света пропадеева
Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр и пособий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование всесторонне развитой и гармоничной личности – одна из важнейших задач дошкольного детства, развитие которой основывается на принципах ФГОС дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком этапов детства; индивидуализация дошкольного образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей, сотрудничество с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и действий, возрастная адекватность дошкольного образования;
Публикация «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр и пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Первый шаг ребёнка в познании мира определяется чувственным опытом или «живым созерцанием» – работой сенсорных процессов : ощущения, восприятия, представления. Их развитие создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и др.).
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Проблему восприятия и его развития в дошкольном детстве в своих работах изучали отечественные и зарубежные ученые: Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, В. З. Денискина, Л. И. Солнцева, Г. В. Григорьева, Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, Э. Дж. Айрес, У. Кислинг, М. Монтессори. Они рассматривали чувствительность ребенка, к тем или иным воздействиям окружающего мира и разрабатывали пути благоприятного развития и воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе. Для полноценного развития восприятия необходимо создавать сенсорную развивающую среду, которая оказывается влияние на развитие зрительного, слухового, тактильного и мышечного восприятия у дошкольников.
На сегодняшний день, одна главных задач детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны по словам А. В. Запорожца – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои эталоны имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом и обонятельном восприятии.
Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент познавательного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра, которая не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся, играя. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач придает игре целенаправленный, характер.
Задачи для работы с детьми:
2-3 года:
Научить выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов;
Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
3-4 года:
Формировать устойчивые сенсорные эталоны закрепленные в речи (цвет, геометрическая форма, величина);
Учить соотносить по величине несколько предметов;
Учить группировать путё м обследования предметов: по цвету и форме вокруг образцов-эталонов;
Учить описанию формы, выполнять сложные глазомерные действия.
4-5 лет:
Знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;
Соотносить по величине, элементы ряда, состоящего из большего количества предметов;
Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
К средствам сенсорного развития относятся :
• предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи);
• объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки, растения и т. д.);
• дидактические игры по сенсорному воспитанию;
• наборы для творчества;
• средства обеспечивающие движения крупные и мелкие;
• предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т. д.)