Лучший педагог года

Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта

Наталья Носова
Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта

Одно из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является повышение социального статуса дошкольника, развитие его социальных качеств.

Опыт моей работы показал, что около 60% детей старшего дошкольного возраста имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации, создают для них трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками. У детей с речевыми нарушениями снижена активность во всех видах деятельности, не сформированы коммуникативные способности. Из-за дефицита общения с окружающими значительно усугубляются имеющие у детей нарушения познавательной деятельности. Все перечисленное подвигло меня к поиску путей решения этой проблемы.

Публикация «Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта» размещена в разделах

В своей работе я опиралась на требования Федерального государственного образовательного стандарта, которые позволяют создать условия развития ребёнка, открывают возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками.

Моя работа по социализации детей с нарушениями речи основывается на следующих принципах:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования;

-реализация программы в специфических для детей формах: игровой, познавательной и исследовательской, в форме творческой активности;

-содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество с семьей

Основной целью работы является коррекция речи, а на её основе создание условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития.

Свою работу по социализации детей с нарушениями речи я реализую в следующих направлениях:

первым направлением является сотрудничество с семьей, которое включает в себя:

- мониторинг семьи: анкетирование, опросы, беседы с родителями, сбор амнестических данных о развитии ребенка.

- вовлечение родителей в образовательную деятельность с ребенком и консультативная поддержка семьи. Мною проводятся совместные занятия с родителями и ребенком, совместные досуговые мероприятия, где ребенок может развить коммуникативные способности на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей

- консультативная поддержка семьи. В своей работе я использую разнообразные формы работы с родителями, такие как: индивидуальное консультирование родителей, групповые формы работы с родителями (родительские собрания, тематические консультации, оформление информационно – методического уголка для родителей, просветительская работа на сайте дошкольного учреждения, мастер-классы, круглые столы. В прошлом учебном году родители с интересом участвовали в семинаре-практикуме «Учимся выполнять артикуляционную гимнастику», в мастер-классе «Пальчиковые игры - это полезно и увлекательно» и других.

Второе и основное направление работы по социализации - логопедические занятия с ребенком. Основной метод, который я применяю в работе с дошкольниками, это - игра. Для этого мною изготовлены разнообразные развивающие игры для детей с проблемами речи : «Поймай рыбку», «В подводном царстве», «» «Угощение для Карлсона», «Звуковые бусы». Данные игры не только развивают артикуляционный аппарат, речевое дыхание, улучшают речь, но и формируют социально-коммуникативные навыки у дошкольников, т. к. в них можно играть вместе со взрослыми или с другими детьми. Я использую игровые методы и приемы, направленные на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов. Они реализуются на индивидуальных, подгрупповых занятиях с использованием игровых проблемных ситуации, игр с правилами, логоритмических игр, коммуникативных и народных игр. Специально подобранные игры и упражнения способствуют эффективному развитию

речи и включению таких детей в коллективную деятельность. Дети их любят, так как они содержат яркий иллюстративный и доступный материал познавательного характера. Ежегодно мною проводятся логопедические досуговые мероприятия в форме игр-путешествий, турниров, праздников, которые помогают таким детям применять полученные знания, активизироваться и адаптироваться в коллективе, такие как «Новогодние приключения», «Путешествие в страну Грамотей-ка», «Путешествие по зоосаду».

Третьим необходимым направлением по социализации ребенка, которое реализуется на основе нашего логопункта, является расширение круга общения дошкольников. Это происходит через организацию взаимодействия с сотрудниками детского сада и детьми из других групп. Вместе с родителями мы готовим выступления воспитанников логопункта на музыкально-спортивных и литературно-познавательных праздниках. Так в прошлом учебном году мы с детьми участвовали в досугах: «Проделки Лешего», «Праздник молока», «Новогодняя сказка», «День знаний».

Практические результаты подобной совместной работы с воспитателями, родителями и детьми дают положительные результаты. Дети становятся более инициативными и самостоятельными в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Они активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружаю-щей действительности. В 2014 году 78% детей, посещающих логопункт Детского сада, было выпущено без нарушений речи.

Я считаю, что в ходе такого постоянного комплексного логопедического сопровождения дошкольников с нарушениями речи происходит не только активизация и развитие речевых качеств, но и формирование их социальной активности в обществе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование принципа событийности при организации работы по развитию речи старших дошкольников Характерные проблемы развития речи дошкольников: Односложная речь,. Скудость  речи. Маленький словарный запас. Речь, в которой избыток сленговых.

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский.

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до Комментарии к презентации «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО».

Общественные акции и флешмобы как эффективные направления в процессе индивидуализации и социализации старших дошкольников Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была одной из ведущих в образовании. ФГОС ДО сделал акцент на создании условий развития.

Из опыта работы «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» (продолжение) В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом в развитии личности ребенка.

Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы) Автор опыта работы, свою педагогическую деятельность осуществляет в МБДОУ №12 «Ёлочка» в старшей группе. Дошкольное учреждение работает.

Самоаналаиз НОД в условиях логопункта Самоанализ логопедического занятия Тема: Животные жарких стран Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные.

Система работы по экологическому образованию дошкольников в воплощении художественного образа (из опыта работы) Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС до. Система работы ДОО по реализации регионального компонента. Вариативная часть ООП ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОУ по реализации регионального компонента на основе авторской программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта
Опубликовано: 23 августа 2016 в 18:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД