Петрушина Анна Михайловна
Семинар с элементами тренинга «В поисках толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Звоночек»
Согласовано:___ Дата проведения:16.09.2022г.
Тренинг для педагогов
«В поисках толерантности»
Педагог-психолог
Петрушина А. М.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятиями: “толерантность”, «интолерантность», их значением и актуальностью формирования как нравственного качества личности
Публикация «Семинар с элементами тренинга „В поисках толерантности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности – расширение информационного поля относительно данного понятия
- развитие черт толерантной личности, способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни; способности адекватно и полно познавать себя и других людей; предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
- развитие чуткости и ответственности граждан, восприятия других культур, уважения человеческого достоинства и индивидуальности.
Перед началом тренинга принимаются следующие правила:
- уважительное отношение друг к другу и уважение, к говорящему.
- обращение по именам.
- общение по принципу «здесь и теперь»
- искренность в общении
- конфиденциальность
- правило «стоп»
- недопустимость непосредственных оценок человека
Ход тренинга
1. Презентация «В поисках толерантности»
2. Арт-терапевтическое упражнение «Образ Адыгеи».
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем Родина. У каждого человека есть своя Родина. Но и место в котором мы проживаем постоянно тоже является не мало важным.
Инструкция: перед вами на столах находятся материалы, с помощью которых вы сможете нарисовать образ Республики Адыгея. Я умышленно даю общее название для вашей работы. Вы вправе его интерпретировать, основываясь на своих чувствах, эмоциях, ассоциациях.
(Педагоги рисуют под фоновую музыку)
Рефлексия:
• Как вам работалось?
• Какие воспоминания, эмоции, чувства испытали во время работы?
(Оформление выставки работ, защита идеи коллажа)
Рефлексия итоговая.
3. Упражнение «Иные» (время выполнения 20-25 минут)
Материал: по количеству участников фотографии людей трех человеческих рас, музыка.
Ведущий. Предлагаю поиграть в игру «иные», и для этого нужно каждому участнику вытянуть фотографию представителя одной из рас.
Фотографии никому не показываются. Участники, двигаясь свободно по помещению с фотографией, задают только один вопрос одному участнику для нахождения «своих». Например: «Ты любишь жару?», «Тебе нравится степь?» и др. Нужно постараться не остаться «изгоем», т. е. без «своих». Постепенно все распределяются на три «группы-расы». Участники ошибочно определившие «свою расу» остаются в центре круга - они «изгои».
Далее идет обсуждение. Все участники открывают свои фотографии в группах объединённых по расовым признакам.
4. Упражнение «Белая ворона» (время выполнения 7-10 минут).
Цель: осознание чувств, эмоций другого человека, путем невербальной коммуникации.
Материал: музыка, карточки для игры по числу участников.
Правила. Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий предлагает вытащить по 1 карточке каждому. На одной будет написано «Белая ворона». Участник, получивший «белую ворону», обязан сохранить это в секрете и не подать вида, что он не такой как все. Все участники стараются быть внимательными. Смотрят друг на друга и пытаются определить «белую ворону». Каждый называет одного участника считающего, что он «белая ворона».
Рефлексия упражнения.
Ведущий задает вопросы:
-Что чувствовал участник «белая ворона»?
- Каково быть не похожим на остальных?
-По каким признакам вы определяли «белую ворону»
-Что значит выражение «белая ворона»?
5. Упражнение «Ассоциации» (время выполнения 15 минут).
Материал: ручки; листы бумаги на каждого участника.
Правила. В ходе упражнения определяется исходное отношение группы к проблеме (с анализом анкет участников по уровню развития у них толерантности). Даются определение понятий по теме, диалогизация проблемы.
Дается задание: «Напишите на листе 1-2 слова, приходящие вам на ум, в момент, когда вы слышите слова: «экстремизм», «толерантность», «эмигранты», «нетерпимость», «равноправие», «расизм», «дискриминация», «ксенофобия», «эмпатия».
Участники тренинга на листе бумаги записывают свои ассоциации к названным словам. После всего названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций.
Теоретическая часть, основные понятия:
Продолжение презентации «В поисках толерантности»
«толерантность» - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения. Толерантность делает нас терпимее, эмпатичнее друг к дугу, где каждый свободен придерживаться собственных взглядов и убеждений и признает также это право за другим. Признает, что люди на Земле различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностями, религией и обладают правом сохранять свою индивидуальность. Не могут навязываться взгляды одних другим людям. На всех языках каждое из определений «толерантность» имеет схожее определение. Так, по-английски это снисходительность, по-китайски это великодушие, по-русски – умение терпеть, быть снисходительным, великодушным.
«интолерантность» - это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми. Проявляется это через конфликтное, агрессивное поведение.
«экстремизм»- экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus — крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам.
«расизм» - совокупность убеждений, в основе которой лежит «превосходство одной расовой группы над другими».
«эмпатия» - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, отклик на чувства другого, а также как сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой.
«ксенофофия» - Ксенофобия (от греч. «чужой» и «страх») – навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного.
Ведуший. А вы сталкивались с проявлениями нетерпимости по отношению к себе, другим? (анализ ситуаций).
Ведущий. «Притча об аксакале». В одном селении умирал старый, уважаемый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, зятья, дочери, сыновья, дети жили в мире и согласии?». Старик не мог говорить уже и поэтому долго что-то писал на листе бумаги. И когда листок выпал из рук умирающего, все очень удивились - на нем 100 раз было написано одно слово!
- Может быть, вы, догадались, какое? (ответы педагогов). На листке 100 раз было написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!»
6. Упражнение «Мои качества» (время выполнения 15 минут)
Правила. Участникам, сидящим в кругу, предлагается представиться, назвав по первым буквам своего имени и фамилии свои личностные качества (черты, свойства характера, присущих только ему. Например: «естественность», «миролюбие» и др. Когда все представления будут сказаны, ведущий предлагает подумать и ответить на вопросы:
- Что объединило, в этих представлениях участников?
- Какие качества толерантной личности были у нескольких участников?
Для того чтобы выявить уровень своей толерантности, предлагаю небольшую анкету, которая поможет вам более точно определить уровень развития важных черт личности. Участники отвечают на вопросы анкеты «Уровень сформированности этнической толерантности» (приложение 3).
Вывод. Все мы разные, но нас объединяют некоторые качества, например качества толерантного человека.
Рефлексия упражнения. Ведущий задает вопросы.
- Легко ли было быть «изгоем»?
-Тяжело ли быть не похожим, «иным»?
-Как вы теперь при встрече отнесетесь к «иному», отличному от вас человеку?
Ведущий подводит итог:
- Да, мы все разные, но мы должны уважать индивидуальность другого человека, потому, что мы все ЛЮДИ, и каждый из нас не повторим. Нужно научиться жить, не ущемляя как свои интересы, так и интересы других людей.
7. Заключение
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Рефлексия