МААМ-картинки

Развивающая предметно-пространственная среда как основа эмоционального благополучия и самовыражения детей

Ксения Румянцева
Развивающая предметно-пространственная среда как основа эмоционального благополучия и самовыражения детей

Семинар

«Развивающая предметно-пространственная среда

как основа эмоционального благополучия и самовыражения детей».

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. А детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как основа эмоционального благополучия и самовыражения детей» размещена в разделах

Сл 2 -Поэтому, одной из задач современного дошкольного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Сл 3 - Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

С целью обеспечения психологического комфорта для детей в группах ДОУ решается ряд задач:

• Сл 4- В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.

• Сл 5 - Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть подушки- поплакушки (чтобы выплакаться, коврик злости, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п. А также ребенок может просто полежать в обнимку с подушечкой настроения.

• Сл 6 - Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.

• А в группе можно заиметь яркие стулья настроения.

• Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.

• Сл 7 - Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет лавочка или островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей).

Сл 8 - Дети среднего и старшего возраста уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.

Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя.

Сл 9- Правила оформления уголка уединения по ФГОС ДО

ФГОС предъявляет определё нные требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:

• Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).

• Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.

• На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло, приветствуются мягкие модули.

Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.

• Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.

• При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

Сл 10 -Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка, либо сделать его полупрозрачным.

Сл 11 - Паспорт уголка уединения

На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт.

Там прописываются следующие моменты:

1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).

2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.

3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

Сл 12 - Наполнение уголка уединения в детском саду

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

1. Предметы для выражения негативных эмоций

2. Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

3. Пособия для развития эмоциональной сферы

Сл 13 - Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов :

1. Подушки для битья, подушки- поплакушки (чтобы выплакаться, подушки-обнимашки.

Сл 14 -

2. «Стаканчик гнева или крика» (как вариант, это может быть кружка, мешок, коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку, стакан. Вместе с криком можно выплеснуть гнев и обиду.

3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

4. Листы гнева, разрывая их на мелкие кусочки, ребенок снимает раздражение, выплескивает негативные эмоции.

Сл 15-

5. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся, либо садятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Назначение такой мирилки — преобразовать детский конфликт в увлекательное действие.

Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.

Сл 16 -

5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться. Глядя на своё отражение в забавном зеркале, малыш успокаивается.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

Сл 17 -

1. Фотогалерея. Картины с изображением пейзажей. Глядя на такую картину ребенок успокаивается, находит умиротворение.

2. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).

3. Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.

4. Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

Сл 18 -

5. Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши.

Сл 19 -

6. Красивый настольный фонтан, водопад, светящие игрушки.

Сл 20 -

7. Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.

8. Музыкальные игрушки (например, шкатулка, игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).

Сл 21-

9. Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).

10. Коллекции морских ракушек, магнитов.

11. Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

12. Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой, в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.

13. Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Сл 22- Пособия для развития эмоциональной сферы

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний :

Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.

• Маски (например, грустный и весёлый клоун, волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.

«Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».

«Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

«Кукла -обнимашка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей нужно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Сл 23- Основные виды деятельности в уголке уединения

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя.

Обозначим основные направления :

• Игры-манипуляции с предметами.

Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребё нка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова.

Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции : когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.

• Дидактические игры.

Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.

• Речевые игры с использованием предметов.

Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).

• Изобразительная деятельность.

Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета, «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).

• Физическая деятельность.

В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы, сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Сл 24-25- Также, согласно требованиям ФГОС, в группах детского сада должны быть Уголки настроения.

Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развития личности ребенка.

Варианты названий и оформления «Уголков настроения».

При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции»

Календарь настроения

Часики настроения

Островок настроения

Календарь эмоций (эмоциональный календарь)

Экран настроения

Гора настроения

Карусель настроения

Эмоциональная корзина и т. д.

Сл 26 - Основные требования к «Уголкам настроения» :

• Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.

• При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.

• При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М. Люшера и их характеристиками.

• В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения). Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением.

• Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.

• Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь.

В соответствии с планом работы педагог-психолог регулярно просматривает «Уголки настроений» с целью определения достоверности демонстрируемых данных.

В конце месяца «табель - календари» передаются педагогу-психологу для совместного с воспитателем анализа полученных данных.

В конце года подводятся итоги работы в данном направлении.

В разных возрастных группах используются вариативные формы ведения и оформления уголков настроения.

Сл 27- группа раннего возраста (2-3 года).

Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей уголок не демонстрируется.

Задачи: Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.

Сл 28 – 1-и 2-я младшая группа (2,5, 3-4 года).

Вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цвета – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение). Либо берутся знакомые ребенку сказочные герои/животные. В разных возрастных группах используются вариативные формы ведения и оформления уголков настроения.

Задачи: Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».

Сл 29 - Средняя группа (4-5 лет).

При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой.

Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.

Задачи: Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).

Сл 30 - Старшая группа (5-6 лет).

Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.

Задачи:

Учить использовать понятие Радостное, Веселое, Спокойное, Удивленное, Грустное, Злое настроение.

Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)

Подготовительная группа (6-7 лет).

При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка» : Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?

Задачи:

Закреплять полученные ранее знания и умения.

Отслеживание устойчивости / неустойчивости эмоционального состояния детей и общего фона настроения группы-.

Сл 31- Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течение дня. А педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать эмоциональному благополучию и самовыражению детей.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зренияРазвивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 летПредметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 лет (представлена часть центров) Предметно - развивающая среда в группе должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно - пространственная среда по ФГОС ДО, это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда как основа эмоционального благополучия и самовыражения детей
Опубликовано: 30 декабря 2021 в 14:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД