Приложение МААМ

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Елена Першина
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Выполнила работу: воспитатель Першина Елена Александровна

В данной работе я раскрываю цели и задачи развития сенсорных способностей у детей младшего возраста. Описываю, как в процессе дидактических занятий, специальных игр у детей происходит накопление сенсорных представлений, ориентировка в цвете, форме, величине предметов, а также группировка предметов по одному или нескольким признакам, установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Рассказываю о работе по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, о том, как помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; как побуждать детей включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и тому подобное.

Приведен перспективный план работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет. Предлагаются конспекты занятий, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов. Представлены основные методы и приемы, используемые на занятиях, а также перечислены умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия.

Надеюсь, данная работа станет неоспоримым помощником педагогам и родителям в развитии сенсорных способностей у детей, поможет в формировании полноценного восприятия окружающей действительности.

В результате работы у детей усовершенствовалось восприятие, умение активно использовать осязание, зрение, слух

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.

Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Малыш все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями - хватание и удержанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.

Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.

В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.

Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают "опредмеченные" слова-названия. Предметы круглой формы - это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной - крыша; овальной - огурец, яйцо; прямоугольной - кирпич; квадратной - кубик и т. п.

Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений рук, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Ребенок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о величине, цвете, форме, фактуре, положении в пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная – домик и т. п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне – это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно – это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т. п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.

Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых звуков, соотнесения частей.

После 3 лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Учитывая резкий скачек в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

В повседневной жизни у детей должна быть возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев, превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на небе при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливые узоры мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа, яркие краски осенних ковров в садах, скверах, на клумбах и др.).

Не зависимо от возраста важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. В ходе своей работы я воспитывала у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формировала внимание к этим свойствам. Так, например, я учила детей сравнивать цвет грибочков с цветом поверхности столиков, форму и величину вкладышей с соответствующими гнездами.

При подборе дидактического материала я обращала внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребенку для обхвата рукой. На занятиях по сенсорному воспитанию у детей формируют обобщенные способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков. Одним из таких способов является соотнесение, сличение объектов.

Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий, я всякий раз исправляла допущенную ребенком ошибку. Эффективен прием, когда то или иное понятие связывают в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (любой предмет округлой формы — «мяч», прямоугольный брусок — «кирпичик», треугольная призма — «крыша», предмет красного цвета — «ягодка», «помидор», желтого — «цыпленок», «лимон», оранжевого — «апельсин» и т. п.).

Наиболее доступны для ребенка третьего года жизни задания на выполнение предметных действий. Так, в начале года я упражняла детей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков : величине, форме или цвету. Задачами обучения ставила фиксацию внимания детей на сенсорных свойствах предметов, формирование простейших приемов установления тождества и различия однородных объектов по величине, форме, цвету. Дидактическим материалом при этом служили однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветовых тонов. Ребенок одновременно оперирует с предметами двух разновидностей. В ходе обучения детям сообщала слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, форма, цвет.

На следующем этапе целью обучения ставила выработку у детей умения соотносить разнородные предметы по одному из сенсорных свойств. В качестве дидактических пособий использовала деревянные вкладыши пяти геометрических форм, доски с соответствующими гнездами; деревянные грибочки и столики, окрашенные восьмью цветовыми тонами.

Более сложными являлись занятия, на которых знания ребенка о сенсорных свойствах и качествах предметов реализовались в условиях элементарной продуктивной деятельности. При этом целью обучения ставила закрепление у детей отношения к цвету, величине, форме как к характерным признакам предметов, подведение ребенка к самостоятельному использованию того или иного признака для передачи специфики хорошо знакомого ему объекта. Материалом для занятий служили краски восьми цветовых тонов, листы бумаги разного цвета, размера и формы.

Каждому из трех рассмотренных выше видов работы отводилось несколько занятий. Непременным условием является вариативность заданий. Она преследует несколько целей: использовать по мере надобности предметы разной величины, формы, цвета; поддерживать у детей интерес к занятию путем усложнения действий с объектами; формировать более совершенные и обобщенные способы ориентировки в их сенсорных свойствах.

На первых занятиях дети выполняли задания по раскладыванию

однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет

предметов должны быть одинаковыми. В задачи обучения входило формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для определения тождества и различия однородных предметов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Материалом служили деревянные круги и квадраты двух размеров: маленькие и большие. Дополнительно могут использоваться две полосы плотной бумаги белого цвета шириной 3 и 4,5 см.

В начале занятия я демонстрировала пять больших и пять малых кругов, перемешанных произвольно. Объясняла, что круги разные. Показывала сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). Говорила, что маленькие круги он будет класть в одну сторону, а большие — в другую, на соответствующие «дорожки» (полоски бумаги). Показав детям маленький круг, спрашивала: «Где должен лежать этот круг? Куда его положить?» На широкую полоску клала большой круг. Затем прикладывала к маленькому кругу другой, такой же величины, подчеркивала, что они одинаковые. Так я раскладывала две пары кругов. При сортировке третьей пары я предлагала ребенку показать, куда надо поместить большой и маленький круги. Далее дети по очереди выходили к столу и раскладывают по одной паре кругов. (Для того чтобы всех обеспечить достаточным количеством материала, можно использовать большие и маленькие квадраты.)

После объяснения и показа я раздавала детям индивидуальный материал: по пять больших и пять маленьких Кругов или квадратов, перемешанных произвольно.

Чтобы максимально обеспечить мыслительную активность каждого малыша, детям, сидящим рядом, предлагала разный материал: одному — круги, другому — квадраты. Тому, кто быстро справится с заданием, предоставляла возможность выполнить его еще раз, но с другими пособиями. Так, если ребенок успешно справился с группировкой кружков, давала ему квадраты, и наоборот.

На последующих занятиях учила детей группировать предметы по форме. Малыши овладевали умениями фиксировать внимание на форме объектов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по форме, сопоставлять по этому признаку предметы с образцом, ориентируясь на слова форма, такой, не такой, разные.

В качестве дидактического материала для этих занятий использовала круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету. Раздавала пособия подгруппам из расчета по пять кругов и пять квадратов или по пять прямоугольников и пять треугольников на каждую.

В начале занятия показывала детям пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно, объясняла, что игрушки разные. Далее начинала группировать их по форме, раскладывая круги в одну сторону, а квадраты — в другую. Привлекала к сортировке детей, спрашивая, куда положить тот или иной предмет. Далее дети по одному подходят к столу и раскладывают по две разные игрушки в соответствии с образцом.

Затем каждый ребенок получает материал для самостоятельной работы (по пять кругов и квадратов или по пять прямоугольников и треугольников).

На последующих занятиях дети размещают резко отличающиеся друг от друга по форме вкладыши в соответствующих отверстиях решеток. В ходе занятий решались следующие дидактические задачи: закреплять у детей умение группировать объекты по форме и учить их соотносить разнородные предметы по этому признаку. Дидактическим материалом служат вкладыши круглой и квадратной формы (по пять на ребенка) и решетка с соответствующими отверстиями (по пять отверстий каждой названной формы).

Объясняя задание, обращала внимание детей на то, что вкладыши разной формы — круглые и квадратные, а в решетке имеются тоже разные окна, которые следует закрывать кругами или квадратами. Затем показывала, как это нужно делать, и привлекала детей к выполнению задания (малыши под-ходят к его столу по одному).

Далее каждый ребенок получает решетку с комплектом вкладышей круглой и квадратной или круглой и треугольной формы. Занятие проводится один или два раза в зависимости от того, насколько успешно дети выполняют задания.

Особого внимания требовали занятия по ознакомлению детей с цветом. Отличительное свойство цвета в том, что его нельзя обследовать во внешнем плане (рукой, жестом, как это имело место при ознакомлении с величиной, формой.

Первоначально малыши учатся раскладывать предметы на две группы. В качестве дидактических задач выступают следующие: овладение детьми умениями фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по цвету, понимать слова цвет, такой же, разные.

Материалом служат палочки восьми цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого. Для подгруппы из восьми детей необходимо иметь восемьдесят палочек, по десять каждого цвета. Используются следующие цветовые сочетания: красный — синий, желтый — фиолетовый, оранжевый — зеленый, синий — белый, черный — желтый.

В ходе занятия я демонстрировала пять палочек черного цвета и пять желтого, перемешанных произвольно. Объясняла, что палочки разного цвета. Предлагала разложить палочки одного цвета в одну сторону, другого цвета — в другую. Сначала выполняла эти действия сама, спрашивая малышей, куда положить предмет того или иного цвета. Например, показав детям желтую палочку, задавала вопросы: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда положить эту палочку?» Затем прикладывала желтую палочку к черной (вплотную, говорила, что они разные. Далее прикладывала желтый предмет к желтому, поясняла, что они одинаковые. Так раскладывала первые две пары палочек. Для сортировки третьей пары к столу выходит ребенок, показывает, куда надо положить палочку одного, а потом другого цвета, после чего задание выполняют все дети поочередно. (Для того чтобы нее были обеспечены достаточным количеством материала, используются разные цветовые сочетания предметов.)

Далее раздается детям материал для индивидуальной работы — палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях (пять штук одного цвета и пять другого). Чтобы дети не подражали друг другу, сидящим рядом дают материал разного цвета. Тому, кто быстро справился с заданием, можно предложить ещё десять палочек нового цветового сочетания. В процессе одного занятия дети могут группировать от двадцати до тридцати пред-метов четырех или шести цветовых тонов.

На очередном занятии у детей закрепляла умение устанавливать тождество и различие в цвете однородных предметов. В этих целях им предлагала предметы более близких цветовых сочетаний.

В дальнейшем малышей упражняют в размещении грибков двух резко различающихся цветовых тонов в отверстиях столиков, окрашенных в соответствующие цвета.

Цель данных упражнений — закрепить умение детей группировать объекты по цвету и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материалом служат двухцветные столики с комплектами грибков. Демонстрировала столик, окрашенный в желтый и зеленый цвета. Показывает и поясняет, что одна половина столика одного цвета, а другая — иного. Затем демонстрировала грибки. Говорила, что часть грибков одинакового цвета с одной половиной столика, а остальные окрашены так же, как другая половина. Поместив желтый грибок на желтую половину, подчеркивала, что грибок «спрятался», его не видно. Объясняла, что, если желтый грибок поместить на зеленой поверхности, он виден издалека. Показывая на желтую часть столика, я спрашивала: «Где у нас грибок такого же цвета?» Подобрав один-два грибка нужного цвета, предлагала малышам всем по очереди выйти к его столу, отыскать еще по одному или по два грибка и «посадить» их. Затем он показывала, какие грибки размещены правильно, а какие — нет; предлагала детям самим показать грибки, которые хорошо «спрятались».

Далее дети выполняют задание самостоятельно. Малышам, сидящим рядом, дают материал разного цвета. Если ребенок испытывает затруднения, следует подсказать ему, что, прежде чем «посадить» грибок, можно приложить его к краю столика и посмотреть, «спрячется» он или нет.

В течение одного занятия каждый ребенок может выполнить задание два-три раза, разместив двадцать — тридцать грибков четырех — шести цветовых тонов. Задание считается выполненным в том случае, если малыш правильно соотнесет цвет грибков с цветом поверхности столика. Чтобы ребенок самостоятельно исправил допущенную ошибку, можно задать ему вопрос: «Ты правильно посадил грибочки?»

На последующих занятиях у детей закрепляла умение группировать объекты по цвету, учат соотносить разнородные предметы более близких цветовых тонов (желтого и оранжевого, синего и фиолетового и др.).

В дальнейшем детей учила размещать грибки с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из четырех. Дидактическими задачами ставила воспитание умения выбирать объекты двух заданных цветовых тонов из четырех возможных, закрепление умения соотносить разнородные объекты по цвету. Материалом для занятий служат четырехцветные столики с грибками (двухцветные столики составляют по два продольными сторонами, двадцать грибков четырех цветов (перемешиваются произвольно).

Для выполнения задания дети объединяются по двое. Предлагала каждому ребенку «посадить» грибки двух цветов. Нужно предоставить детям возможность три-четыре раза выполнить задание с разными сочетаниями цвета. Так, составив столики красного и синего, желтого и зеленого цветов, предлагала малышу разместить красные и синие грибки, затем, повернув столик на 90°, давала задание отобрать и «посадить» красные и зеленые грибки. После очередного поворота столика еще на 90° ребенок действует с пособиями желтого и зеленого цветов, и, наконец, по-следний поворот дает возможность упражнять малыша в группировке и соотнесении предметов желтого и синего цветов.

В процессе занятия особое внимание обращала на то, каким способом дети выполняют задание. Некоторые малыши берут по одному предмету в том порядке, в каком они предложены, и размещают в соответствии с их цветовой характеристикой. Этот способ наиболее сложен и вместе с тем перспективен, так как при этом ребенок производит многочисленные сравнения, сопоставления объектов между собой. Другие дети отбирают все грибки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, а затем эту же операцию производят с предметами другого цвета.

Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех объектов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета каждого грибка с цветом столика. Я следила, чтобы, пользуясь общим материалом, дети не мешали друг другу, самостоятельно выполняли задание и не подавляли инициативу друг друга.

Список литературы:

Шелковникова Т. И.

Сухомлинский В. А.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 13:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Першина (УИ 460695) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД