Получи документы

Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Татьяна Гунина
Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Система коррекционно-логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи осуществлялась при соблюдении следующих принципов: этиологический, онтогенетический принцип, принцип максимального использования различных анализаторов; принцип системности; принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала; принцип дифференцированного подхода; принцип обходного пути; принцип учета ведущей деятельности ребенка – игровой; дидактические, принцип развития, принцип учета зоны ближайшего развития. Л. С. Выготский подчеркивает, что педагогика «должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Публикация «Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на занятиях по формированию интонационной стороны речи необходимо использовать различные игры и игровые упражнения-задания. Это в дальнейшем поможет поддержать устойчивый интерес у детей к занятиям и гармоничному развитию психических процессов, личностных черт, интеллекта детей. Из этого следует, с помощью игры и игровых упражнений занятия будут интересными, увлекательными, эмоциональными и процесс коррекции станет протекать активнее, быстрее, трудности легко преодолеются детьми.

Формирование интонационной стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. Была взята за основу система логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников Л. В. Лопатиной и Л. А. Поздняковой. В процессе каждого этапа работы важным моментом является соблюдение режима интонационной выразительности речи учителя – логопеда, речь которого является образцом интонационной выразительности.

На подготовительном этапе работа проводилась по нескольким направлениям: развитие выразительности движений, привлечение внимания детей к интонационно-окрашенной речи; формирование «эмоционального слуха»; развитие «сигнализирующей функции» интонации; воспитание эмоциональной отзывчивости детей; формирование невербальных средств выражения различных эмоций. Использовали такие упражнения как «Семья животных», «Прогулка», «Айболит», «Фантазеры», «Гарри Потер», «Волшебная палочка», «День рождения», «Клоун». «Что случилось?», «Щенок», «Грустный остров», «Медведь и пчелы», «Соленый чай». «Настроение», «Произнеси по-разному». В ходе данного этапа работы использовались игры, помогающие придать движениям выразительность, раскованность и произвольность. Детям было предложено мимикой и пантомимикой изобразить какое-либо животное или персонаж, а затем отгадать, кого изобразили. Дети, использовали мимические и пантомимические средства, разыгрывали различные коммуникативные ситуации. Логопед создавал ситуацию общения между персонажами игры, дети выражали такие эмоции: радость, удивление, жалость, обида и так далее при помощи мимики, жестов, выразительных движений. В игре «Семья животных» детям было предложено встать парами, в которых один ребенок выбирал и выполнял действия роль взрослого животного (мама или папа, а другой – детеныша. Дети сами выбирали животное, а логопед предлагал ситуации: животные играют, поссорились, мама жалеет детеныша. Ребята с удовольствием выполняли роль животных таких как собака, тигр, кошка, лошадь.

Логопедическую работу на втором этапе мы начинали с развития восприятия и понимания основного тона высказывания на основе знакомства с пиктограммами. Для этого мы использовали игры-упражнения «Нарисуй настроение», «Лиса и заяц», «Волшебное письмо».

В упражнении «Нарисуй настроение» детям предлагалось внимательно прослушать небольшие отрывки из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» определенной эмоциональной направленности, выраженной основным тоном высказывания и обусловленной значением ключевых слов. Детям нужно зарисовать пиктограмму (изобразить брови, рот в схеме, которая соответствует эмоциональному содержанию текста.

В игре-упражнении «Лиса и заяц» (на материале лексической темы «Зима») использовались куклы из театра би-ба-бо. К детям пришла Лиса из сказки, которая не хотела пустить Зайца в дом и предложила детям истории про Зимушку. Детям нужно изобразить на листе бумаги пиктограмму состояния Зимы: радость, гнев, печаль. Дети помогали друг другу в изображении пиктограммы, очень хотели помочь Зайчику.

В следующем упражнении «Волшебное письмо» детям логопед предлагает послушать текст с различной эмоциональной направленностью. Дети «зашифровывают» письмо с помощью пиктограмм: грусть, радость, удивление.

Далее работа проводилась по следующим направлениям: формирование восприятия и понимания темпа речи («Что это было?», «Найди скороговорку», «Куда спешат головастики?»); формирование восприятия и понимания изменений громкости голоса («Выбери колыбельную», «Назови настроение», «Громко - тихо», «Дует ветер», «Гудок»); формирование восприятия и оценки изменений тембра голоса («Лесное радио», «Найди ошибки в сказке», «Кто к нам прилетел?»); развитие восприятия вопросительной и восклицательной интонации («Назови вопросительные слова», «Подними сигнал», «Сосчитай вопросы», «Рисуем настроение», «Удивленный»).

На третьем этапе работа проводилась по формированию воспроизведения основного тона высказывания и умений воспроизводить высказывания различных интонационных типов, по развитию навыков употребления логического ударения, отработка интонации восклицательного высказывания, отработка в высказываниях со значением удивления, развитие воспроизведения речевого тембра. Использовали такие игры как «Произнеси по-разному», «Расскажи сказку», «Волшебники», «Заяц» (игра-драматизация, «Слушай и повторяй», «Похвали», «Мы сердимся», «Удивительные вещи», «Телефон», «Колобок», «Конкурс пародистов».

В игре-драматизации считалочки «Заяц», которая проводилась в парах, логопед предложил одному ребенку взять на себя роль зайца, а другому – его собеседника (мышку, ворону, лису и тому подобное). Ребенок, который изображал зайца, предложения произносил с повествовательной интонацией, а его собеседник – с вопросительной. Затем дети менялись ролями. До игры детям было предложено повторить за педагогом считалочку выразительно, чтобы потом в ролях рассказать ее.

В игре «Похвали» логопед дети преобразовывали повествовательное высказывание в восклицательное со значением положительной оценки. Предлагались такие высказывания: Я очень рад. Мама пришла. Маше подарили куклу. Кукла красивая. Вкусные конфеты.

В игре «Мы сердимся» наоборот, детям предлагалось преобразовать повествовательное высказывание в восклицательное со значением негативной оценки. Были предложены такие высказывания: Грузовик сломался. Кубики пропали. Мама не пришла.

Упражнение «Удивительные вещи» было направлено на отработку высказываний со значением удивления. Детям предлагалось представить себе какое-либо удивительное событие. Логопед рассказывал историю, а дети составляли восклицательное предложение со значением удивления.

Игра «Телефон» направлена на развитие воспроизведения речевого тембра. Логопед предложил детям поговорить по телефону, сыграв роли различных персонажей: свинки, слона, газели. Содержание разговора основывалось на отрывках из одноименного произведения К. И. Чуковского. Дети передавали в разговоре образы героев сказки так, чтобы можно было догадаться, кто это говорит «по телефону». Каждый ребенок с большим интересом с помощью мимики, звукоподражаний и выразительности движений изображал понравившееся животное.

В упражнении «Колобок» дети произносили одну и ту же фразу из сказки «Колобок» («Катится – катится Колобок, а навстречу ему…») так, чтобы по тембровой окраске голоса слушатели смогли догадаться, с кем из персонажей сказки сейчас повстречается Колобок.

В следующем упражнении «Конкурс пародистов» детям объясняет логопед значение слова «пародист» и предлагает фразы знакомых героев сказок, которые нужно произнести в соответствии этим героям сказок.

Предлагаются такие высказывания:

1. Баба-Яга: «Чую, чую – человеческим духом пахнет! (тембр старческий, хриплый, зловещий).

2. Царевна-лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?». ( Тембр: нежный, приятный, высокий).

3. Кот Матроскин: «Неправильно ты дядя Федор, бутерброд ешь.» ( Тембр: ласковый, нежный, мурлыкающий).

4. Галчонок Хватайка: «Кто там? Кто там?» ( Тембр: резкий, отрывистый).

5. Черепаха: «Рядом львёночек лежит и ушами шевелит». ( Тембр: грудной, важный).

Львенок: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу…». ( Тембр: задорный, звонкий). Таким образом, чтобы сформировать интонационную сторону речи у старших дошкольников с ОНР, необходимо совершенствовать и расширять коррекционно-логопедическую работу по данной проблеме.

Список использованных источников:

1. Бочарникова, Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза // Научно – методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - № 58.- URL : https://e-koncept.ru/2016/76097.htm.

2. Бобичева, Л. С. Формирование просодической стороны речи / Л. С. Бобичева – Новокузнецк: МКОУ «Специальная Школа №30», 2015. – 51 с.

3. Козырева, О. А. Логопедические технологии / О. А. Козырева. – Москва: Феникс, 2017. – 192 с.

4. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – Санкт Петербург, 2010. – 143 с.

5. Осипова, Р. А. Формирование интонационной выразительной речи у старших дошкольников с ОНР // Логопед. – 2013. - №6. – С. 107-114.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 31 августа 2022 в 22:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гунина (УИ 116835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД