Ольга Алтынбаева
Система работы воспитателей по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Публикация «Система работы воспитателей по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордиться своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть!
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.
В нашем образовательном учреждении не первый год ведется работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, ближняя цель которой- заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а дальняя цель – воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родной страны.
Для достижения этих целей мы решаем следующие задачи:
1. Воспитывать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.
2. Закреплять умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.
3. Обогащать словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
4. Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности.
5. Расширять представление о формах традиционного семейного уклада.
6. Развивать уважительное отношение к труду близких взрослых.
7. Учить чувству ответственности за свои дела и поступки.
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Подходы воспитательной системы :
- содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объё мом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;
- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Принципы реализации работы :
- принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
- принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Срок реализации: 1 год.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации работы у воспитанников сформируются следующие представления:
• о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
• о духовных и нравственных ценностях;
• о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
• об истории и культуре своей страны;
• научатся беречь и поддерживать красоту;
• проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.
В ходе решения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей, мы организуем их через следующие формы воспитательно-образовательного процесса :
Организованная образовательная деятельность.
Досуги, развлечения.
Экскурсии.
Конкурсы, выставки.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию :
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности;
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. ( Тематика занятий: «Мать и дитя», «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Совесть», «Благодарность», «Вечность», «Зависть», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги — наши друзья», «Бедность и богатство»).
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу).
В своей работе особое внимание уделяем играм-драматизациям. Выбираем сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.
Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. Например, нашим детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, которая ежегодно проводится в стенах детского сада. Пасха проходит в форме познавательного путешествия. Мы рассказываем детям историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации, презентации). В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.
Мы знакомим детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из меха, кожи, вышивка, с их историей и бытовым назначением. Помогаем понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края.
Мы совместно с родителями, работниками библиотеки помогаем детям получить представление о разных видах народного искусства. При этом мы помогаем детям выразить и пережить своё отношение к городецкой росписи, гжельскому фарфору, дымковской игрушке. Косвенно это способствует развитию у детей вкуса и бережного отношения к творениям человеческих рук.
Традиционно к празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы мы готовим для детей и гостей литературно-музыкальные гостиные, физкультурные досуги, формируя чувство сопричастности к ключевым событиям истории страны.
Недостаточно на словах рассказывать детям о духовно-нравственных ценностях, даже виртуальные путешествия не имеют такого эффекта как личный пример родителей и педагогов, а также непосредственное участие детей в добрых делах. Старшие дошкольники со всей ответственностью готовятся к встрече: учат песни, стихи, разыгрывают сценки, готовят подарки своими руками.
В своей работе мы совместно с детьми вырабатываем правила, которым следуют сами и создают условия для выполнения этих правил детьми старшего дошкольного возраста:
1. Правила почитания и уважения старших
2. Правила дружбы
3. Правила добрых дел
4. Правила вежливости
Основные формы приобщения детей к культурному наследию:
• творческая мастерская;
• посещение музеев;
• оформление выставок художественно-прикладного творчества детей;
• познавательные беседы;
• творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
• экскурсии, целевые прогулки по улицам города.
Творческая мастерская
Воспитательные задачи :
• познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;
• формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;
• развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности;
• создание эмоционального комфорта.
В творческой мастерской дети не только разучивают песни, но и затевают хороводы, игры, изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника, изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям) и др. Дошкольники пропускают через разум, сердце, руки представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.
У детей развиваются навыки индивидуального и коллективного творчества. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность создаёт эмоционально-насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками. В творческой мастерской дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.
Целевые прогулки
Каждую первую неделю месяца, в зависимости от погодных условий, мы организуем прогулки по улицам города. (Экскурсии, целевые прогулки в Благовещенский Храм, краеведческий музей, парк, по историческим местам города).
Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте. Если не получается провести экскурсию, с детьми проводится беседа с использованием ИКТ, с показом презентации на запланированную тематику.
При ознакомлении детей с достопримечательностями города, мы прибегаем к сравнениям, чтобы помочь ребенку видеть общее в строениях и их различие.
Посещение музеев
Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
Воспитательные задачи
• помочь осознать ребенку понятия: «прошлое», «настоящее», «время»;
• создавать ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;
• приобщать к таланту и мастерству воспитывать бережное отношение ценностям, созданным и оставленным нам прошлыми поколениями;
• развивать понимание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Народно-прикладное искусство является живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Поэтому мы вместе с детьми и их родителями посетили краеведческий музей, в котором происходит ознакомление с истинными произведениями народно-прикладного искусства, промысловой деятельности.
Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, дети знакомятся с предметами старины. Педагоги помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, в промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.
Сравнивая старинные предметы с работами современных мастеров, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Любуясь музейными экспонатами, дошкольники проникаются чувством времени, ощущением древней красоты. Посещение музея – хорошее средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
Творческая деятельность детей
После посещения музея мы создаем условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из пластилина, бумаги, картона, природного и бросового материала они изготавливают понравившиеся предметы. Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру.
Оформление выставки
Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих ребят — это вышивки, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду, совместные с родителями творческие работы.
Организуем выставки тематической направленности и сезонные.
По окончании праздничного периода мы организуем итоговые беседы. Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. В ходе обсуждения у детей формируются навыки логического рассуждения. Например, почему этот праздник отмечают в данное время года, как это связано со временами года, событиями в жизни людей. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей формируется и развивается нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Опыт работы в данном направлении еще раз убедил нас в значимости осознанного восприятия детьми правильного отношения к культурному наследию. Сначала интерес и любование, затем - бережное отношение к тому, что их окружает.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитательный процесс строится так, чтобы дети осваивали действия с предметами материальной и духовной культуры.
В процессе общения и взаимодействия, дети учатся видеть и слышать собеседника, считаться с его мнением, договариваться, уступать, работать вместе дружно, делиться чем-либо. То есть, они получают опыт совместных действий.
Национально-региональный компонент
в духовно-нравственном воспитании детей
Работа по духовно-нравственному воспитанию прослеживается и в приобщении детей к народным истокам. ( Тематика занятий: «Край, в котором ты живешь», «История возникновения родного города», «Герб города», «Улицы и здания города», «Парки города», «Памятники города», «Город - село»).
Решаются следующие задачи:
1. Формирование начальных знаний о Кольском полуострове, как составной части Российского государства.
2. Воспитание основ национального самосознания, чувства дружбы и уважения к людям разных национальностей.
3. Развитие эстетической восприимчивости и понимания музейной культуры.
4. Воспитание чувства гордости за родной край, ощущение своей причастности к его истории и культуре.
Обучая культуре и искусству народов Севера, доносим до сознания детей, что музыка и танец, художественное творчество, народные мифы, легенды и сказки занимали важное место в культурной жизни северных народов.
Изучение истории, культуры, особенностей быта, традиций народов неразрывно связано с ознакомлением с национальным песенно-танцевальным, декоративно-прикладным искусством, древним художественным творчеством саамов, праздничными обрядами.
В проведении мероприятий обращаем внимание участников воспитательного процесса на традиции народной культуры. Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, учатся устанавливать его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с историческими событиями и знаменательными датами.
Приобщение детей к народным истокам способствует развитию интереса к истории и культуре. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства (кожа, мех и др.). Мы вовлекаем детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, при этом у детей вырабатываются навыки работы с художественным материалом, и появляется интерес к выполнению приятных и полезных для людей вещей, что позволяет детям знакомиться с национальным костюмом родного народа. Это очень важно, так как, принимая участие в изготовления костюма, дети знакомятся с духовными традициями народа. Таким образом, прослеживается непрерывная связь поколений.
На протяжении всего времени мы знакомим детей не только с национальным костюмом народов Севера, а также с народными костюмами людей других национальностей, проживающих на территории Кольского полуострова. Знакомим детей с декором костюма, материалом украшений, учим их составлению несложных узоров, воспитываем первичные представления о красоте, закрепляем умение использовать в продуктивной творческой деятельности рисунки и аппликации.
Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в нашем детском саду последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:
- непосредственное участие в названном процессе взрослых и детей ( пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов, мы участвуем)
- совместное участие в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить, как об опыте наших предков;
- продвижение от опыта к знанию ( пример: дети понимают, как раньше колядовали, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей;
- усвоение духовно-нравственных традиций не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
Работа с родителями : Положительный опыт семьи в воспитании ребенка бесценен. И очень хорошо, если родители готовы поделиться своим опытом, открыты к сотрудничеству. К сожалению, часто родители слишком заняты своей работой, недостаточно общаются со своими детьми, считают их маленькими. Поэтому в работе с родителями воспитанников воспитателями решаются следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию детей :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому;
• расширение представлений о родном крае, детском саде, улице, городе;
• развитие интереса к русским и коренным народным традициям и промыслам;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование активной позиции родителей в воспитании гражданина России.
В отдельных случаях самым слабым местом в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Мы считаем, что необходима помощь родителям в осознании важности решения задач сохранения и передачи нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками и понимание того, что, прежде всего именно они, родители, ответственны за воспитание детей.
Для решения этой проблемы применяем следующие формы работы с родителями :
1. тематические родительские собрания, вечера вопросов и ответов;
2. открытые показы элементов воспитательно-образовательного процесса;
3. проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
4. индивидуальные консультации специалистов (педагог-психолог, социальный педагог);
5. информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы
6. экскурсии;
7. визиты домой;
8. совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Многие родители активно помогают в оформлении группы, исполняют роли сказочных героев при проведении различных мероприятий, делятся опытом между собой и с педагогами. Такая совместная деятельность часто заканчивается проектом.
Наша работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств нравственных, патриотических, любви и гордости за свою Родину. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.