МААМ-картинки

Семинар с элементами тренинга «В поисках толерантности»

Анна Петрушина
Семинар с элементами тренинга «В поисках толерантности»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Звоночек»

Согласовано:___ Дата проведения:16.09.2022г.

Тренинг для педагогов

«В поисках толерантности»

Педагог-психолог

Петрушина А. М.

Задачи:

- познакомить педагогов с понятиями: “толерантность”, «интолерантность», их значением и актуальностью формирования как нравственного качества личности

Публикация «Семинар с элементами тренинга „В поисках толерантности“» размещена в разделах

- дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности – расширение информационного поля относительно данного понятия

- развитие черт толерантной личности, способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни; способности адекватно и полно познавать себя и других людей; предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

- развитие чуткости и ответственности граждан, восприятия других культур, уважения человеческого достоинства и индивидуальности.

Перед началом тренинга принимаются следующие правила:

- уважительное отношение друг к другу и уважение, к говорящему.

- обращение по именам.

- общение по принципу «здесь и теперь»

- искренность в общении

- конфиденциальность

- правило «стоп»

- недопустимость непосредственных оценок человека

Ход тренинга

1. Презентация «В поисках толерантности»

2. Арт-терапевтическое упражнение «Образ Адыгеи».

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем Родина. У каждого человека есть своя Родина. Но и место в котором мы проживаем постоянно тоже является не мало важным.

Инструкция: перед вами на столах находятся материалы, с помощью которых вы сможете нарисовать образ Республики Адыгея. Я умышленно даю общее название для вашей работы. Вы вправе его интерпретировать, основываясь на своих чувствах, эмоциях, ассоциациях.

(Педагоги рисуют под фоновую музыку)

Рефлексия:

• Как вам работалось?

• Какие воспоминания, эмоции, чувства испытали во время работы?

(Оформление выставки работ, защита идеи коллажа)

Рефлексия итоговая.

3. Упражнение «Иные» (время выполнения 20-25 минут)

Материал: по количеству участников фотографии людей трех человеческих рас, музыка.

Ведущий. Предлагаю поиграть в игру «иные», и для этого нужно каждому участнику вытянуть фотографию представителя одной из рас.

Фотографии никому не показываются. Участники, двигаясь свободно по помещению с фотографией, задают только один вопрос одному участнику для нахождения «своих». Например: «Ты любишь жару?», «Тебе нравится степь?» и др. Нужно постараться не остаться «изгоем», т. е. без «своих». Постепенно все распределяются на три «группы-расы». Участники ошибочно определившие «свою расу» остаются в центре круга - они «изгои».

Далее идет обсуждение. Все участники открывают свои фотографии в группах объединённых по расовым признакам.

4. Упражнение «Белая ворона» (время выполнения 7-10 минут).

Цель: осознание чувств, эмоций другого человека, путем невербальной коммуникации.

Материал: музыка, карточки для игры по числу участников.

Правила. Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий предлагает вытащить по 1 карточке каждому. На одной будет написано «Белая ворона». Участник, получивший «белую ворону», обязан сохранить это в секрете и не подать вида, что он не такой как все. Все участники стараются быть внимательными. Смотрят друг на друга и пытаются определить «белую ворону». Каждый называет одного участника считающего, что он «белая ворона».

Рефлексия упражнения.

Ведущий задает вопросы:

-Что чувствовал участник «белая ворона»?

- Каково быть не похожим на остальных?

-По каким признакам вы определяли «белую ворону»

-Что значит выражение «белая ворона»?

5. Упражнение «Ассоциации» (время выполнения 15 минут).

Материал: ручки; листы бумаги на каждого участника.

Правила. В ходе упражнения определяется исходное отношение группы к проблеме (с анализом анкет участников по уровню развития у них толерантности). Даются определение понятий по теме, диалогизация проблемы.

Дается задание: «Напишите на листе 1-2 слова, приходящие вам на ум, в момент, когда вы слышите слова: «экстремизм», «толерантность», «эмигранты», «нетерпимость», «равноправие», «расизм», «дискриминация», «ксенофобия», «эмпатия».

Участники тренинга на листе бумаги записывают свои ассоциации к названным словам. После всего названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций.

Теоретическая часть, основные понятия:

Продолжение презентации «В поисках толерантности»

«толерантность» - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения. Толерантность делает нас терпимее, эмпатичнее друг к дугу, где каждый свободен придерживаться собственных взглядов и убеждений и признает также это право за другим. Признает, что люди на Земле различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностями, религией и обладают правом сохранять свою индивидуальность. Не могут навязываться взгляды одних другим людям. На всех языках каждое из определений «толерантность» имеет схожее определение. Так, по-английски это снисходительность, по-китайски это великодушие, по-русски – умение терпеть, быть снисходительным, великодушным.

«интолерантность» - это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми. Проявляется это через конфликтное, агрессивное поведение.

«экстремизм»- экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus — крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам.

«расизм» - совокупность убеждений, в основе которой лежит «превосходство одной расовой группы над другими».

«эмпатия» - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, отклик на чувства другого, а также как сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой.

«ксенофофия» - Ксенофобия (от греч. «чужой» и «страх») – навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного.

Ведуший. А вы сталкивались с проявлениями нетерпимости по отношению к себе, другим? (анализ ситуаций).

Ведущий. «Притча об аксакале». В одном селении умирал старый, уважаемый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, зятья, дочери, сыновья, дети жили в мире и согласии?». Старик не мог говорить уже и поэтому долго что-то писал на листе бумаги. И когда листок выпал из рук умирающего, все очень удивились - на нем 100 раз было написано одно слово!

- Может быть, вы, догадались, какое? (ответы педагогов). На листке 100 раз было написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!»

6. Упражнение «Мои качества» (время выполнения 15 минут)

Правила. Участникам, сидящим в кругу, предлагается представиться, назвав по первым буквам своего имени и фамилии свои личностные качества (черты, свойства характера, присущих только ему. Например: «естественность», «миролюбие» и др. Когда все представления будут сказаны, ведущий предлагает подумать и ответить на вопросы:

- Что объединило, в этих представлениях участников?

- Какие качества толерантной личности были у нескольких участников?

Для того чтобы выявить уровень своей толерантности, предлагаю небольшую анкету, которая поможет вам более точно определить уровень развития важных черт личности. Участники отвечают на вопросы анкеты «Уровень сформированности этнической толерантности» (приложение 3).

Вывод. Все мы разные, но нас объединяют некоторые качества, например качества толерантного человека.

Рефлексия упражнения. Ведущий задает вопросы.

- Легко ли было быть «изгоем»?

-Тяжело ли быть не похожим, «иным»?

-Как вы теперь при встрече отнесетесь к «иному», отличному от вас человеку?

Ведущий подводит итог:

- Да, мы все разные, но мы должны уважать индивидуальность другого человека, потому, что мы все ЛЮДИ, и каждый из нас не повторим. Нужно научиться жить, не ущемляя как свои интересы, так и интересы других людей.

7. Заключение

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Рефлексия

Прикреплённые файлы:

tolerantnost_kp9n6.pptx | 12447,7 Кб
 
Публикации по теме:

Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности»Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.

Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга»Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга» Цель: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения. Задачи: расширить представление детей о межличностных отношениях,.

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренингаФотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга 08. 11. 2018 г. старшим воспитателем Романычевой Т. В. была проведена деловая игра с педагогами с элементами тренинга на тему «Креативность.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с Новым 2019 годом! Приглашаю Вас на занятие с элементами тренинга.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Занятие с элементами тренинга «Путешествие по цветным морям» Целевая аудитория: дети Формы и методы работы: обсуждение, упражнения, изо – терапия, составление рассказа, игра. Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар с элементами тренинга «В поисках толерантности»
Опубликовано: 22 сентября 2022 в 10:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД