Наталья Носова
Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является повышение социального статуса дошкольника, развитие его социальных качеств.
Опыт моей работы показал, что около 60% детей старшего дошкольного возраста имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации, создают для них трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками. У детей с речевыми нарушениями снижена активность во всех видах деятельности, не сформированы коммуникативные способности. Из-за дефицита общения с окружающими значительно усугубляются имеющие у детей нарушения познавательной деятельности. Все перечисленное подвигло меня к поиску путей решения этой проблемы.
Публикация «Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В своей работе я опиралась на требования Федерального государственного образовательного стандарта, которые позволяют создать условия развития ребёнка, открывают возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками.
Моя работа по социализации детей с нарушениями речи основывается на следующих принципах:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования;
-реализация программы в специфических для детей формах: игровой, познавательной и исследовательской, в форме творческой активности;
-содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество с семьей
Основной целью работы является коррекция речи, а на её основе создание условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития.
Свою работу по социализации детей с нарушениями речи я реализую в следующих направлениях:
первым направлением является сотрудничество с семьей, которое включает в себя:
- мониторинг семьи: анкетирование, опросы, беседы с родителями, сбор амнестических данных о развитии ребенка.
- вовлечение родителей в образовательную деятельность с ребенком и консультативная поддержка семьи. Мною проводятся совместные занятия с родителями и ребенком, совместные досуговые мероприятия, где ребенок может развить коммуникативные способности на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей
- консультативная поддержка семьи. В своей работе я использую разнообразные формы работы с родителями, такие как: индивидуальное консультирование родителей, групповые формы работы с родителями (родительские собрания, тематические консультации, оформление информационно – методического уголка для родителей, просветительская работа на сайте дошкольного учреждения, мастер-классы, круглые столы. В прошлом учебном году родители с интересом участвовали в семинаре-практикуме «Учимся выполнять артикуляционную гимнастику», в мастер-классе «Пальчиковые игры - это полезно и увлекательно» и других.
Второе и основное направление работы по социализации - логопедические занятия с ребенком. Основной метод, который я применяю в работе с дошкольниками, это - игра. Для этого мною изготовлены разнообразные развивающие игры для детей с проблемами речи : «Поймай рыбку», «В подводном царстве», «» «Угощение для Карлсона», «Звуковые бусы». Данные игры не только развивают артикуляционный аппарат, речевое дыхание, улучшают речь, но и формируют социально-коммуникативные навыки у дошкольников, т. к. в них можно играть вместе со взрослыми или с другими детьми. Я использую игровые методы и приемы, направленные на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов. Они реализуются на индивидуальных, подгрупповых занятиях с использованием игровых проблемных ситуации, игр с правилами, логоритмических игр, коммуникативных и народных игр. Специально подобранные игры и упражнения способствуют эффективному развитию
речи и включению таких детей в коллективную деятельность. Дети их любят, так как они содержат яркий иллюстративный и доступный материал познавательного характера. Ежегодно мною проводятся логопедические досуговые мероприятия в форме игр-путешествий, турниров, праздников, которые помогают таким детям применять полученные знания, активизироваться и адаптироваться в коллективе, такие как «Новогодние приключения», «Путешествие в страну Грамотей-ка», «Путешествие по зоосаду».
Третьим необходимым направлением по социализации ребенка, которое реализуется на основе нашего логопункта, является расширение круга общения дошкольников. Это происходит через организацию взаимодействия с сотрудниками детского сада и детьми из других групп. Вместе с родителями мы готовим выступления воспитанников логопункта на музыкально-спортивных и литературно-познавательных праздниках. Так в прошлом учебном году мы с детьми участвовали в досугах: «Проделки Лешего», «Праздник молока», «Новогодняя сказка», «День знаний».
Практические результаты подобной совместной работы с воспитателями, родителями и детьми дают положительные результаты. Дети становятся более инициативными и самостоятельными в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Они активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружаю-щей действительности. В 2014 году 78% детей, посещающих логопункт Детского сада, было выпущено без нарушений речи.
Я считаю, что в ходе такого постоянного комплексного логопедического сопровождения дошкольников с нарушениями речи происходит не только активизация и развитие речевых качеств, но и формирование их социальной активности в обществе.