Наталья Тихая
Система работы по экологическому воспитанию. Познание природы родного края, как средство формирования экологической культуры.
▼ Скачать + Заказать документы
Тихая Наталья Сергеевна
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» п. Архара
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены. Своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой.
Публикация «Система работы по экологическому воспитанию, Познание природы родного края, как средство формирования экологической культуры,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уничтожая собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами о питании, тепле, и вместе с тем, над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения.
Экологическое воспитание дошкольников имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Я считаю, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.
Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве, связанное с представлениями о ценности жизни, может изменить отношение к нашей природе. И только знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в методических пособиях советских педагогов: М. В. Лучич, М. М. Марковской, З. Д. Сизенко С. А. Веретенниковой, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, А. Ф. Мазурина.
Начало экологического подхода в ознакомлении детей с природой, систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы положили И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, И. С. Фрейдкин.
В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно в дошкольном детстве ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Потому целью моей работы по экологическому воспитанию является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, через познание природы родного края.
Природа нашего края очень причудлива и разнообразна. Удивителен растительный и животный мир. На территории нашего края находятся много редких видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу, а экологические понятия легче сформировать на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с особенностями природы родного края;
2. Научить видеть красоту природного мира;
3. Формировать у детей экологическую культуру;
4. Развивать сопереживание к бедам природы, желание бороться за ее сохранение;
5. Воспитывать бережное отношение к природным объектам.
Принципы работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников :
1. Краеведение. Изучение природы родного края
2. Педоцентризм. Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания.
3. Научность и доступность понятий. Естественно - научные знания оформляются по схеме : «представления – понятия - знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
4. Сезонность. Все направления программы связаны с временами года.
5. Принцип «спирали», который заключается в возвращении к объектам природы, для углубления и расширения научных представлений и понятий, используя более сложные приемы и методы.
6. Интеграции. Так как из-за небольшого объема часов при распределении образовательной нагрузки, выделяемых на изучение природы, невозможно добиться нужного результата, поэтому возникает необходимость объединять несколько предметных областей. Что позволяет соединить всю работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивной деятельностью (рисование, ручной труд, изготовление поделок из природного материала и т. д.)
Для педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста главной задачей является заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
В старшем дошкольном возрасте расширяю представления детей о событиях и явлениях мира природы и человека, выходящих за пределы непосредственного восприятия. Учу детей самостоятельно добывать знания: «Спросить у другого человека», «Посмотреть иллюстрации в книге», «Посмотреть видеосюжет» и т. д.
Для успешной реализации программы я использую на практике разнообразные формы работы. Особую роль отвожу организованной образовательной деятельности. Ставлю перед детьми проблемные ситуации, например: может ли жить корова в лесу, и почему; почему растения живые; как сберечь чистую воду? Для совместной деятельности с детьми выбираю интересные темы: «Живая – неживая природа», «Живая душа природы – растения», «Лесные происшествия зимой», «Кто радуется весне?» Темы таких бесед развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность. Очень любят дети отгадывать и придумывать загадки о животных. Использую в работе опыты и эксперименты с песком и глиной, водой, снегом, где ребята узнают их свойства. Читаем и обсуждаем произведения о природе, рассматриваем детские энциклопедии, оформляем тематические выставки.
Организую игры - путешествия, так как считаю, что очень важно заинтересовать и увлечь детей. В таких играх полученные знания становятся прочными, запоминаются надолго. Использую наглядный материал (картины, иллюстрации, мультимедиа презентации, видеофильмы, экологические сказки). Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Со старшими детьми и родителями создаем коллекции природного материала, гербарии. Например: «Мир камней», «Волшебная глина», «Полезный песок».
При организации образовательной работы с детьми происходит интеграция со всеми образовательными областями, которые заканчиваются продуктивной деятельностью.
Экскурсии в природу – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я считаю полезными и интересными для детей выходы на природу и в ближайшее окружение. С ребятами мы ходим в парк, где растет много разных пород деревьев, выезжаем на нашу любимую реку Архару. У нас появились свои традиции. Каждую осень мы ходим в поход на сопку. У нас есть свой маршрут и любимое место, откуда видно весь наш поселок. Мы не только любуемся замечательным видом Архары, но и «лечим природу», убираем мусор, который совсем не украшает наше любимое место. Тем самым приобщаем детей к труду и воспитываем любовь к природе. А каждую весну, в апреле, мы посещаем Архаринскую станцию реинтродукции Хинганского заповедника, где дети могут полюбоваться редкими и очень красивыми птицами. В нашем заповеднике живут Японские и Даурские журавли, утка мандаринка, орлан - белохвост, лебеди и дикие гуси.
Посещая музей в заповеднике, ребята узнают много интересного о животных и птицах нашего края. От таких экскурсий у ребят остается много впечатлений.
Особую роль отвожу практической деятельности в природе. Это труд по уходу за комнатными растениями и попугаем в уголке природы. Три года назад на территории детского сада мы посадили сад. В саду выращиваем плодовые культуры : смородину, вишню, крыжовник, сливы, абрикосы и разные редкие растения нашего края : ландыши, рододендроны, лилии и другие. Трудовые поручения дети вместе с воспитателями выполняют в саду. Наш сад совсем молодой, но мы уже собираем урожаи ягод: смородины, облепихи, слив. Практические занятия дают возможность усваивать не только фактический материал, но и приучать мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтобы дети понимали: уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце и т. д.)
Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Я провожу следующие акции:
• «День цветов» (создание цветочных аллей);
• «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев в саду);
• «Птичья столовая» (подготовка кормушек к зиме);
• «Чистое утро» (уборка территории);
• «Сохраним лесную красавицу» (рисование и развешивание экологических листовок перед новым годом).
Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. С самыми маленькими дошколятами я провожу наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать). Эти наблюдения дополняю художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки и др. («кружатся листья, «падают снежинки», «ходит кошка»).
У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учетом их возрастных особенностей.
Во время прогулок провожу наблюдения за растениями, насекомыми, погодой. На прогулку берём с собой увеличительные стекла. Предлагаю рассмотреть кору дерева, каплю воды на травинке, семена одуванчиков, снежинку на рукавичке, камень, насекомых, червей и т. д. При этом люблю давать задания «кто самый внимательный». Это упражнение развивает произвольное внимание, наблюдательность. Дети самостоятельно могут ответить на вопросы: Чем отличается кора старых деревьев от молодых, Чем отличается природные объекты, от созданных людьми? Учу детей замечать повторяемость форм и линий в природе и искусственной среде. Прожилки на листья похожи на крону деревьев, чешуя рыбы похожа на черепицу крыш.
Основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения в уголке природы или прошу зарисовать то, что наблюдали.
С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
Большую роль экологического воспитания имеет слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа - четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающая детям понять причинно–следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения. Именно беседа позволяет мне выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.
Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева лист», «Кто лишний?», «Загадай, мы отгадаем», «Отгадай, что за растение», «Собери картинку животного или птицы».
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой является создание предметно-развивающей среды. В моей группе создан природный уголок. Обитатели уголка являются комнатные растения, попугай Тимоша, аквариумные рыбки Данио рерио, а так же оборудование для ухода за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.
Большое место отведено опытам, так как опыт способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность и учит детей рассуждать и делать простейшие умозаключения.
Опыты с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
С помощью игрушек и картинок знакомлю малышей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.
Большое внимание уделяю экологическим сказкам. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравится показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.
Для формирования основ экологической культуры у дошкольников мы разработали систему сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это и совместные с родителями походы выпускных групп на речку Архару, экскурсии на сопку, семинар на тему: «Люби и знай свой край родной», родительские собрания на тему: «Экологическое образование в ДОУ – что это такое?», выпуск экологической газеты «Помогите птицам», «Твой дом – твоё здоровье». Конкурсы рисунков на темы: «Тигр – царь природы», «Журавушка», конкурс поделок из природного материала. Одна из форм работы с родителями, которая вызвала большой интерес - создание листовок на тему «Берегите природу». Родители отражали в листовках интересные предложения о бережном отношении к природе, фотографии о загрязнении людьми природы и показывали свой положительный опыт семейного воспитания.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.
В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников (Н. А. Рыжова "Наш дом - природа", С. Николаева "Юный эколог", Л. Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»; Познакомилась с програмами А. Вересова - «Мы земляне»; Е. Рылеева - «Открой себя»; Ж. Л. Васякина-Новикова - «Паутинка».
Большая творческая активность специалистов, а также наше понимание необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, вдохновило меня на создание собственной программы экологического воспитания дошкольников. Программа называется «Природа родного края». Девиз нашей программы:
Береги свой край, свою природу,
Каждую былиночку любя,
Лучшим другом ты войди в природу,
А зверей ты убивай внутри себя.
При составлении программы «Природа родного края» за основу был взят раздел «Экологическое воспитание» Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой). Кроме этого нами добавлен региональный компонент.
Программа «Природа родного края» рассчитана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Так как природа нашего края очень богата и разнообразна в основу программы был взят принцип краеведения. Этот принцип позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.
Цель программы:
Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие красоты и многообразия природы родного края;
2. Формирование знаний о природе родного края.
3. Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Программа реализуется по трем направлениям:
1. Охрана природы.
2. Ознакомление детей с явлениями неживой природы.
3. Ознакомление детей с явлениями живой природы.
Направления раскрываются через области:
• Растительный мир.
• Животный мир.
• Водный мир.
• Земля (полезные ископаемые родного края).
Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью педагогов и родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Архаринского района. Иллюстрации были оформлены в альбомы «Птицы нашего края», «Животные нашего края», «Деревья и кустарники» и т. д. Эти альбомы являются передвижной библиотекой, которая передается из группы в группу для рассматривания с детьми.
Была собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. В кабинете выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса.
Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры «В гости к лесу», «С кем дружит ель», «Кто живет в лесу», «Правила поведения в лесу» и др.
Художественная литература, картотеки загадок, стихов, физкультурных минуток, пальчиковые игры, набор пластинок и кассет, диапроектор с набором слайдов, богатый наглядно-демонстрационный материал – все это способствует формированию знаний о природе, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений. Проводятся опыты, игры, беседы. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы, рассказам педагогов и детей.
Для выявления степени освоения ребенком эколого - образовательной программы мы создали диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности экологических знаний, характер взаимодействия с природой, наличие умений и навыков правильного поведения в природе.
Получить нужную информацию можно при наблюдении за детьми, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например: бесед, игровых заданий, тестов. Методику обследования детей я представила в приложении. По данным обследования выяснилось, что дети хорошо знают животных и птиц родного края, классифицируют «живое» и «неживое», ориентируются во временных изменениях в живой и неживой природе, понимают роль животных в жизни человека. Результаты работы показали, что дети стали бережно относиться ко всему живому, проявлять интерес к труду взрослых по уходу за растениями и животными, научились обращать внимание на красоту родной природы.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. В работе с дошкольниками использую интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, продуктивной деятельности, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.