МААМ-картинки

Система работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей 7 года жизни посредством игр-путешествий

Карина Абдуллаева
Система работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей 7 года жизни посредством игр-путешествий

Введение

В связи с ухудшением у детей умения контактировать со сверстниками и взрослыми проблема социальнокоммуникативного развития подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. В дошкольном возрасте необходимо уделять много внимания играм детей. К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают дефицит общения со взрослыми и сверстниками дома.

Публикация «Система работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей 7 года жизни посредством игр-путешествий» размещена в разделах

Выбор темы нашей работы основан на том, что сюжетно-ролевая игра, являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В сюжетно ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.

Игры-путешествия направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей.

Игры – путешествия обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Целью работы является повышение уровня развития социально - коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через игры-путешествия.

Задачи работы :

1. Определить уровень социально- коммуникативных навыков детей от 6 до 7 лет

2. Разработать систему по развитию игр-путешествий, направленных на формирование социально - коммуникативных навыков

3. Провести работу по формированию социально –коммуникативных навыков посредством игр- путешествий

4. Способствовать созданию партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

5. Определить эффективность проделанной работы.

Работа проводилась на основе следующих принципов:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Принцип сотрудничества и взаимоотношения (с родителями, детьми).

3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

6. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Предполагаемый результат:

- Дети научатся самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры;

- Дети научаться совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников. Научатся самостоятельно ставить разнообразные игровые задачи выбирать способы их решения, и выполнять различные роли в соответствии с сюжетом.

Практическая часть

2.1. Аналитический этап.

Задачи: Определить уровень социально - коммуникативных навыков детей от 6 до 7 лет

На этом этапе проводился мониторинг по определению уровня социально-коммуникативного развития – это диагностика детей и опрос родителей.

В диагностике участвовали 16 детей. Анализ результатов показал, что на начальном этапе обследования старших дошкольников мы выявили недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Низкий уровень – 2 детей. Средний уровень – 9 детей. Высокий уровень – 3 детей. С целью улучшения показателей нами была организована специальная работа, в которую были включены сюжетно-ролевые игры.

Для определения отношения родителей к развитию социально-коммуникативных навыков у детей и создания единого образовательного пространства было проведено анкетирование родителей для выявления значимости социально-коммуникативного развития детей через сюжетно-ролевые игры.

В анкетировании участвовало 16 родителей. Из них 4 человека выразили мнение, что сюжетно-ролевые игры имеют небольшую значимость в развитии социально-коммуникативных навыков детей, остальные 12 человек выразили положительное мнение, и поддержали важность сюжетно-ролевых игр и их влиянию на социально-коммуникативное развитие детей.

2.2. Подготовительный этап работы

Задача: Создать единое образовательное пространство и установить партнерские взаимоотношения с родителями.

Для мотивации родителей была проведена проблемная беседа. Разработан перспективный план по развитию социально-коммуникативных навыков детей посредством игр путешествий.

На этом же этапе с родителями проводилась консультация по изготовлению атрибутов к играм – путешествиям «Изготовление водного транспорта своими руками»

Вместе с детьми обратились к родителям в письме-обращении, за помощью в изготовлении и сборе атрибутов для сюжетно- ролевых игр.

Для начала работы по формированию указанных навыков были созданы необходимые условия.

2. 3. Основной этап

Задачи: Провести с детьми беседы по ознакомлению с видами водных транспортов и морских профессий.

Основной этап был разбит на несколько блоков: подготовительный, игровой, творческий.

Блок подготовительный

Задача: обогатить знания детей о морском транспорте, морских профессиях

Работа подготовительного блока началась с поиска информации о видах водного транспорта, морских профессиях, их деятельности, и об операциях действий, характерных выбранным профессиям. О многих профессиях у детей уже имелись знания, и работа была направлена на обогащение, имеющихся знаний.

В беседах с детьми уточнялись знания детей о профессиях и видах транспорта для путешествий. Дети обменивались знаниями о транспорте, на которых можно путешествовать, знакомых видах водного транспорта и морских профессий.

В ходе беседы с детьми мы познакомили детей с морскими профессиями, такими как: капитан, помощник капитана, кок, боцман, штурман, юнга. Ознакомили детей с деятельностью данных профессий и операциях их действий. Так же в беседах познакомили детей с различными видами водного транспорта. Дети познакомились с пассажирским водным транспортом, таким как: корабль, теплоход, лайнер, лодка. А также познакомились с грузовым водным транспортом: баржа, танкер, паром.

В ходе работы были изготовлены альбомы «Водный транспорт» и «Морские профессии». Дети рассматривали альбомы. В ходе рассматривания дети уточняли свои представления о водном транспорте и морских профессиях.

Созданные альбомы позволили более подробно познакомить детей с разнообразием видов водного транспорта, морских профессий.

Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных НОД соответствующей тематики способствовали обогащению знаний детей о профессиях таких как: экскурсовод, помощник капитана и др.

В совместной деятельности дети строили из строительного материала различный водный транспорт и обыгрывали постройки с помощью игрушек.

Изготовили с детьми корабли техникой оригами. В процессе изготовления оригами дети расширили знания о частях корабля, например, передняя часть (нос, задняя часть (камбуз) и палуба корабля. Это расширило активный словарь детей. Результатом творческой деятельности детей стала выставка поделок оригами по теме.

Тем временем, материал, собранный по теме, отбирался, обобщался, велась работа по подготовке к сюжетно-ролевой игре «Путешествие на корабле».

- игровой

Задача: учить детей придумывать замысел игры и развивать сюжет.

Первоначально дети познакомились с морскими профессиями - капитан, помощник капитана, кок, боцман, штурман, юнга. Во время игры дети осваивали их ролевое поведение, самостоятельно распределяли роли, договаривались и брали на себя роль. Были инициаторами и организаторами сюжета, в процессе которого договаривались, спорили, отстаивали свою точку зрения, помогали друг другу при затруднениях.

В начале игры мы с детьми договаривались, в какое путешествие отправимся, и на чем будем путешествовать. Затем дети все вместе построили корабль, приготовили атрибуты и надели костюмы. Придумали сюжет игры, выбрали капитана корабля, помощника капитана, штурмана и распределили между собой роли. Так же дети проявили инициативу взять на себя роль путешественника и пассажира.

После распределения ролей и придуманного сюжета игры, дети отправились в морское путешествие.

- творчески-игровой

Задача: Развивать умение складывать сюжет из нескольких, развивать игровые навыки детей.

В процессе игры дети научились взаимодействовать с принятыми на себя ролями. В игре путешествии дети исполняли роли:

Игра началась с того, что дети распределили роли. Пассажиры покупают билеты в кассе, садятся на корабль. Кассиры продавали пассажирам билет на корабль, проверяли билеты. Капитан - ведёт корабль, даёт указания другим членам команды. Матросы - исполняли команды капитана. Штурман – следил за маршрутом плавания. Врач – лечил, заболевших, во время плавания. Гид - знакомит пассажиров с кораблем, правилами поведения на корабле. Пассажиры соблюдают правила поведения в общественном транспорте, слушают гида, посещают кафе, фотографируются, покупают сувениры.

Пассажиры покупают билеты на корабль у кассира, чтобы совершить путешествие на «Чудо-остров». В это время на корабле идет подготовка к отплытию: капитан отдает приказы, матрос моет палубу, коки готовят обед, судовой врач проверяет наличие медикаментов, гид готовится к встрече пассажиров.

После того, как пассажиры заняли свои места, гид знакомит с программой путешествия и правилами поведения, капитан отдает приказы об отплытии.

Во время путешествия пассажиров сопровождает приятная музыка, они посещают кафе-ресторан. Кок приветливо встречает посетителей предлагает меню, обслуживает, пассажиры любуются морским пейзажем, делают фото на память.

Корабль причаливает на «Чудо-острове». Гид предупреждает о возможных опасностях и о том, что корабль отплывает после 3-ого гудка.

Пассажиры посетили «Чудо-остров», познакомились с его обитателями, посетили «Мини – музей морских ракушек», любовались природой острова, фотографировались.

Работники корабля проверяют исправность корабля, моют палубу. В конце путешествия все желающие приобретают в сувенирной лавке понравившиеся сувениры.

После третьего гудка корабля все проходят на борт.

Судовой врач оказывает первую медицинскую помощь. Корабль отправляется в обратный путь. Во время возвращения пассажир-кукла падает за борт. Внимательный капитан отдает команды «Человек за бортом! Бросить спасательный круг! Поднять пострадавшего! Отвести к врачу!». Судовой врач оказывает помощь.

Гид объявляет о благополучном прибытии и прощается с пассажирами.

На этом наша игра закончилась. В следующий раз поменяемся ролями и выберем другой маршрут.

3 этап. Заключительный

Задачи: Определить эффективность проделанной работы.

На заключительном этапе работы мы выявили, что уровень развития коммуникативных навыков у наших детей значительно увеличился. Дети стали четко распознавать различные ситуации взаимодействия, вычленять задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивать свое поведение в соответствии с ними. Без труда различают эмоциональное состояние сверстников и ориентируются на него в процессе общения. Все дети в достаточной мере имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому, а также имеют устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знают, как оказать помощь, поддержку.

Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты. Сюжетно-ролевые игры являются эффективным способом развития социально - коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Всё это подтверждает актуальность выбранной нами темы работы.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки»Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки» 1. Ритуал приветствия "Давайте поздороваемся!" Дети передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен успеть поздороваться.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей 7 года жизни посредством игр-путешествий
Опубликовано: 12 мая 2022 в 12:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД