Зинаида Кшнякина
Семинар-практикум с родителями детей-логопатов. Артикуляционная гимнастика-первый шаг к коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с комплексами артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков, объяснить необходимость ее выполнения, дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Оборудование: ноутбук, экран, слайды с комплексами артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала.
Теоретическая часть.
Публикация «Семинар-практикум с родителями детей-логопатов, Артикуляционная гимнастика-первый шаг к коррекции звукопроизношения» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы поговорим о том, какое значение имеет артикуляционная гимнастика для коррекции звукопроизношения.
Итак, человек правильно произносит в своей речи различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Точность, сила и дифференцированность этих движений у ребёнка развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.
Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе различные. При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики. С детьми младших групп упражнения проводятся в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата. В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики. В старших группах необходимо следить за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.
Рекомендации: Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно перед зеркалом в течение трех-пяти минут. Каждый раз выполняются 3-4 упражнения, причём новым может быть только одно, остальные – для повторения и закрепления. Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то необходимо сначала отработать старый материал. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять сидя, чтобы у ребёнка была прямая спина, не напряжен, руки и ноги находились в спокойном положении. Нельзя ребёнку говорить, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Надо показывать ему его достижения («Видишь, твой язычок уже научился быть широким», подбадривать («Ничего, ты еще научишься поднимать язычок кверху»). Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.
Для того, чтобы иметь представления об артикуляционной гимнастике и в домашних условиях помочь своему ребенку, давайте все вместе будем учиться выполнять артикуляционные упражнения для постановки различных групп звуков.
Практическая часть.
Слайд №1. На экране картинки артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков : «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Горка», «Щёточка», «Катушка», «Чистим нижние зубки», «Кто дальше загонит мяч?».
Сначала родители знакомятся с комплексом упражнений, затем выполняют каждое упражнение перед индивидуальным зеркалом.
Слайд №2. На экране картинки артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков : «Трубочка», «Качели», «Вкусное варенье», «Приклей конфетку», «Грибок», «Чашечка», «Фокус», «Чистим верхние зубки», «Гармошка».
Родители знакомятся со вторым комплексом упражнений, затем выполняют каждое упражнение перед индивидуальным зеркалом.
Слайд №3. На экране картинки артикуляционных упражнений для постановки звуков «Л и Ль» : «Улыбка», «Заборчик», «Накажем язычок», «Индюк», «Пароход гудит», «Поймай мышку».
Родители знакомятся с третьим комплексом упражнений, затем выполняют каждое упражнение перед индивидуальным зеркалом.
Слайд №4. На экране картинки артикуляционных упражнений для постановки звуков «Р и Рь» : «Улыбка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабанщик», «Парус», «Болтушка», «Маляр».
Родители знакомятся с четвёртым комплексом упражнений, затем выполняют каждое упражнение перед индивидуальным зеркалом.
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
До свидания!
Использованная литература:
1. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Пр. 1981
2. Волкова Л. С. Логопедия. М. Пр. 1995
3. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М. Пр. 1998