Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»

светлана фальк
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад «Золотинка» общеразвивающего вида с приорететным осуществлением физического развивития

с. Соловьевск Тындинского района»

Семинар – практикум

для воспитателей

«Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»

Составила: Фальк С. В.

2020 г.

Цель семинара:

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие связанной речи при помощи сказотерапии“» размещена в разделах

• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

1. Введение.

Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний.

Сказкотерапия - один из самых древних, а возможно и древнейших методов воспитания, передачи социального опыта, традиций и менталитета.

Наряду с арттерапией и игротерапией сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Использование сказкотерапии оправдано не только в работе с

детьми. Образные притчи, символы, игровые ситуации эффективны при занятиях со взрослыми людьми. Не зря великие пророки говорили притчами. Багаж сказкотерапии велик - басни, анекдоты, притчи, мифы, народный фольклор.

Сказкотерапевт (а им может стать любой родитель) рассказывает истории (есть целые подборки сказок определенного направления, например, сказки о доброте, обсуждает сказки или придумывает их вместе со слушателем. Последние особенно часто применяют в коррекционной психотерапии. Ведь обычный любимый ребенком мишка может многое рассказать на вопрос мамы, что его беспокоит или чего мишка боится. Таким образом, дети через игрушки рассказывают про свои страхи и свои опасения. Сказкотерапия для детей, используя такой подход, помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.

Но главный секрет сакзкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже, выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Сказкотерапия орудует архетипами, которые глубоко в нас скрывают самые сокровенные движения души. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, вы можете узнать о своем чаде много нового и неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим.

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.

Сказкотерапия – это один из видов здоровьесберегающих технологий, являющийся инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия–это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Сказкотерапия–это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально –поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость.

Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Цель сказкотерапии—помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность —мягкость воздействия и эффективность.

Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И. В, Лисина Е. и другие). Сказки издревле использовались в качестве передачи информации.

2. Актуальность.

К сожалению сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы.

Сказотерапия проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием она пользуется в художественно- речевой деятельности. Являясь эффективным средством и методом развития речи детей, сказка помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания, вырабатывает у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции.

Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь.

3. Практическая часть

Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.

Девушка (красна девица)

Парень (добрый молодец)

Красивая (ни в сказке сказать, ни пером описать)

Губы (уста сахарные)

Глаза… (очи ясные)

Печаль… (голову повесил, закручинился, пригорюнился)

Идти далеко… (за тридевять земель, за тридевять морей)

В сказке идет активизация разных сторон речи ребенка :

- словаря

- грамматического строя

- диалогической и монологической речи

- совершенствование звуковой стороны речи.

Методы и приемы используемые в работе со сказками для развития красивой речи детей:

• Умение задавать вопросы

Через сказку можно учить детей задавать вопросы сказочным героям.

Игра «Задай вопрос»

- Красной Шапочке

- Машеньки из сказки «Три медведя»

- Серому волку

- Бабе Яге

• Конструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения.

Для этого нужно:

- придумывать несколько однокоренных слов (например: лес – лесок, лесной, лесовик ; зима – зимний, зимовье, зимовать; мороз – морозить, морозный, заморозить, морозилка ; олень – олений, олененок, оленина.)

• Новое название

Придумывать новые названия известных сказок, не искажающих идеи произведения. (Например, сказке «Теремок» можно дать такие названия, как «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил дом»)

• Новые персонажи

В произведение можно ввести нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.

Задание для педагогов.

«Новые персонажи для сказке» («Красная шапочка»)

• Словотворчество

Для развития словотворчества можно использовать следующие приемы:

- найти ласковые слова (рукавичка, лисичка, Хаврошечка, Дюймовочка)

- сочинить длинное слово (образование сложных слов : например, про лису: длиннохвостая, пушистохвостая ; Буратино – длинноносый ; оловянный солдатик – одноногий)

- определить «лишнее слово» (называется несколько слов, которые встречается в сказке, но одно из них не относится к этой сказке, значит, оно лишнее. Например, лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. Лишнее слово : дворец.)

• Пословицы и поговорки

В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, вы поможете детям запомнить их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

• Загадки

Загадки – это полезное упражнение для детского ума. По ходу сказки можно предложить детям отгадать загадку о том или ином герое, встречающемся в сказке.

• Интервью

Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру- задание «Интервью». А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – зависит от сюжета сказки.

• Повторное чтение

Во – первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас, а во – вторых, читая книгу каждый раз по разному, вы способствуете развитию более качественной речи детей.

• Салат из сказок («Сказки перепутались»)

Предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки.

• Изменение конца сказки

Например, мало кому нравится грустный конец сказки «Колобок». Попробуйте переделать сказку так, чтобы конец сказки стал веселым.

• Сочинение сказки (групповое сочинение, сочинение по кругу)

Таким образом, сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить к школе.

Список использованных источников :

1. Аникина В. И. Русская народная сказка. М, 1997

2. Дьяченко О. М. «Придумываем истории и сказки»

3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии – СПб : речь, 2005

4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапиию _ СПб : речь, 2006

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 10:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД