Получи документы

Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Татьяна Гунина
Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Система коррекционно-логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи осуществлялась при соблюдении следующих принципов: этиологический, онтогенетический принцип, принцип максимального использования различных анализаторов; принцип системности; принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала; принцип дифференцированного подхода; принцип обходного пути; принцип учета ведущей деятельности ребенка – игровой; дидактические, принцип развития, принцип учета зоны ближайшего развития. Л. С. Выготский подчеркивает, что педагогика «должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Публикация «Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на занятиях по формированию интонационной стороны речи необходимо использовать различные игры и игровые упражнения-задания. Это в дальнейшем поможет поддержать устойчивый интерес у детей к занятиям и гармоничному развитию психических процессов, личностных черт, интеллекта детей. Из этого следует, с помощью игры и игровых упражнений занятия будут интересными, увлекательными, эмоциональными и процесс коррекции станет протекать активнее, быстрее, трудности легко преодолеются детьми.

Формирование интонационной стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. Была взята за основу система логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников Л. В. Лопатиной и Л. А. Поздняковой. В процессе каждого этапа работы важным моментом является соблюдение режима интонационной выразительности речи учителя – логопеда, речь которого является образцом интонационной выразительности.

На подготовительном этапе работа проводилась по нескольким направлениям: развитие выразительности движений, привлечение внимания детей к интонационно-окрашенной речи; формирование «эмоционального слуха»; развитие «сигнализирующей функции» интонации; воспитание эмоциональной отзывчивости детей; формирование невербальных средств выражения различных эмоций. Использовали такие упражнения как «Семья животных», «Прогулка», «Айболит», «Фантазеры», «Гарри Потер», «Волшебная палочка», «День рождения», «Клоун». «Что случилось?», «Щенок», «Грустный остров», «Медведь и пчелы», «Соленый чай». «Настроение», «Произнеси по-разному». В ходе данного этапа работы использовались игры, помогающие придать движениям выразительность, раскованность и произвольность. Детям было предложено мимикой и пантомимикой изобразить какое-либо животное или персонаж, а затем отгадать, кого изобразили. Дети, использовали мимические и пантомимические средства, разыгрывали различные коммуникативные ситуации. Логопед создавал ситуацию общения между персонажами игры, дети выражали такие эмоции: радость, удивление, жалость, обида и так далее при помощи мимики, жестов, выразительных движений. В игре «Семья животных» детям было предложено встать парами, в которых один ребенок выбирал и выполнял действия роль взрослого животного (мама или папа, а другой – детеныша. Дети сами выбирали животное, а логопед предлагал ситуации: животные играют, поссорились, мама жалеет детеныша. Ребята с удовольствием выполняли роль животных таких как собака, тигр, кошка, лошадь.

Логопедическую работу на втором этапе мы начинали с развития восприятия и понимания основного тона высказывания на основе знакомства с пиктограммами. Для этого мы использовали игры-упражнения «Нарисуй настроение», «Лиса и заяц», «Волшебное письмо».

В упражнении «Нарисуй настроение» детям предлагалось внимательно прослушать небольшие отрывки из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» определенной эмоциональной направленности, выраженной основным тоном высказывания и обусловленной значением ключевых слов. Детям нужно зарисовать пиктограмму (изобразить брови, рот в схеме, которая соответствует эмоциональному содержанию текста.

В игре-упражнении «Лиса и заяц» (на материале лексической темы «Зима») использовались куклы из театра би-ба-бо. К детям пришла Лиса из сказки, которая не хотела пустить Зайца в дом и предложила детям истории про Зимушку. Детям нужно изобразить на листе бумаги пиктограмму состояния Зимы: радость, гнев, печаль. Дети помогали друг другу в изображении пиктограммы, очень хотели помочь Зайчику.

В следующем упражнении «Волшебное письмо» детям логопед предлагает послушать текст с различной эмоциональной направленностью. Дети «зашифровывают» письмо с помощью пиктограмм: грусть, радость, удивление.

Далее работа проводилась по следующим направлениям: формирование восприятия и понимания темпа речи («Что это было?», «Найди скороговорку», «Куда спешат головастики?»); формирование восприятия и понимания изменений громкости голоса («Выбери колыбельную», «Назови настроение», «Громко - тихо», «Дует ветер», «Гудок»); формирование восприятия и оценки изменений тембра голоса («Лесное радио», «Найди ошибки в сказке», «Кто к нам прилетел?»); развитие восприятия вопросительной и восклицательной интонации («Назови вопросительные слова», «Подними сигнал», «Сосчитай вопросы», «Рисуем настроение», «Удивленный»).

На третьем этапе работа проводилась по формированию воспроизведения основного тона высказывания и умений воспроизводить высказывания различных интонационных типов, по развитию навыков употребления логического ударения, отработка интонации восклицательного высказывания, отработка в высказываниях со значением удивления, развитие воспроизведения речевого тембра. Использовали такие игры как «Произнеси по-разному», «Расскажи сказку», «Волшебники», «Заяц» (игра-драматизация, «Слушай и повторяй», «Похвали», «Мы сердимся», «Удивительные вещи», «Телефон», «Колобок», «Конкурс пародистов».

В игре-драматизации считалочки «Заяц», которая проводилась в парах, логопед предложил одному ребенку взять на себя роль зайца, а другому – его собеседника (мышку, ворону, лису и тому подобное). Ребенок, который изображал зайца, предложения произносил с повествовательной интонацией, а его собеседник – с вопросительной. Затем дети менялись ролями. До игры детям было предложено повторить за педагогом считалочку выразительно, чтобы потом в ролях рассказать ее.

В игре «Похвали» логопед дети преобразовывали повествовательное высказывание в восклицательное со значением положительной оценки. Предлагались такие высказывания: Я очень рад. Мама пришла. Маше подарили куклу. Кукла красивая. Вкусные конфеты.

В игре «Мы сердимся» наоборот, детям предлагалось преобразовать повествовательное высказывание в восклицательное со значением негативной оценки. Были предложены такие высказывания: Грузовик сломался. Кубики пропали. Мама не пришла.

Упражнение «Удивительные вещи» было направлено на отработку высказываний со значением удивления. Детям предлагалось представить себе какое-либо удивительное событие. Логопед рассказывал историю, а дети составляли восклицательное предложение со значением удивления.

Игра «Телефон» направлена на развитие воспроизведения речевого тембра. Логопед предложил детям поговорить по телефону, сыграв роли различных персонажей: свинки, слона, газели. Содержание разговора основывалось на отрывках из одноименного произведения К. И. Чуковского. Дети передавали в разговоре образы героев сказки так, чтобы можно было догадаться, кто это говорит «по телефону». Каждый ребенок с большим интересом с помощью мимики, звукоподражаний и выразительности движений изображал понравившееся животное.

В упражнении «Колобок» дети произносили одну и ту же фразу из сказки «Колобок» («Катится – катится Колобок, а навстречу ему…») так, чтобы по тембровой окраске голоса слушатели смогли догадаться, с кем из персонажей сказки сейчас повстречается Колобок.

В следующем упражнении «Конкурс пародистов» детям объясняет логопед значение слова «пародист» и предлагает фразы знакомых героев сказок, которые нужно произнести в соответствии этим героям сказок.

Предлагаются такие высказывания:

1. Баба-Яга: «Чую, чую – человеческим духом пахнет! (тембр старческий, хриплый, зловещий).

2. Царевна-лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?». ( Тембр: нежный, приятный, высокий).

3. Кот Матроскин: «Неправильно ты дядя Федор, бутерброд ешь.» ( Тембр: ласковый, нежный, мурлыкающий).

4. Галчонок Хватайка: «Кто там? Кто там?» ( Тембр: резкий, отрывистый).

5. Черепаха: «Рядом львёночек лежит и ушами шевелит». ( Тембр: грудной, важный).

Львенок: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу…». ( Тембр: задорный, звонкий). Таким образом, чтобы сформировать интонационную сторону речи у старших дошкольников с ОНР, необходимо совершенствовать и расширять коррекционно-логопедическую работу по данной проблеме.

Список использованных источников:

1. Бочарникова, Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза // Научно – методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - № 58.- URL : https://e-koncept.ru/2016/76097.htm.

2. Бобичева, Л. С. Формирование просодической стороны речи / Л. С. Бобичева – Новокузнецк: МКОУ «Специальная Школа №30», 2015. – 51 с.

3. Козырева, О. А. Логопедические технологии / О. А. Козырева. – Москва: Феникс, 2017. – 192 с.

4. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – Санкт Петербург, 2010. – 143 с.

5. Осипова, Р. А. Формирование интонационной выразительной речи у старших дошкольников с ОНР // Логопед. – 2013. - №6. – С. 107-114.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по формированию интонационной стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 31 августа 2022 в 22:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД