Оксана Хисамова
Семинар-практикум «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах развития связной речи детей дошкольного возраста.
Предварительная работа: объявление о предстоящем собрании с указанием даты, времени, темой, консультация, организована библиотека для родителей, буклеты с играми.
В приемной группы каждому родителю вручается бейдж, на котором предлагается написать, как можно каждому обращаться к этому родителю.
Предлагаем родителям встать в круг на ковре.
Добрый вечер! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
Публикация «Семинар-практикум „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Спасибо, что дела свои отложили,
В группу нашу светлую поспешили.
Пошутить и поиграть,
Много нового узнать.
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны. Проводится игра «Да – нет»
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Для того, чтобы начать нашу работу вам предстоит объединиться в команды. Так мы работаем с вашими детьми. Это делается с целью развития социально- коммуникативных навыков детей.
Возьмите любую картинку (предлагаются предметные картинки круглой и квадратной формы) и займите место за тем столом, за которым считаете нужным.
Объединение в команды.
Вопрос: почему так объеденились? (высказывания родителей)
Предлагается придумать название команды и выбрать капитана.
Капитаны, подойдите пожалуйста к столу и возьмите любой конверт для своей команды.
Задание: в конвертах лежат по две предметных картинки. Ваша задача придумать загадки для соседней команды про эти предметы, не называя их. Первый предмет вы описываете словами, второй показываете невербальным способом. Ваше время ограничивают песочные часы.
Обсуждение. Как вам было легче описывать предмет: словами или жестами? Почему?
Вы уже знаете, что тема наша семинара- практикума «Развитие связной речи детей в детском саду и дома». Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».
1. Что такое связная речь?
2. Нужно ли ее развивать в детях и зачем?
3. Чему нужно учить детей, чтобы развить их связную речь?
4. Как нужно учить детей, чтобы развить их связную речь?
- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!
Итог воспитателя: связная речь не существует сама по себе, она есть результат сложения других сторон речи : звуковая культура речи, грамматически правильная речь, словарь, без них связная речь бедна и неправильна. Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога. По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь. В каких видах деятельности? (пересказ, рассказывание) .
Оглашение результататов анкет, которые заполняли родители накануне собрания.
Игра «Необитаемый остров»
«Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть. Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остались лишь эти маленькие мешочки, которые нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочках. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.
Затем взрослые достают из мешочка по одному предмету и говлрят, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.
Предметы, лежащие в волшебном мешочке: газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, стаканчик от йогурта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т. д. Каждой команде по мешку.
- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг.
Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и воображение.
Родителям предлагается отдохнуть.
Игра “Колпак мой треугольный” (на ковре)
Сейчас мы поиграем в следующую игру. Каждое слово поочередно мы будем заменять различными движениями.
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
А теперь вместо слова “колпак” мы показываем рукой на голову, а само слово не произносим. Затем на слово “мой” касаемся рукой груди, а само слово не произносим. На слово “треугольный” вы должны показать три пальца, вытянуть руку вперед, а затем перевести ее на пояс.
Составление рассказа по трем картинкам
Капитанам команд предлагается взять по одному конверту, в котором лежат по три предметные картинки и составить по этим картинкам небольшой рассказ. Время ограничено песочными часами.
Игра 1-2-3-4 (на ковре в круге)
Предлагаю всем расчитаться на 1-2-3-4 и запомнить свои номера. Т. к. тема недели «Домашние животные», то первые номера называют животное, вторые прилагательное, относящиеся к этому животному, третьи глаголы, которые обозначают действие этого животного, четвертые повторяют все предложение.
Рефлексия «Все у меня в руках»
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал (а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…
Раздача буклетов с каталогом игр, в которые можно поиграть идя домой из детского сада, дома на кухне.