Ольга Власова
Сенсомоторное развитие старших дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторное развитие старших дошкольников
(из опыта работы)
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Сухомлинский В. А.
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Публикация «Сенсомоторное развитие старших дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.
Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов.
Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми ребенок, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание ребенка к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
В своей работе с детьми в подготовительной группе для сенсомоторного развития используются следующие игры:
- игры с колпачками
- игры со счетными палочками
- «Реши примеры» - ответы выкладывают разнообразными предметами.
- «Веселый конструктор» - ребенок по образцу выкладывает на столе узор из плоских геометрических фигур.
- игры с прищепками: «Веселые паучки» - где ребенок развивает не только мелкую моторику, но и закрепляет соотношение количества предметов с цифрой.
«Вешалка» - в этой игре ребенок закрепляет состав числа.
- Игра «Почини коврик». Целью этой игры является развитие мелкой моторики, но и на закрепления геометрических фигур, а также на понятие «четные» и «нечетные» числа, счет парами.
- «Квиллинг» - искусство скручивания длинных и узких цветных полосок бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Задачами квиллинга являются: - развитие мелкой моторики; развитие способностей работать руками, приучать к точным движениям, развивать глазомер; ознакомление детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол и т. д.
- «Скапбукинг» — это вид декоративно-прикладного искусства, который заключается в изысканном оформлении предметов личной и семейной истории: фотографий и фотоальбомов, рисунков, открыток, вырезок и просто приятных мелочей. Этот вид рукоделия связан с созданием поделок из бумаги и дополнительных элементов. Этими элементами могут быть самые разные бытовые предметы: нитки, веревочки, бисер, ракушки, разнообразные стразы и все, что есть под рукой. Цель скрапбукинга: развитие мелкой моторики, развитие фантазии.
Мы все хотим, чтобы лицо малыша радостно сияло, музыка радовала его слух, произведения искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими, и умелыми? Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас - красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период - детство.