Стёпина Елена
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель 1 квал. кат.
Степина Елена Игоревна.
МБДОУ № 95
Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение; motor – двигатель).
Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие ребенка происходит более эффективно.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсомоторика – это умение управлять движениями и эмоциями, это согласованность глаз и движения, слуха и движения.
Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Ребенок открыт всему миру, известно, что он усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние» - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный, чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью.
В раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью. То как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться ко взрослой жизни.
Первичные движения ребенка – хватание, сосание, ползание – базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция : зрительная (увидел, тактильная (пощупал, звуковая (услышал). Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, слышать, ощущать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, навязчивых движениях. Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены.
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, воображения, мышления, речи.
В нашей группе для сенсомоторного развития используются :
- сенсорные игры :
* опыты с водой (выливаем, наливаем, сравниваем, тонет – не тонет, вылавливаем, холодная-теплая-горячая, прозрачная – не прозрачная)
* игры с тестом (пальчики шагают, надавливают, украшают и т. д.).
* элементы аппликации (наклейки) :
* «Догадайся, что за предмет?» - на столе разложены различные объемные предметы, накрыты сверху тонкой, непрозрачной салфеткой, Ребенку предлагают на ощупь определить предмет и назвать его.
* «Что это?» - ребенок закрывает глаза, ему предлагают рукой дотронуться до предмета и по фактуре нужно определить материал (вата, мех, салфетка, бумага, ткань,пластик, дерево, металл).
* «Поймай киску» - взрослый касается мягкой (колючей, сырой.) игрушкой разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет где находится игрушка
- моторные игры:
* пальчиковая гимнастика/игры (с массажными шариками, орехами, карандашами).
«Вышли мы во двор гулять»
1,2,3,4,5 – дети загибают пальцы по одному
Вышли мы во двор гулять - идут по столу указ. пал.
Бабу снежную лепили – лепят комочки двумя руками
Птичек крошками кормили – крошат «хлебушек» всеми пальчиками
С горки мы потом катались – ведут правой рукой по руке левой руки
А еще в снегу валялись – поворачивают ладони то одной стороной, то другой
Все в снегу домой пришли – отряхавают ладони
Съели суп и спать легли – имитация движений
- «Потягивание за кончики пальцев» (сказка, правая рука)
- Тянут-тянут (мизинец)
-Бабка с дедкой (безымянный)
- Из земли (средний)
- Большую репку (указательный)
- Вот пришла бы (большой)
- Наша внучка, (большой)
- Помогла б (указательный)
- Собака Жучка (средний)
- Где же кошка, (безымянный)
-Мышка-крошка? (мизинец)
-Хоть держалась крепко (замочек)
- Вытянута репка (руки в стороны развести).
- мозаика, игры с мелкими деталями, игрушками, счетными палочками.
- упражнения с перекрестными движениями:
* хлопни правой рукой по левому колену и наоборот;
* шаг влево – хлопни в ладошки и наоборот; с приседанием.
* «Стрелочки», (ногами, с руками) и т. д.
- игры с прищепками:
* «Солнышко» (времена года)
* «Ежик и елочка»
* «Змейка в траве».
- Муз/ двигательная деятельность: развивать музыкальный слух, ритмические движения, активизировать речь.
* «Замок», «Ежик», «Шарик», «Паучок» и т. д.
- Комплекс утренней и бодрящей гимнастики:
* «Дни недели»
* «Котята»
- Игры на развитие общей моторики : развитие движений под музыку, активизировать речь (обыгрывание песенок и сказок)
* «Обезьянки»,
* «Теремок»,
* «Колобок»
«Гуси-гуси» и т. д.