.

Приобретая эти качества с детства, нам не просто освободиться от них и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:

• ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы);

• отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца);

• исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.

• И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

Обращаясь в свое детство, вспоминаем, какое значение каждый ребенок придает своим драгоценностям - камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и т. д. Первым попавшим камушком, гвоздиком, веточкой пробует порисовать на чем-либо.

Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца!

То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.

Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.

Я считаю, что не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия.

Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Как же понимать значение слова нетрадиционно?

Нетрадиционно – значит, не основываясь на традиции, не по заведенному обычаю, нестандартно, оригинально, неповторимо, по-своему, на новый лад.

То есть можно рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами или мелками на асфальте. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей больше, потому что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Лыковой И. А. «Развитие ребенка в изобразительной деятельности» я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

• развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;

• научить создавать свой неповторимый образ в рисунках;

• развивать воображение и творческие способности детей;

• побуждать ребенка экспериментировать;

• развивать мелкую моторику рук;

• получать эстетическое удовольствие от работы.

Для каждого возраста нужно придерживаться разным приемам нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование необходимо начинать с чтения, рассматривания, наблюдения явления или предмета, который нужно изобразить, далее объяснить технику рисования.

Хочу познакомить вас с некоторыми техниками, которые я применяю в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста использовала интересные и доступные техники рисования, такие как:

• Кляксография

Самое увлекательное в процессе рисования - волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах детей капаешь на листы бумаги тушью или гуашью кляксы, предлагаешь им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдают, как сливаются цвета.

Клякса прыгает и скачет

По листочку, словно мячик,

Вправо-влево наклонилась,

Снова в лужу превратилась.

Помоги ей стать мышонком,

Неуклюжим медвежонком

Или бабушкой-старушкой,

Или девочкой-резвушкой.

Раз, два, три, ну-ка, клякса, оживи!

Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляют свою фантазию, дорисовывают только мелкие детали. Получаются интересные работы - драконы трехголовые, салют, чудовище, орлы и др.

Рисование пальчиками

Малыш опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.

Работу начинали с одного цвета, далее использовали 2-3 цвета.

Рисование ладошкой

Ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки. Затем делает отпечаток ладошкой на бумаге. Дополняют свой отпечаток какими-то элементами, и рисунок готов. А как любят малыши окрашивать ладошку друг другу! Столько радости, удовольствия появляется на лице у обоих.

Интересен и безопасен рецепт пальчиковых красок.

Перемешать миксером 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла и воду, до концентрации густой сметаны, затем полученную массу разлить в отдельные баночки, добавить пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант — пасхальные наборы, перемешать до однородной массы.

Рисование овощами привлекает детей своей необычностью. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

• Одной из разновидностей печаток является тампонирование.

Для этого увлекательного занятия мы используем поролоновые тампоны разных размеров на палочках. Дети набирают краску и рисуют мягким прикосновением к бумаге.

Рисование точками (точечный рисунок) .

Ватную палочку окунаем в густую краску, ставим его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинаем изображать точками. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

• Отпечатки пробками увлекают детей своей простотой и быстротой. Используем пробки разного размера и материала. Небольшое количество краску наливаем в тарелочку (штемпельную подушку), пробку опускаем в краску и наносим отпечаток на бумагу, получился кружок, а дальше ребенок начинает фантазировать и придумывать, что из этого кружка может получиться.

Детей среднего дошкольного возраста начинаю знакомить с более сложными техниками :

• Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.

Техника восковые мелки + акварель

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Рисунок закрашивает мелками нужного цвета, затем тонируют лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

• Нравится детям техника рисования мятой бумагой.

Ребенок прижимает смятую бумагу к блюдечку с небольшим количеством краски (можно использовать штемпельную подушку и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и мятая бумага.

• С удовольствием ребята начали осваивать технику рисования «Монотипия».

Складывается лист бумаги пополам и на одной его половинке рисуется половина изображаемого предмета. Затем снова складывается лист пополам. На второй половине листа отображается часть рисунка. В этой технике в основном рисуются симметричные предметы.

Детей старшего дошкольного возраста планирую познакомить с еще более сложными техниками нетрадиционного рисования :

• Набрызг.

Суть этой техники состоит в разбрызгивании капель краски. У детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

• Очень необычным получается оттиск листьями.

В старшей и подготовительной группе гуляя с детьми на участке детского сада, при прогулках с родителями по городу, в лесу, можно собрать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске, высушить их. Затем листья покрываются краской, окрашенной стороной кладется на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Рисование в технике «Граттаж»

Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Ребёнок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно-исследовательскую деятельность.

"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки".

Первый способ:

1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.

2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов.

Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи.

Второй способ:

1 шаг. Делаем фон гуашью. Белый лист картона разделите на две части по горизонтали. На нижнюю нанесите гуашь синего цвета, а на верхнюю - гуашь жёлтого цвета.

2 и 3 шаг повторить, как в первом способе.

Есть еще и третий способ - закрасить картон разноцветными пятнами, тогда может получиться следующая картина:

В дальнейшем планирую продолжить работу над нетрадиционными техниками рисования. Так как на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

Убеждена, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, ведь только творческий педагог может сформировать творческую личность

В своей работе я пользуюсь, и буду продолжать пользоваться простым правилом – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые

2. Практическая часть.

Я предлагаю вам сегодня попробовать нарисовать картину в нетрадиционной технике «Граттаж». Для этого необходимо придумать сюжет и воплотить его в жизнь.

Для вас подготовлены грунтованные листы и зубочистки. Дайте волю вашей фантазии!

3 Заключительная часть. Рефлексия.

Подведем итоги нашей работы. Сегодня мы расширили и систематизировали знания о нетрадиционных техниках рисования. Закрепили практические умения при изготовлении картины в нетрадиционной технике «Граттаж».

Рефлексию проведем в виде игры «Наряди дерево»

Спасибо за участие.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»

IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-511293-1577240823.jpg[/IMG]

Фото «Нетрадиционные техники рисования»
Семинар-практикум для воспитателей - фото
Семинар практикум для воспитателей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Почемучка муниципального образования г Саяногорск СЕМИНАР ПРАКТИКУМ для слушателей ГМО Продуктивная деятельность Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования путь к свободе и творчеству Подготовила Говорухина В Семинар практикум Публикация Семинар практикум для воспитателей Нетрадиционные техники рисования размещена в разделах Методические материалы для педагогов и воспитателей Нетрадиционные техники рисования Работа Педсоветы семинары тренинги для педагогов Рисование

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Фотоотчет о мастер-классе для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные техники рисования, рисование шариками Марблс»Фотоотчет о мастер-классе для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные техники рисования, рисование шариками Марблс» Марблс- это сияющий стеклянный шарик, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Игры с шариками Марблс.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 05:04
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД